После заключения кредитного договора и получения кредита деятельность Заемщика должна находиться под постоянным контролем работников Кредитного подразделения.
Начисление и уплата процентов
Проценты за пользование кредитом начисляются по формуле простых процентов на остаток задолженности по кредиту (основному долгу), отражаемый на ссудном счете Заемщика на начало операционного дня в соответствии с расчетной базой, в которой количество дней в году и количество дней в месяце соответствует количеству фактических календарных дней. В автоматизированном режиме обеспечивается ежедневное начисление (расчет) процентов по ссудной задолженности Заемщика.
Расчетный период для определения суммы подлежащих уплате процентов устанавливается:
первый процентный период– со дня, следующего за днем предоставления кредита по день, определенный кредитным договором для уплаты процентов, или по дату полного погашения кредита (основного долга) в зависимости от того, какая дата наступит раньше;
последующие процентные периоды– со дня, следующего за днем окончания предыдущего процентного периода, по день очередной уплаты процентов, определенный кредитным договором, или по дату полного погашения кредита (основного долга) в зависимости от того, какая дата наступит раньше.
Уплата Заемщиком причитающихся процентов производится в сроки, установленные кредитным договором, а за последний процентный период – одновременно с погашением суммы основного долга.
Контроль за правильностью начисления и уплаты процентов, проведением необходимых проводок по начислению и зачислению в доходы Банка полученных процентов осуществляется Бухгалтерской службой Банка.
|
В случае неуплаты процентов в срок, установленный кредитным договором, руководитель Бухгалтерской службы обязан не позднее следующего дня проинформировать Кредитное подразделение об указанном факте в форме служебной записки. В записке указывается сумма просроченных процентов, номер счета для учета просроченных процентов, наименование Заемщика и номер кредитного договора.
Погашение основного долга
Погашение ссудной задолженности осуществляется заемщиками в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров, учет погашения ссудной задолженности осуществляется Бухгалтерской службой Банка в АБС «БИСквит».
Кредитное подразделение после предоставления кредита направляет Заемщику уведомление о сроках и суммах уплаты начисленных процентов и основного долга. В уведомлении указываются номера балансовых счетов (ссудный счет и счета по учету процентов и комиссионного сбора).
В случае возникновения просрочки по погашению основного долга Бухгалтерская служба Банка не позднее следующего дня информирует об указанном факте руководителя Кредитного подразделения Банка служебной запиской, в которой указывается: наименование Заемщика, номер кредитного договора, сумма просроченной задолженности, номер счета для учета просроченной задолженности.
Изменение условий действующих договоров
Решения об изменении условий действующих кредитных договоров путем заключения дополнительных соглашений или в одностороннем порядке принимаются Уполномоченным органом Банка, принявшим решение о предоставлении кредита в рамках установленных полномочий, с обязательным предварительным рассмотрением соответствующим Уполномоченным органом предыдущего уровня.
|
Решение о согласии Банка на досрочный возврат кредита (части кредита) по инициативе Заемщика без взимания комиссии принимается:
· руководителем Кредитного подразделения головного офиса Банка – по кредитным сделкам, которые находятся на сопровождении в головном офисе, а также по кредитным сделкам региональных филиалов и их дополнительных офисов, рассмотрение которых относится к полномочиям головного офиса;
· руководителем кредитного подразделения регионального филиала по согласованию с руководителем службы (отдела) ресурсов филиала – по кредитным сделкам, рассмотрение которых относится к полномочиям регионального филиала в соответствии с установленными ему лимитами;
· управляющим дополнительным офисом – по кредитным сделкам, рассмотрение которых относится к полномочиям дополнительного офиса в соответствии с установленными ему лимитами.
Принятие решения осуществляется на основании анализа следующего пакета документов:
· контрольный лист за ходом исполнения кредитного договора (договора об открытии кредитной линии);
· оценка хода реализации проекта;
· акт проверки залогового имущества на текущую дату;
· заключение о финансовом положении Заемщика (и, при необходимости, Залогодателя – третьего лица) на последнюю отчетную дату в сравнении с положением на момент принятия решения о предоставлении кредита;
· заключение по обеспечению кредитного проекта с обоснованием возможности его изменения: уменьшения – без снижения ликвидности обеспечения, а также установленного на момент принятия решения о предоставлении кредита коэффициента увеличения суммы обязательств; увеличения – при соблюдении требований, установленных нормативными документами по кредитованию;
|
· заключение Юридической службы по Залогодателю и обеспечению;
· решение Уполномоченного органа регионального филиала.
После принятия самостоятельного решения региональный филиал в трехдневный срок уведомляет Кредитное подразделение головного офиса Банка об изменении обеспечения.
Закрытие кредитной сделки
После полного выполнения обязательств Заемщика по кредитному договору оригиналы кредитных документов, находящиеся в Хранилище ценностей, а также материалы кредитного дела по закрытой кредитной сделке, хранящиеся в Кредитном подразделении и Бухгалтерской службе, в срок, не превышающий 180 дней, подлежат передаче в архив Банка в соответствии с порядком, определенным Инструкцией №9-И.
В этих целях выполняются следующие действия:
· При закрытии кредитной сделки кредитное дело изымается из Хранилища ценностей работником Бухгалтерской службы и передаются не позднее третьего рабочего дня после даты изъятия дела из хранилища в Кредитное подразделение по акту приема-передачи, с приложением описи передаваемых документов.
· Выдача документов из Хранилища ценностей осуществляется на основании ранее сформированного и оформленного работником Бухгалтерской службы мемориального ордера по выдаче ценностей, переданного внутренним порядком в операционную кассу.
· Работник Кредитного подразделения, осуществляющий сопровождение кредитной сделки, после ее закрытия помещает надпись «ПОГАШЕНО»на обложке кредитного дела, содержащего документы по обеспечению, выдаче и сопровождению кредитного проекта, и контрольном листе, копия которого подшивается в дело, характеризующее финансовое состояние Заемщика, для формирования базы данных о кредитной истории.
После получения документов от Бухгалтерской службы работником Кредитного подразделения делается отметка «ПОГАШЕНО» на оригинале кредитного договора, полученные документы подшиваются к материалам кредитного дела, находящегося в Кредитном подразделении, после чего полностью сформированный пакет документов по закрытой кредитной сделке передается должностному лицу архива Банка.
По истечении срока хранения в архиве Банка кредитные дела уничтожаются по акту в соответствии с установленным порядком.