Введение. Во введении необходимо указать следующее:
- наименование или профиль предприятия, для которого разрабатывается БД;
- наименование предметной области;
- назначение разработки БД;
- место разрабатываемой БД в общей системе управления предприятием;
- требования заказчика к разрабатываемой БД;
- пользователи БД, права пользователей;
- описание (перечисление) общетехнических и общесистемных программных средств.
Обследование предметной области. В этом разделе необходимо указать область применения проектируемой базы данных. Здесь же необходимо указать источники информации, которые были использованы при анализе предметной области; перечислить основные и дополнительные бизнес-процессы, для поддержки которых разрабатывается база данных. Выполнить описание бизнес-процессов, описать принцип их выполнения и регламент. При описании предметной области провести анализ входных и выходных документов, привести их список и формы.
Концептуальное проектирование. В этом разделе производится выбор информационных объектов, составляется перечень сущностей и атрибутов. Здесь рассматривается и формируется перечень атрибутов, описывающих, идентифицирующих или моделирующих свойства сущностей для заданной предметной области.
Логическое проектирование. В данном разделе выполняется построение ER-диаграммы (диаграммы “сущность - связь”) для разработанной модели предметной области, рассматривается классификация связей между сущностями, описывается моделирование связи “многие - ко многим” (см. пример логической модели БД в приложении Д).
Реляционная модель БД. В этом разделе проводится построение функциональных зависимостей между атрибутами. На основании выявленных функциональных зависимостей необходимо выбрать идентифицирующие атрибуты, которые в реляционной модели данных используются в качестве первичных ключей реляционных отношений.
|
После этого необходимо нормализовать отношения, исключив транзитивные функциональные зависимости. Проверить соответствие отношений требованиям третьей нормальной формы.
Используя внешние ключи, установить связи между отношениями.
Даталогическое проектирование БД. В этом разделе приводится состав таблиц БД. Для каждого поля таблицы необходимо указать тип и размер поля (в количестве символов). Для первичных ключей необходимо ввести запрет неопределенных значений. Для остальных полей возможность запрета неопределенных значений определяется семантикой предметной области.
Создать первичные и внешние ключи отношений. Для этого использовать индексы или индексные выражения.
Выбрать родительские (управляющие) таблицы, на первичные ключи которых ссылаются другие (дочерние) таблицы. Установить постоянные отношения между таблицами и рассмотреть поддержание ссылочной целостности.
Ввести список ограничений для обеспечения целостности базы данных (список включает ограничения, которые должны затем контролироваться СУБД). Описать требования к атрибутам и сущностям для поддержания целостности, определяемой пользователем. Например, для переменной х, которая обозначает оценку на экзамене, можно ввести ограничение: 1< х <5. Для переменной z, которая обозначает сумму остатка средств на счете клиента банка, можно ввести ограничение: z >0.
|
Запросы. Сформулировать не менее 10 запросов всех типов, реализуемых средствами СУБД. Например, составить запросы:
1. Простая выборка;
2. Выборка с условием больше/меньше;
3. Выборка данных из связанных таблиц;
4. Выборка с использованием логического оператора and (либо or);
5. Итоговый (групповой) запрос;
6. Вычисляемый запрос;
7. Выборка с использованием шаблона (например, *);
8. Перекрестный запрос:
9. Запрос-действие на обновление данных;
10. Запрос-действие на удаление данных.
Описание механизмов защиты данных от несанкционированного доступа. В данном разделе необходимо проанализировать состав обслуживающего персонала, который будет работать с БД. Рассмотреть привилегии, предоставляемые пользователям для работы с БД, таблицами, представлениями.
Требования к техническому обеспечению. В этом разделе следует сформулировать требования к системе БД, например, быстродействие системы, требования к аппаратному обеспечению, обеспечение удобного пользовательского интерфейса, контроль доступа, возможность многопользовательского режима, средства резервного копирования и восстановления БД, финансовые критерии, распространенность СУБД, возможность использовать данные "чужого" формата для рассматриваемой СУБД и т.п.
Инструкция по использованию БД. Вэтом разделе необходимо описать, как производится вызов программы, разработать и описать экранные формы и отчеты.