Расчет выбросов загрязняющих веществ от автостоянок по расчетной схеме 1




Лабораторная работа №5

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стоянок автомобилей

 

Цель работы: изучить методику определения массовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от гаражей и стоянок автомобилей.

Основные сведения

Расчеты валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ производится с использованием удельных показателей:

- количества выделяемых загрязняющих веществ, приведенных к единицам использованного оборудования;

- времени работ автотранспортных средств или оборудования;

- пробега автотранспортных средств;

- массы расходуемых материалов.

Полученные величины выбросов загрязняющих веществ используются при:

1) оценке воздействия на окружающую среду;

2) разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов;

3) инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

4) нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

5) определении объемов разрешенных (лимитируемых) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

6) контроле за соблюдением установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

7) ведении первичного учета воздействий на атмосферный воздух;

8) ведении отчетности о выбросах загрязняющих веществ;

9) исчислении и уплате экологического налога;

10) выполнении иных мероприятий по охране атмосферного воздуха.

Под стоянкой автомобилей понимается территория или помещение, предназначенные для хранения автомобилей в течение определенного периода времени. Автомобили могут размещаться:

- на обособленных открытых стоянках или в отдельно стоящих зданиях и сооружениях (закрытые стоянки), имеющих непосредственный въезд и выезд на дороги общего пользования (рисунок 5.1, расчетная схема 1);

- на открытых стоянках или в зданиях и сооружениях, не имеющих непосредственного въезда и выезда на дороги общего пользования и расположенных в границах объекта, для которого выполняется расчет (рисунок 5.1, расчетная схема 2);

Валовой и максимальный выброс загрязняющих веществ при выбранной схеме 1 определяется только для территории или помещения стоянки, при схеме 2 – для каждой стоянки автомобилей и для каждого внутреннего проезда.

- многоэтажные стоянки (расчетная схема 3).

 

Рисунок 5.1 – Варианты размещения стоянок автомобилей: А - расчетная схема 1; Б - расчетная схема 2. 1-территория или помещение стоянки; 2-дороги общего пользования; 3-въезд с дороги общего пользования; 4-выезд на дороги общего пользования; 5-внутренние проезды; 6-здания и сооружения, не предназначенные для стоянки автомобилей

Для автомобилей с карбюраторными двигателями на бензине рассчитывается выброс СО, СН, NOx, SO2, Pb (Pb – только при использовании этилированного бензина); на сжатом и сжиженном газах – СО, СН, NOx, SO2; с дизельными двигателями – СО, СН, NOx, С, SO2.

Расчет выбросов загрязняющих веществ от автостоянок по расчетной схеме 1

Выбросы i -го вещества в граммах одним автомобилем k -й группы в сутки при выезде с территории или помещения стоянки (M 1ik) и возврате (M 2ik) рассчитывается по формулам

M 1ik = m прikt пр + m LikL 1 + m ххikt хх1; (5.1)
M 2ik = m LikL 2 + m ххikt хх2, (5.1)

где m прik – удельный выброс i -го загрязняющего вещества при прогреве двигателя автомобиля k -й группы;

m Lik – пробеговый выброс i -го загрязняющего вещества автомобилем k -й группы при движении со скоростью 10-20 км/ч, г/км;

m ххik – удельный выброс i -го загрязняющего вещества при работе двигателя автомобиля k -й группы на холостом ходу, г/мин;

t пр – время прогрева двигателя, мин;

L 1, L 2 – пробег автомобиля по территории стоянки, км;

t хх1, t хх2 – время работы двигателя на холостом ходу при выезде с территории стоянки и возврате на нее, мин.

 

Значения удельных выбросов загрязняющих веществ m прik, m Lik, m ххik для различных типов автомобилей представлены в таблицах П1–П18.

При установке на автомобилях каталитических нейтрализаторов к данным удельных выбросов, приведенных в таблицах П1-П18, применяются понижающие коэффициенты, указанные в примечаниях к таблицам.

При использовании на АТС двигателей, работающих по газодизельному циклу, удельные выбросы принимаются равными выбросам при работе на дизельном топливе.

Приведенные в таблицах П1-П18 удельные выбросы загрязняющих веществ при прогреве и работе двигателя на холостом ходу соответствуют ситуации, когда не осуществляется регулярный контроль и регулирование двигателей в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75.

При проведении регулярного экологического контроля и регулировки ДВС удельные выбросы автомобилями загрязняющих веществ в граммах в минуту снижаются, и тогда m прik и m ххik должны рассчитываться по формулам

m прik = m прikk снi, (5.3)
m ххik = m ххikk снi, (5.4)

где k снi – коэффициент, учитывающий снижение выброса i -го загрязняющего вещества при проведении экологического контроля. Определяется по таблице 5.1.

 

Таблица 5.1 – Значения коэффициентов снижения удельных выбросов

Тип двигателя Значения k снi
СО СН NOx С SO2 Pb
Б 0,80 0,90 1,00 0,95 0,95
Д 0,90 0,90 1,00 0,80 0,95

 

Периоды года (холодный, теплый, переходный) условно определяются по величине среднемесячной температуры. месяцы со среднемесячной температурой ниже -5°С относятся к холодному, со среднемесячной температурой выше +5°С – к теплому, с температурой от -5°С до +5°С – к переходному периодам. Длительность расчетных периодов и среднемесячные температуры определяются по Справочнику по климату.

Время прогрева двигателя t пр в минутах зависит от температуры воздуха и определяется по таблице 5.2.

 

Таблица 5.2 – Время прогрева двигателя в зависимости от температуры воздуха (открытые и закрытые
неотапливаемые стоянки), мин)

Категория АТС Время прогрева tпр, мин
выше 5° от 5° до -5° от -5° до -10° от -10° до -15° от -15° до -20° от -20° до -25° ниже -25°
Легковой автомобиль              
Грузовой автомобиль и автобус              

Необходимо учесть, что:

1) при хранении автомобилей на теплых закрытых стоянках принимаются значения t пр = 1,5 мин.

2) для маршрутных автобусов, хранящихся на открытых стоянках без средств подогрева при температуре воздуха ниже -10°С, принимается t пр = 8 мин при условии периодического прогрева двигателя по 15 мин. Этот дополнительный выброс должен учитываться при расчете выбросов по формуле (5.1).

3) при хранении грузовых автомобилей и автобусов на открытых стоянках, оборудованных средствами подогрева, при температуре воздуха ниже -5°С t пр = 6 мин, при хранении легковых автомобилей t пр = 4 мин.

4) в неучтенных ситуациях t пр может приниматься по фактическим замерам.

Средний пробег автомобилей в километрах по территории или помещению стоянки L 1 при выезде и L 2 при возврате рассчитываются по формулам

L 1 = (L + L )/2; (5.5)
L 2 = (L + L )/2, (5.6)

где L , L – пробег автомобиля от ближайшего к выезду и наиболее удаленного от выезда места стоянки до выезда со стоянки, км;

L , L – пробег автомобиля от ближайшего к въезду и наиболее удаленного от въезда места стоянки автомобиля до въезда на стоянку, км.

 

Продолжительность работы двигателя на холостом ходу в минутах при выезде (въезде) автомобиля со стоянки t хх1 = t хх2 = 1 мин.

Валовой выброс i -го вещества автомобилями, т/год, рассчитывается раздельно для каждого периода года по формуле

= a b∙(M 1ik + M 2ik)∙ N kD p∙10-6, (5.7)

где a b – коэффициент выпуска (выезда);

N k – количество автомобилей k -й группы на территории или в помещении стоянки за расчетный период;

– количество дней работы в расчетном периоде (холодном, теплом, переходном);

j – период года: Т – теплый, П – переходный, Х – холодный.

 

Влияние холодного и переходного периодов года на выбросы загрязняющих веществ учитывается только для выезжающих автомобилей, хранящихся на открытых и закрытых неотапливаемых стоянках.

Общий валовой выброс M i, т/год, рассчитывают путем суммирования валовых выбросов одноименных веществ по периодам года по формуле

M i = M iт + M iп + M iх. (5.8)

Максимальный выброс i -го загрязняющего веществ G i, г/с, рассчитывается для каждого месяца по формуле

G i = M 1ikN / k / 3600, (5.9)

где N / k – количество автомобилей k -й группы, выезжающих со стоянки за один час, характеризующейся максимальной интенсивностью выезда автомобилей.

Из полученных значений G i выбирается максимальное.

 

 


Исходные данные:

Таблица 5.3 – Исходные данные для расчета выбросов загрязняющих веществ от автостоянок

Первая цифра № варианта Тип стоянки Непосредственный въезд/выезд на дороги общего пользования L , км L 1Д, км L 2Б, км L , км a b
  БП имеется 0,03 0,3 0,03 0,3 0,8  
  БП имеется 0,04 0,4 0,04 0,4 0,9  
  СП имеется 0,02 0,2 0,02 0,2 0,8  
  ТЗ имеется 0,05 0,4 0,05 0,4 0,7  
Примечание: БП – открытая или закрытая неотапливая стоянка без средств подогрева; СП – открытая стоянка, оборудованная средствами подогрева; ТЗ - теплая закрытая стоянка.

 

Таблица 5.4 – Дополнительные исходные данные для расчета выбросов загрязняющих веществ от автостоянок

Характе-ристики АТС Вторая цифра номера варианта
                   
Марка АТС КамАЗ 5320 (8т, Д)* МАЗ-103 (12 м, Д)* МАЗ-152 (12 м, Д) МАЗ 5551 (10т, Д) КамАЗ 5320 (8т, Д) МАЗ 5551 (10т, Д) МАЗ-103 (12 м, Д) КамАЗ 5320 (8т, Д) МАЗ-152 (12 м, Д) МАЗ 5551 (10т, Д)
N, шт.                    
t хх, мин. 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
                   
                   
                   
Примечание: в скобках даны характеристики АТС: Д – дизель; грузоподъемность в тоннах для грузовых АТС, габаритная длина в метрах для автобусов.

Задание:

На основании исходных данных, приведенных в таблицах 5.3 – 5.4, рассчитать годовой выброс
М, т/год, и максимальный выброс G, г/с, загрязняющих веществ в атмосферу от стоянок автотранспортных средств. Учесть, что в АТП производится регулярный контроль и регулировка двигателей АТС.

Расчеты выполнять в соответствии с методикой, приведенной выше. При определении исходных данных использовать номер варианта, назначенный преподавателем.

Результаты расчетов привести в виде таблицы 5.5.

Таблица 5.5 – Результаты расчета выбросов загрязняющих веществ от автостоянок

Предприятие автомобильного транспорта Наименование загрязняющего вещества Валовой выброс, т/год Максимальный выброс, г/с
       

 


Таблица П4

 

 

 

Таблица П6

 

 

 

Таблица П8

 

 

 

Таблица П10

 

 

 

Таблица П12

 

 

Таблица П14

 

Пробеговые выбросы загрязняющих веществ автобусами,

произведенными в странах СНГ, г/мин

Класс автобуса (габаритная длина, м) Тип двигателя Удельные выбросы загрязняющих веществ (mLik)
СО СН NOx C SO2 Pb
АИ-93 А-92; А-76
Т Х Т Х Т Х Т Х Т Х Т Х Т Х
Особо малый (до 5,5) Б 22,7 28,5 2,8 3,5 0,6 0,6 - - 0,09 0,11 0,040 0,054 0,021 0,026
Д 2,3 2,8 0,6 0,7 2,0 2,2 0,15 0,20 0,33 0,41 - - - -
Малый (6,0-7,5) Б 29,7 37,3 5,5 6,9 0,8 0,8 - - 0,15 0,19 - - 0,035 0,043
Д 3,5 4,3 0,7 0,8 2,6 2,6 0,20 0,30 0,39 0,49 - - - -
Средний (8,0-10,0) Б 47,4 59,3 8,7 10,3 1,0 1,0 - - 0,18 0,22 - - 0,044 0,054
Д 5,1 6,2 0,9 1,1 3,5 3,5 0,20 0,30 0,45 0,56 - - - -
Большой (10,5-12,0) Б 55,3 68,8 9,9 11,9 1,2 1,2 - - 0,22 0,26 - - 0,053 0,065
Д 5,1 6,2 0,9 1,1 3,5 3,5 0,25 0,35 0,45 0,56 - - - -
Особо большой (сочлененный) (16,5-24,0) Д 7,5 9,3 1,1 1,3 4,5 4,5 0,30 0,40 0,78 0,97 - - - -
Примечание: 1. В переходный период значения выбросов СО, СН, С, SO2, Pb должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NOx равны выбросам в холодный период. 2. При комплектации автобусов дизелями, удовлетворяющим требованиям Правил ЕЭК ООН №49-02А и 49-02В (ЕВРО-1 и ЕВРО-2) по токсичности, значения выбросов загрязняющих веществ принимаются по таблице П17. 3. Для автобусов, оборудованных сертифицированными двухкомпонентными нейтрализаторами с дополнительной подачей воздуха (окислительного типа) и работающих на неэтилированном бензине, значения выбросов СО должны умножаться на коэффициент 0,2, значения выбросов СН – на 0,3.

 

Таблица П15

 

Удельные выбросы загрязняющих веществ на холостом ходу автобусами,

произведенными в странах СНГ, г/мин

Класс автобуса (габаритная длина, м) Тип двигателя Удельные выбросы загрязняющих веществ (mххik)
СО СН NOx C SO2 Pb
АИ-93 А-92; А-76
Особо малый (до 5,5) Б 4,5 0,40 0,05 - 0,012 0,007 0,003
Д 0,8 0,20 0,16 0,01 0,054 - -
Малый (6,0-7,5) Б 10,2 1,70 0,20 - 0,020 - 0,005
Д 1,5 0,25 0,50 0,02 0,072 - -
Средний (8,0-10,0) Б 13,5 2,20 0,25 - 0,029 - 0,006
Д 2,8 0,30 0,60 0,03 0,090 - -
Большой (10,5-12,0) Б 17,2 2,80 0,30 - 0,029 - 0,007
Д 3,5 0,40 0,80 0,04 0,100 - -
Особо большой (сочлененный) (16,5-24,0) Д 3,5 0,40 0,80 0,04 0,100 - -
Примечание: 1. При комплектации автобусов дизелями, удовлетворяющими требованиям Правил ЕЭК ООН №49-02А и 49-02В (ЕВРО-1 и ЕВРО-2) по токсичности, значения выбросов загрязняющих веществ принимаются по таблице П18. 2. Для автобусов, оборудованных сертифицированными двухкомпонентными нейтрализаторами с дополнительной подачей воздуха (окислительного типа) и работающих на неэтилированном бензине, значения выбросов СО должны умножаться на коэффициент 0,2, значения выбросов СН – на 0,3.

 

 

 

 

 

Таблица П18

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: