Методические рекомендации для студентов




Ручной труд и проектная деятельность

Детей дошкольного возраста

 

Технологическая карта

По методике обучения конструированию

КУРС

Факультет ДиКПиП

Учебный год

Семестр – 10

Модуль – 1,2,3

Итоговый отчет – зачет

Группа: ДП-08-01, ДП-08-02

Ф.И.О. преподавателя: Костикова Д.А.

Изучаемые разделы

I. Психолого-педагогические основы ручного труда и проектной деятельности детей дошкольного возраста.

II. Ручной труд как основа проектной деятельности дошкольников.

III. Методика обучения основам проектной деятельности детей дошкольного возраста в ручном труде.

 

МОДУЛЬ 1

Лекции – 6 час.

Практические занятия – 0 час.

Лабораторно-практические занятия – 0 час.

 

№ раздела Вид деятельности студентов Максим. к-во баллов К-во набр. баллов
Раздел I. Психолого-педагогические основы ручного труда и проектной деятельности детей дошкольного возраста    
Обязательные задания    
Составление словаря основных терминов курса    
Составление опорных схем по разделу    
Тестовый опрос по разделу    
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 4 ч.)    
Раздел II. Ручной труд как основа проектной деятельности дошкольников 0,5  
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 2 ч.) 0,5  
Итого по модулю   8,5  

 

 

МОДУЛЬ 2

Лекции – 10 час.

Практические занятия – 0 час.

Лабораторно-практические занятия – 4 час.

 

№ раздела Вид деятельности студентов Максим. к-во баллов К-во набр. баллов
Раздел II. Ручной труд как основа проектной деятельности дошкольников    
Обязательные задания    
Защита лабораторных работ (за 2 ч.) 3,5  
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 2 ч.) 0,5  
Раздел III. Методика обучения основам проектной деятельности детей дошкольного возраста в ручном труде    
Обязательные задания    
Составление по теме опорной схемы    
Тестовый опрос по разделу    
Защита лабораторных работ (за 2 ч.) - анализ программ    
Формы проведения    
Лекция: конспектирование (за 8 ч.)    
Итого по модулю      

 

 

МОДУЛЬ 3

Лекции – 0 час.

Практические занятия – 8 час.

Лабораторно-практические занятия – 8 час.

 

№ раздела Вид деятельности студентов Максим. к-во баллов К-во набр. баллов
Раздел II. Ручной труд как основа проектной деятельности дошкольников    
Обязательные задания    
Составление по теме опорной схемы    
Тестовый опрос по разделу    
Формы проведения    
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 4 ч.)    
Уровневые задания    
Реферат    
Проект    
Раздел III. Методика обучения основам проектной деятельности детей дошкольного возраста в ручном труде 44,5  
Формы проведения    
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 4 ч.)    
Обязательные задания    
Составление по теме опорной схемы    
Тестовый опрос по разделу    
Защита лабораторных работ (за 8 ч.) - разработка проекта - защита проекта   2,5  
Уровневые задания    
Реферат    
Проект    
Итого по модулю   76,5  
Всего в семестре      

 

 

Содержание дисциплины

1. Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

 

Разделы, темы Аудиторная работа Самост. работа (58 час.)
Лекции (18 час.) Практ. занятия (8 час.) Лабор. занятия (12 час.)
  Психолого-педагогические основы ручного труда и проектной деятельности детей дошкольного возраста        
  Ручной труд как основа проектной деятельности дошкольников        
  Методика обучения основам проектной деятельности детей дошкольного возраста в ручном труде        
Итого:        

2. Содержание дисциплины

№ п/п Тема и её содержание (кол-во час.)
1. Раздел 2: Ручной труд как основа проектной деятельности дошкольников Практическое занятие План семинарского занятия: 1. Рассмотрение вопросов для дискуссии. 2. Защита заданий № 2, 3. 3. Презентация проектов. 4. Защита рефератов. 5. Решение теста. Обязательное задание 1. Вопросы для дискуссии: 1.1. Трудовая школа как движение в реформаторской педагогике: за рубежом, в России. 1.2. Понятие и структура опыта трудовой деятельности дошкольников. 1.3. Понятие ручного труда, его виды. 1.4. Динамика формирования трудового опыта в дошкольном возрасте (на примере ручного труда). 1.5. Технология работы детей с бумагой и картоном. 1.6. Технология работы детей с природными материалами. 1.7. Технология работы детей с тканью и другими текстильными материалами. 2. Составление опорных схем по разделу. 3. Решение теста. Уровневое задание Рефераты: 1. Становление методики обучения ручному труду детей дошкольного возраста. 2. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по обучению ручному труду детей дошкольного возраста. 3. Преемственность в работе дошкольных учреждений и школы по обучению ручному труду детей. Проекты: 1. Профессиограмма педагога, осуществляющего НОД по ручному труду с детьми дошкольного возраста. 2. Модель выпускника ДОУ по разделу «Ручной труд». Литература: 1. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., 1988. – 240 с. 2. + самост. поиск литературы Лабораторно-практическое занятие Тема: Анализ программ ДОУ по разделу «Ручной труд» План лабораторного занятия: 1. Изучить раздел «Ручной труд» в программах: типовая под ред. М.Васильевой, «Радуга», «Детство», «Развитие» и др. 2. Познакомиться с методическими рекомендациями к современным программам, раскрывающим раздел «Ручной труд». 3. Проанализировать программы (наличие данного раздела, возрастные группы, методы и средства обучения, формы организации работы и др.). Обязательные задания 1. Результаты анализа программ оформить в таблицу. 4 2
  Раздел: Методика обучения основам проектной деятельности детей дошкольного возраста в ручном труде Практическое занятие План семинарского занятия: 1. Обсуждение предложенных вопросов для дискуссии. 2. Защита задания № 2. 3. Защита уровневых заданий. 4. Решение теста. Обязательное задание 1. Вопросы для дискуссии: 1.1. Понятие и структура проектной деятельности дошкольников. 1.2. Этапы осуществления проектной деятельности дошкольниками. 1.3. Содержание и методика обучения элементам проектной деятельности детей дошкольного возраста (на примере ручного труда) 2. Составление опорных схем по разделу. 3. Решение теста по разделу. Уровневое задание Рефераты: 1. Воспитание самостоятельности дошкольника в процессе выполнения проектов. 2. Формирование самоконтроля дошкольника в процессе выполнения проектов. Проекты: 1. Профессиограмма педагога, организующего работу по проектной деятельности в ДОУ. 2. Модель выпускника ДОУ, освоившего работу по проектной деятельности. Литература: 1. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008. 2. Костикова Д. А., Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст]. – Новокузнецк. 2009. 3. Костикова Д. А., Технология формирования опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст]. – Новокузнецк, 2009. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. 5. Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград, 2009. Лабораторно-практическое занятие Тема: Разработка проекта План лабораторного занятия: 1. Познакомиться с образцом проекта и составить к нему паспорт. (2 ч.) 2. Разработать проект на примере ручного труда. (8 ч.) 3. Защита проекта. (2 ч.) 4 12

Содержание итогового контроля.

 

Итоговый контроль.

Формы контроля: зачет

Содержание контрольного мероприятия

1. Трудовая школа как движение в реформаторской педагогике: за рубежом, в России.

2. Понятие и структура опыта трудовой деятельности дошкольников.

3. Понятие ручного труда, его виды.

4. Динамика формирования трудового опыта в дошкольном возрасте (на примере ручного труда).

5. Технология работы детей с бумагой и картоном.

6. Технология работы детей с природными материалами.

7. Технология работы детей с тканью и другими текстильными материалами.

8. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по обучению ручному труду детей дошкольного возраста.

9. Преемственность в работе дошкольных учреждений и школы по обучению ручному труду детей

10. Становление проектной деятельности в зарубежной педагогической практике: Вклад Дж. Дьюи в становление теории проектного обучения.

11. Становление проектной деятельности в зарубежной педагогической практике: Опыт по внедрению метода проектов в американские школы (Э. Коллингс и др.).

12. Становление проектной деятельности в зарубежной педагогической практике: Вклад У.Х. Килпатрика в становление теории проектного обучения.

13. Становление проектной деятельности в отечественной педагогической практике: Метод проектов в трудовой школе России (Каганов Е.Г., Игнатьев В.В., Крупенина М.В.).

14. Становление проектной деятельности в отечественной педагогической практике: Метод проектов в трудовой школе России (Блонский П.П., Крупская Н.К.).

15. Проблема внедрения проектного обучения в практике работы школ во второй половине 20-х годов ХХ столетия на территории Сибири (Веденяпин А., Шемаров П., Степанова Я.).

16. Подход в зарубежных и отечественных исследованиях к проблеме классификации проектов.

17. Проектная деятельность как средство развития личности дошкольника.

18. Этапы выполнения проекта дошкольниками (Савенков А., Данюкова А.). Правила выбора темы проекта дошкольниками (Савенков А., Полат Е.).

19. Ступени освоения детьми основ проектной деятельности (Евдокимова Е.).

20. Этапы осуществления проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

21. Позиция педагога в проектной деятельности.

22. Позиция ребенка в проектной деятельности.

23. Методика организации этапа целеполагания

24. Методика организации этапа планирования процесса

25. Методика организации этапа реализации процесса

26. Методика организации этапа рефлексии работы

27. Методика организации этапа коррекции работы.

28. Оформление проекта. Паспорт проекта

 


Методические рекомендации для студентов

 

Раздел « Психолого-педагогические основы ручного труда и проектной деятельности детей дошкольного возраста »

Составляя словарь с основными терминами курса, студенту необходимо изучить рекомендуемую к семинарскому занятию литературу, после этого рассмотреть и оформить алфавитном порядке ключевые понятия дисциплины, указывая автора каждого определения. В конце словаря следует составить список используемой литературы, оформленный в соответствии с новыми требованиями.

При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.

Литература

 

Основная

 

1. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008

2. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. – М., 2008.

3. Гальперин П.Я., Талызина, Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина – М., 1996.

4. Данюкова А. Вы любите проекты? / А. Данюкова // Обруч. – 2001. - № 4. – С. 10-13.

5. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001. - № 4.

6. Костикова Д.А. Из опыта организации проектной деятельности в Школе раннего развития «Теремок» / Д.А.Костикова // Воспитательное пространство города: проблемы и перспективы взаимодействия. В 3-х частях. Часть III. Материалы региональной науч.-практ. конф., проходившей 17-18 октября 2003 г. в г. Новокузнецке. – Новокузнецк, ИПК, 2003. – С. 91-97.

7. Костикова Д.А. Из опыта организации проектной деятельности в Школе раннего развития «Теремок». // Сб. «Воспитательное пространство города: проблемы и перспективы взаимодействия». В 3х частях. Часть III. Материалы региональной научно-практической конференции. – Новокузнецк, 2003. – с. 91-97.

8. Костикова Д.А. Изобразительное творчество и проектирование / Д.А.Костикова // Школа как центр непрерывного образования личности. В 2 ч. Ч.2. Содержание образования в инновационной школе.– Новокузнецк, РИО НГПИ, 2002. – С. 192-219.

9. Костикова Д.А. К вопросу о подготовке будущего педагога ДОУ к формированию опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности / Д.А.Костикова // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 12-14 мая 2004 года. / Под общей редакцией С.М. Кулакова; СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – Вып. 8 – Ч. 1. Гуманитарные науки. – С. 232-235.

10. Костикова Д.А. Образовательная программа «Изобразительное творчество и проектная деятельность» для детей 4-6 лет / Д.А.Костикова // Комплексная образовательная программа школы раннего развития «Теремок» Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской; Под ред. И.А. Поповой. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – С. 77-100.

11. Костикова Д.А. Образовательная программа «Изобразительное творчество и проектная деятельность» для детей 4-6 лет // Комплексная образовательная программа школы раннего развития «Теремок» Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской / Под ред. И.А. Поповой. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – С. 77-100.

12. Костикова Д.А. Обучение старших дошкольников элементам проектной деятельности / Д.А.Костикова // Психолого-педагогическая антропология: Материалы VI региональной школы молодых ученых (5-9 мая 2004 г.). – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. – С. 47-50.

13. Костикова Д.А. Организация проектной деятельности в школах Сибири конца 20х годов ХХ века / Д.А.Костикова // Актуальные проблемы развития и образования личности: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1.– Новокузнецк, РИО НГПИ, 2001. – С. 63-67.

14. Костикова Д.А. Подготовка будущего педагога ДОУ к организации основ проектной деятельности дошкольников / Д.А.Костикова // Региональное профессиональное образование: Проблемы и перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции (май 2004 г.). – Пенза – Тула, 2004. – С. 128-130.

15. Костикова Д.А. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста / Д.А.Костикова // Проблемы образования личности: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. – Новокузнецк, РИО НГПИ, 2002. – С. 29-33.

16. Костикова Д.А. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в школе раннего развития «Теремок» / Д.А.Костикова // Инновационные проекты как условие развития муниципальной образовательной системы: Материалы научно-методического форума VIII городских Дней науки / Под ред. М.В. Артюхова, Т.С. Шахматовой, Т.Н. Ивочкиной. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. – С. 150-151.

17. Костикова Д.А. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста. // Сб. «Проблемы образования личности». В 2-х частях. Часть 1. – Новокузнецк, 2002. – с 29-33.

18. Костикова Д.А. Результаты внедрения технологии «Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности» / Д.А.Костикова // Технолого-экономическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской конференции 26-27 октября 2004 года. Том 2. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – С. 50-53.

19. Костикова Д.А. Формирование опыта проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементам проектной деятельности: Автореф. дис...канд. пед. наук / Д.А.Костикова – КузГПА. – Новокузнецк, 2004. – 20 с. - Библиогр.: - 20.

20. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников / Н.В. Матяш – М., 2000. – 360 с.

21. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников как структурная единица образовательного процесса / Н.В. Матяш // Новые идеи, технологии, проекты и инвестиции. Тезисы докладов 2 региональной научно-практической конференции-ярмарки 28 декабря 2000 года. – Брянск, 2000. – ч. 1.– 118 с.

22. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М., 2000.

23. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш – Мозырь: Белый ветер, 2000. – 286 с.

24. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе / Н.В. Матяш / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск, 1999.

25. Матяш Н.В., Хохлова М.В.. Творческие проекты в младшей школе. // Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск, 1999.

26. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи // Ребёнок в детском саду. – 2003 – № 4.

27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. – 221с.

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

29. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. Серия «Развитие и воспитание дошкольника». – М.: АРКТИ., 2003. – 64 с.

30. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т.В. Меркулова, Е.А. Дубинина и др. – М., 2010.

31. Проектная деятельность сарших дошкольников / авт.-сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград, 2009.

32. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Серия «Развитие и воспитание дошкольника». – М.: АРКТИ., 2003. – 96 с.

33. Савенков А. Исследовательская практика детей / А. Савенков // Детское творчество. – 1998. - № 5-6. – с 6-7.

34. Савенков А. Учебные исследования дошкольников. Детское творчество. – 2000. - № 3,4,5.

35. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 1998 – № 4.

36. Сахарова В. Занятия по ручному труду. // Дош. восп. – 1987. – № 6 – с 42-44.

37. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1991.

38. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников / Т.А. Сидорчук. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 64 с.

39. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: Учеб пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.Б. Хозиев – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 272 с.

40. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. – М., 1983. – 288 с.

41. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей возникающего факула / И. Чечель // Директор школы – 1998. – № 3.

42. Шмелькова Л.В. Цель – проектно-технологическая компетентность педагога / Л.В. Шмелькова // Школьные технологии. – 2002. – № 4. – С. 36-49.

 

Дополнительная

1. Аверьянова А.П. Батик. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

2. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. – М., 2008.

3. Власова А.А. и др. Уроки рукоделия. – СПб., 1998.

4. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей./ Сост. А.М. Гукасова. – М., 1981. – 176 с.

5. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М., 1999.

6. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. – М., 1994.

7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. - Ярославль, 1998..

8. Грушина Л.В. Живые игрушки. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

9. Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

10. Грушина Л.В. Ручные перчатки. Серия «Мастерилка» - М., 2000.

11. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М., 1984.

12. Гусакова М.А. Аппликация. – М., 1988.

13. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль, 1999.

14. Игрушки из бумаги. – СПб., 1996.

15. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1988.

16. Карельская И.Ю. Вязаная игрушка. – СПб., 1998.

17. Кожухина С.К. Батик. Все о картинках на ткани. – Ярославль, 2000. – 144 с.: ил.

18. Кокотовой В. Обучение детей шитью. // Дошк. восп. – 1991. - № 6, с 21-24.

19. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов-на-Дону, 2002. – 320 с.

20. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. – М., 1990.

21. Лыкова И.А. Лепилка. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

22. Лыкова И.А. Листопад. Серия «Мастерилка» - М., 1999.

23. Лыкова И.А. Папье-маше. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

24. Лыкова И.А. Снесла курочка яичко. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

25. Лыкова И.А. Театр на пальчиках. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

26. Лыкова И.А. Чики-чики. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

27. Ляпкало М. Своими руками. // Дошк. восп. – 1981. - № 1. – с 16-20.

28. Макарьев И. Домашний зоопарк. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

29. Максимова М.В. Азбука вязания. – Ташкент, 1993.

30. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль, 2001. – 96 с.

31. Мензульская М. Работа с тканью. Дош. восп. – 1973. - № 12 – с 17-21.

32. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи // Ребёнок в детском саду. – 2003 – № 4.

33. Мир игрушек и поделок./ Сост. О.В. Парулина. – Смоленск, 1999.

34. Мудрак Т.С. Городок-коробок. Серия «Мастерилка» - М., 1998.

35. Мудрак Т.С. Сэконд хэнд. Серия «Мастерилка» - М., 1999.

36. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль, 1997.

37. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1998.

38. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. – Ярославль, 1999.

39. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 192 с.

40. Паятелева О.С. Ворона из поролона. Серия «Мастерилка» - М., 1999.

41. Паятелева О.С. Ниточки, моточки. Серия «Мастерилка» - М., 1999.

42. Перевертень Т.И. Самоделки из разных материалов. – М., 1990.

43. Перевертень Т.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.

44. Попивщая С. Искусство вышивки: Курс обучения. – М. – С-Пб., 2002. – 240 с., ил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: