Расчет выбросов загрязняющих веществ от автостоянок по расчетной схеме 1





Лабораторная работа №5

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стоянок автомобилей

 

Цель работы: изучить методику определения массовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от гаражей и стоянок автомобилей.

Основные сведения

Расчеты валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ производится с использованием удельных показателей:

- количества выделяемых загрязняющих веществ, приведенных к единицам использованного оборудования;

- времени работ автотранспортных средств или оборудования;

- пробега автотранспортных средств;

- массы расходуемых материалов.

Полученные величины выбросов загрязняющих веществ используются при:

1) оценке воздействия на окружающую среду;

2) разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов;

3) инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

4) нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

5) определении объемов разрешенных (лимитируемых) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

6) контроле за соблюдением установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

7) ведении первичного учета воздействий на атмосферный воздух;

8) ведении отчетности о выбросах загрязняющих веществ;

9) исчислении и уплате экологического налога;

10) выполнении иных мероприятий по охране атмосферного воздуха.

Под стоянкой автомобилей понимается территория или помещение, предназначенные для хранения автомобилей в течение определенного периода времени. Автомобили могут размещаться:

- на обособленных открытых стоянках или в отдельно стоящих зданиях и сооружениях (закрытые стоянки), имеющих непосредственный въезд и выезд на дороги общего пользования (рисунок 5.1, расчетная схема 1);

- на открытых стоянках или в зданиях и сооружениях, не имеющих непосредственного въезда и выезда на дороги общего пользования и расположенных в границах объекта, для которого выполняется расчет (рисунок 5.1, расчетная схема 2);

Валовой и максимальный выброс загрязняющих веществ при выбранной схеме 1 определяется только для территории или помещения стоянки, при схеме 2 – для каждой стоянки автомобилей и для каждого внутреннего проезда.

- многоэтажные стоянки (расчетная схема 3).

 

Рисунок 5.1 – Варианты размещения стоянок автомобилей: А - расчетная схема 1; Б - расчетная схема 2. 1-территория или помещение стоянки; 2-дороги общего пользования; 3-въезд с дороги общего пользования; 4-выезд на дороги общего пользования; 5-внутренние проезды; 6-здания и сооружения, не предназначенные для стоянки автомобилей

Для автомобилей с карбюраторными двигателями на бензине рассчитывается выброс СО, СН, NOx, SO2, Pb (Pb – только при использовании этилированного бензина); на сжатом и сжиженном газах – СО, СН, NOx, SO2; с дизельными двигателями – СО, СН, NOx, С, SO2.

Расчет выбросов загрязняющих веществ от автостоянок по расчетной схеме 1

Выбросы i-го вещества в граммах одним автомобилем k-й группы в сутки при выезде с территории или помещения стоянки (M1ik) и возврате (M2ik) рассчитывается по формулам

M1ik = mпрiktпр + mLikL1 + mххiktхх1 ; (5.1)
M2ik = mLikL2 + mххiktхх2 , (5.1)

где mпрik – удельный выброс i-го загрязняющего вещества при прогреве двигателя автомобиля k-й группы;

mLik – пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества автомобилем k-й группы при движении со скоростью 10-20 км/ч, г/км;

mххik – удельный выброс i-го загрязняющего вещества при работе двигателя автомобиля k-й группы на холостом ходу, г/мин;

tпр – время прогрева двигателя, мин;

L1, L2 – пробег автомобиля по территории стоянки, км;

tхх1, tхх2 – время работы двигателя на холостом ходу при выезде с территории стоянки и возврате на нее, мин.

 

Значения удельных выбросов загрязняющих веществ mпрik, mLik, mххik для различных типов автомобилей представлены в таблицах П1–П18.

При установке на автомобилях каталитических нейтрализаторов к данным удельных выбросов, приведенных в таблицах П1-П18, применяются понижающие коэффициенты, указанные в примечаниях к таблицам.

При использовании на АТС двигателей, работающих по газодизельному циклу, удельные выбросы принимаются равными выбросам при работе на дизельном топливе.

Приведенные в таблицах П1-П18 удельные выбросы загрязняющих веществ при прогреве и работе двигателя на холостом ходу соответствуют ситуации, когда не осуществляется регулярный контроль и регулирование двигателей в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75.

При проведении регулярного экологического контроля и регулировки ДВС удельные выбросы автомобилями загрязняющих веществ в граммах в минуту снижаются, и тогда mпрik и mххik должны рассчитываться по формулам

mпрik = m прikkснi , (5.3)
mххik = m ххikkснi , (5.4)

где kснi – коэффициент, учитывающий снижение выброса i-го загрязняющего вещества при проведении экологического контроля. Определяется по таблице 5.1.

 

Таблица 5.1 – Значения коэффициентов снижения удельных выбросов

Тип двигателя Значения kснi
СО СН NOx С SO2 Pb
Б 0,80 0,90 1,00 0,95 0,95
Д 0,90 0,90 1,00 0,80 0,95

 

Периоды года (холодный, теплый, переходный) условно определяются по величине среднемесячной температуры. месяцы со среднемесячной температурой ниже -5°С относятся к холодному, со среднемесячной температурой выше +5°С – к теплому, с температурой от -5°С до +5°С – к переходному периодам. Длительность расчетных периодов и среднемесячные температуры определяются по Справочнику по климату.

Время прогрева двигателя tпр в минутах зависит от температуры воздуха и определяется по таблице 5.2.

 

Таблица 5.2 – Время прогрева двигателя в зависимости от температуры воздуха (открытые и закрытые
неотапливаемые стоянки), мин)

Категория АТС Время прогрева tпр, мин
выше 5° от 5° до -5° от -5° до -10° от -10° до -15° от -15° до -20° от -20° до -25° ниже -25°
Легковой автомобиль
Грузовой автомобиль и автобус

Необходимо учесть, что:

1) при хранении автомобилей на теплых закрытых стоянках принимаются значения tпр = 1,5 мин.

2) для маршрутных автобусов, хранящихся на открытых стоянках без средств подогрева при температуре воздуха ниже -10°С, принимается tпр = 8 мин при условии периодического прогрева двигателя по 15 мин. Этот дополнительный выброс должен учитываться при расчете выбросов по формуле (5.1).

3) при хранении грузовых автомобилей и автобусов на открытых стоянках, оборудованных средствами подогрева, при температуре воздуха ниже -5°С tпр = 6 мин, при хранении легковых автомобилей tпр = 4 мин.

4) в неучтенных ситуациях tпр может приниматься по фактическим замерам.

Средний пробег автомобилей в километрах по территории или помещению стоянки L1 при выезде и L2 при возврате рассчитываются по формулам

L1 = (L + L)/2 ; (5.5)
L2 = (L + L)/2 , (5.6)

где L, L – пробег автомобиля от ближайшего к выезду и наиболее удаленного от выезда места стоянки до выезда со стоянки, км;

L, L – пробег автомобиля от ближайшего к въезду и наиболее удаленного от въезда места стоянки автомобиля до въезда на стоянку, км.

 

Продолжительность работы двигателя на холостом ходу в минутах при выезде (въезде) автомобиля со стоянки tхх1 = tхх2 = 1 мин.

Валовой выброс i-го вещества автомобилями, т/год, рассчитывается раздельно для каждого периода года по формуле

= ab∙(M1ik + M2ik)∙NkDp∙10-6 , (5.7)

где ab – коэффициент выпуска (выезда);

Nk – количество автомобилей k-й группы на территории или в помещении стоянки за расчетный период;

– количество дней работы в расчетном периоде (холодном, теплом, переходном);

j – период года: Т – теплый, П – переходный, Х – холодный.

 

Влияние холодного и переходного периодов года на выбросы загрязняющих веществ учитывается только для выезжающих автомобилей, хранящихся на открытых и закрытых неотапливаемых стоянках.

Общий валовой выброс Mi, т/год, рассчитывают путем суммирования валовых выбросов одноименных веществ по периодам года по формуле

Mi = Miт + Miп + Miх . (5.8)

Максимальный выброс i-го загрязняющего веществ Gi, г/с, рассчитывается для каждого месяца по формуле

Gi = M1ikN /k / 3600 , (5.9)

где N /k – количество автомобилей k-й группы, выезжающих со стоянки за один час, характеризующейся максимальной интенсивностью выезда автомобилей.

Из полученных значений Gi выбирается максимальное.

 

 


Исходные данные:

Таблица 5.3 – Исходные данные для расчета выбросов загрязняющих веществ от автостоянок

Первая цифра № варианта Тип стоянки Непосредственный въезд/выезд на дороги общего пользования L, км L1Д, км L2Б, км L, км ab
БП имеется 0,03 0,3 0,03 0,3 0,8
БП имеется 0,04 0,4 0,04 0,4 0,9
СП имеется 0,02 0,2 0,02 0,2 0,8
ТЗ имеется 0,05 0,4 0,05 0,4 0,7
Примечание: БП – открытая или закрытая неотапливая стоянка без средств подогрева; СП – открытая стоянка, оборудованная средствами подогрева; ТЗ - теплая закрытая стоянка.

 

Таблица 5.4 – Дополнительные исходные данные для расчета выбросов загрязняющих веществ от автостоянок

Характе-ристики АТС Вторая цифра номера варианта
Марка АТС КамАЗ 5320 (8т, Д)* МАЗ-103 (12 м, Д)* МАЗ-152 (12 м, Д) МАЗ 5551 (10т, Д) КамАЗ 5320 (8т, Д) МАЗ 5551 (10т, Д) МАЗ-103 (12 м, Д) КамАЗ 5320 (8т, Д) МАЗ-152 (12 м, Д) МАЗ 5551 (10т, Д)
N, шт.
tхх, мин. 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Примечание: в скобках даны характеристики АТС: Д – дизель; грузоподъемность в тоннах для грузовых АТС, габаритная длина в метрах для автобусов.

Задание:

На основании исходных данных, приведенных в таблицах 5.3 – 5.4, рассчитать годовой выброс
М, т/год, и максимальный выброс G, г/с, загрязняющих веществ в атмосферу от стоянок автотранспортных средств. Учесть, что в АТП производится регулярный контроль и регулировка двигателей АТС.

Расчеты выполнять в соответствии с методикой, приведенной выше. При определении исходных данных использовать номер варианта, назначенный преподавателем.

Результаты расчетов привести в виде таблицы 5.5.

Таблица 5.5 – Результаты расчета выбросов загрязняющих веществ от автостоянок

Предприятие автомобильного транспорта Наименование загрязняющего вещества Валовой выброс, т/год Максимальный выброс, г/с
       

 


Таблица П4

 

 

 

Таблица П6

 

 

 

Таблица П8

 

 

 

Таблица П10

 

 

 

Таблица П12

 

 

Таблица П14

 

Пробеговые выбросы загрязняющих веществ автобусами,

произведенными в странах СНГ, г/мин

Класс автобуса (габаритная длина, м) Тип двигателя Удельные выбросы загрязняющих веществ (mLik)
СО СН NOx C SO2 Pb
АИ-93 А-92; А-76
Т Х Т Х Т Х Т Х Т Х Т Х Т Х
Особо малый (до 5,5) Б 22,7 28,5 2,8 3,5 0,6 0,6 - - 0,09 0,11 0,040 0,054 0,021 0,026
Д 2,3 2,8 0,6 0,7 2,0 2,2 0,15 0,20 0,33 0,41 - - - -
Малый (6,0-7,5) Б 29,7 37,3 5,5 6,9 0,8 0,8 - - 0,15 0,19 - - 0,035 0,043
Д 3,5 4,3 0,7 0,8 2,6 2,6 0,20 0,30 0,39 0,49 - - - -
Средний (8,0-10,0) Б 47,4 59,3 8,7 10,3 1,0 1,0 - - 0,18 0,22 - - 0,044 0,054
Д 5,1 6,2 0,9 1,1 3,5 3,5 0,20 0,30 0,45 0,56 - - - -
Большой (10,5-12,0) Б 55,3 68,8 9,9 11,9 1,2 1,2 - - 0,22 0,26 - - 0,053 0,065
Д 5,1 6,2 0,9 1,1 3,5 3,5 0,25 0,35 0,45 0,56 - - - -
Особо большой (сочлененный) (16,5-24,0) Д 7,5 9,3 1,1 1,3 4,5 4,5 0,30 0,40 0,78 0,97 - - - -
Примечание: 1. В переходный период значения выбросов СО, СН, С, SO2, Pb должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NOx равны выбросам в холодный период. 2. При комплектации автобусов дизелями, удовлетворяющим требованиям Правил ЕЭК ООН №49-02А и 49-02В (ЕВРО-1 и ЕВРО-2) по токсичности, значения выбросов загрязняющих веществ принимаются по таблице П17. 3. Для автобусов, оборудованных сертифицированными двухкомпонентными нейтрализаторами с дополнительной подачей воздуха (окислительного типа) и работающих на неэтилированном бензине, значения выбросов СО должны умножаться на коэффициент 0,2, значения выбросов СН – на 0,3.

 

Таблица П15

 

Удельные выбросы загрязняющих веществ на холостом ходу автобусами,

произведенными в странах СНГ, г/мин

Класс автобуса (габаритная длина, м) Тип двигателя Удельные выбросы загрязняющих веществ (mххik)
СО СН NOx C SO2 Pb
АИ-93 А-92; А-76
Особо малый (до 5,5) Б 4,5 0,40 0,05 - 0,012 0,007 0,003
Д 0,8 0,20 0,16 0,01 0,054 - -
Малый (6,0-7,5) Б 10,2 1,70 0,20 - 0,020 - 0,005
Д 1,5 0,25 0,50 0,02 0,072 - -
Средний (8,0-10,0) Б 13,5 2,20 0,25 - 0,029 - 0,006
Д 2,8 0,30 0,60 0,03 0,090 - -
Большой (10,5-12,0) Б 17,2 2,80 0,30 - 0,029 - 0,007
Д 3,5 0,40 0,80 0,04 0,100 - -
Особо большой (сочлененный) (16,5-24,0) Д 3,5 0,40 0,80 0,04 0,100 - -
Примечание: 1. При комплектации автобусов дизелями, удовлетворяющими требованиям Правил ЕЭК ООН №49-02А и 49-02В (ЕВРО-1 и ЕВРО-2) по токсичности, значения выбросов загрязняющих веществ принимаются по таблице П18. 2. Для автобусов, оборудованных сертифицированными двухкомпонентными нейтрализаторами с дополнительной подачей воздуха (окислительного типа) и работающих на неэтилированном бензине, значения выбросов СО должны умножаться на коэффициент 0,2, значения выбросов СН – на 0,3.

 

 

 

 

 

Таблица П18

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.096 с.