Задание 1. Выразительно прочитайте текст о слоне.




Доклад

«О подготовке учащихся к итоговому собеседованию»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ Мордовокарайская СОШ

имени В.Н.Сидорина

Коновалова А.Ю.

Как показала практика последних лет, устный экзамен как допуск к Итоговой аттестации в 9 классе является огромным стрессом для выпускников. На первый взгляд, ничего сложного. Первое задание проверяет умение читать вслух. Разумеется, при чтении надо соблюдать орфоэпические, грамматические нормы, соблюдать темп и интонацию. Однако при этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности выпускника: психологическое состояние или возможные дефекты речи. Например, как оценивать чтение ребенка, который заикается или не выговаривает некоторые буквы? На практике не раз встречались случаи, когда ученики, которые отлично читают и пересказывают тексты на простых уроках, на экзамене теряются, допускают массу ошибок. Они не в силах справиться с волнением. Это и понятно, ведь ведётся видео- и аудиозапись, а на тебя смотрят сразу два экзаменатора.

С пересказом ещё сложнее, чем с чтением. Время на подготовку — 2 минуты. Текст состоит из 4-5 абзацев, достаточно информативных. Надо пересказать подробно, уловив суть каждой микротемы, соблюсти фактологическую точность и дополнить пересказ данным в задании высказыванием, выбрав для этого подходящее место в тексте и нужный способ цитирования. Всё это за 2 (!) минуты. Для осмысления всего прочитанного в таких условиях нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. От волнения ученик теряет способность сконцентрироваться на информации. Даже если кое-как удается собраться, дальше всё будет зависеть от скорости восприятия текста. У всех она разная. Большинству нужно время, чтобы вспомнить важную информацию да ещё и подумать, куда пристроить нужную цитату. Поэтому немудрено, что большинство школьников про цитату просто забывает.

В третьем задании ученику предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем — и построить монологическое высказывание. Время на подготовку — 1 минута. Довольно сложное задание. Если с описанием черно-белой фотографии ученики ещё кое-как справляются, то повествование на основе жизненного опыта даётся далеко не всем. В первую очередь потому, что не у всех детей, живущих в селе, есть возможность посетить музей, кинотеатр и т.д., соответственно, у них нет впечатлений, о которых можно рассказать. Рассуждение же ученики вообще выбирают крайне редко, так как темы бывают довольно сложными для построения монолога, состоящего из минимум 10 фраз, или просто неинтересными.

Диалог с собеседником обычно даётся выпускникам легче монолога, но здесь всё зависит от индивидуального подхода и доброжелательности учителя, умеющего «разговорить» ученика. При переходе к диалогу эмоциональное напряжение понемногу спадает.

Анализируя результаты экзаменов прошлых, лет я обратила внимание на самые частые ошибки, которые допускали ребята. В основном сложности были связаны с произношением и правильной постановкой ударения в словах, также девятиклассники испытывали трудности со склонением числительных. Кроме того, детям сложно построить полные ответы на заданные вопросы. Ребята не умеют строить монологическое высказывание, которое бы характеризовалось смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью. Речь учащихся не отличается богатством, точностью словаря и разнообразием синтаксических конструкций.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вопрос – как избежать ошибок на устном экзамене в 9 классе в том числе и вследствие излишнего волнения? Ответ очевиден – начинать обучение грамотному во всех смыслах чтению, пересказу и монологическому высказыванию необходимо как можно раньше, как минимум в 5 классе и проводиться оно должно систематически, в течение всего обучения русскому языку. Обучение должно быть алгоритмизировано, чтобы ученик четко понимал, как строить пересказ и монологическое высказывание. Целесообразно проводить неофициальный устный экзамен по русскому языку каждый год, начиная с 5 класса, естественно, с учетом возрастных особенностей. Это поможет детям «привыкнуть» к самой процедуре экзамена и избегать ошибок в будущем.

Подготовку учащихся необходимо проводить систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5класса. Структура урока, как традиционного, так и соответствующего ФГОС, не предполагает отработку, например, ведения диалога, поэтому целесообразно выстраивать некоторые задания по русскому языку и литературе в виде диалога, монолога на заданную тему или пересказа, с включением в него, например, эпиграфа к уроку. Обучение монологическому высказыванию представляет собой довольно сложную задачу: задание по сути представляет собой 3 разных вида заданий с разными типами речи. На самом деле учебники по русскому языку уже содержат массу заданий, ориентирующих ученика на подготовку к этому виду заданий. Так, начиная с 5 класса, учащиеся регулярно пишут сочинения по картине. Остается только предложить им проговорить эскиз текста на уроке подготовки к сочинению. Повествованию целесообразно обучать на примере имеющихся событий школьной жизни: предлагать обучающимся регулярно рассказывать о посещении музея, библиотеки, выставки, просмотре фильма и т.п. Обучение рассуждению можно строить по итогам изучения того или иного произведения, задавая обучающимся вопросы, не имеющие однозначного или очевидного ответа. В целом, следуя привычному циклу изучения русского языка и литературы, дополняя его устными ответами учащихся в соответствие со структурой устного собеседования.

Ниже представлен примерный адаптированный вариант для проведения устного экзамена по русскому языку в 5 классе.

Вариант 1 (5 класс)

Задание 1. Выразительно прочитайте текст о слоне.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Слоны – очень крупные животные высотой до трёх метров. Самое удивительное у слона – хобот. Это – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.

Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.

Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 вёдер воды.
Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причинённое им, они помнят всю жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: