Структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.




Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Тема 14.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история его создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.- 2 часа

Цель: Ознакомиться с историей единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), его создания, предназначение, структурой, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Основные источники, Интернет-ресурсов и пособия:

1.Безопасность и жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков.М-М;ФОРУМ,2008.-(профессиональное образование) – стр. 108-119;

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история его создания и предназначение.

 

В конце XX – начале XXI века угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла.

В апреле 1992 года Правительством Российской Федерации было принято и утверждено предложенное министерством Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней - РСЧС.


Поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны:

- РСЧС решает задачи в мирное время;

- ГО – в военное время.

В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного

В 1994 г. был принят Федеральный закон от 21 декабря №68-ФЗ «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.
На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных:

- на предупреждение ЧС;

- организацию защиты населения;

- территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время;

- от опасностей, возникающих при военных действиях.

В ноябре 1995 года была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

 

Структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.


Основные задачи РСЧС:

 

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций любого характера;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
- подготовка населения к действиям при ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
-реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

 

РСЧС объединяет органы управления по делам ГО ЧС, силы и средства страны для защиты от ЧС.

 

 


РСЧС состоит из подсистем:

 

1. Из территориальных подсистем (создаются в субъектах РФ);

2. Из функциональных подсистем (создаются федеральными министерствами и ведомствами);

Она имеет пять уровней:

1. Федеральный;

2. Региональный;

3. Территориальный;

4. Местный;

5. Объектовый.

 

В свою очередь, каждый уровень РСЧС имеет:

 

1. Координирующие органы;

2. Постоянно действующие органы управления РСЧС;

3. Силы и средства РСЧС;

4. Системы связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.

 

Органы управления системы РСЧС:


- на федеральном уровне – МЧС России;
- на региональном уровне – региональные центры по делам ГОЧС;
- на территориальном уровне – министерства, комитеты, главные управления и другие органы управления по делам ГОЧС;
- на объектовом уровне – отделы (сектора или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.


В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих

- режимов функционирования РСЧС:


1Режим повседневной деятельности –

Условия установки режима - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.


2Режим повышенной готовности

Условия установки режима – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.


3 Режим чрезвычайной ситуации –

Условия установки режима -при возникновении и во время ликвидации ЧС.

 

Решение о введении режимов функционирования подсистемы РСЧС принимает территориальная или ведомственная комиссия по ЧС с учетом конкретной обстановки.


Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.


1.В режиме повседневной деятельности:


- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.

 


2.В режиме повышенной готовности:


- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС


3.В режиме чрезвычайной ситуации:


- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

 

К органам повседневного управления РСЧС относятся:

- Пункты управления (центры управления кризисных ситуаций);

- Оперативные дежурные на всех уровнях;

- дежурно- диспетчерской службы (ДДС)

-дежурные службы подразделений спасательных формирований.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

В состав этих сил входят:

- аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются:

-для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

 

Силы и средства органов внутренних дел применяются:

- при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.


Итак, Вы рассмотрели основные задачи, структуру и режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы на самоподготовку:


1. Назовите основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2. Из каких подсистем состоит РСЧС.
3. Охарактеризуйте режимы функционирования РСЧС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: