Цель: научить организации и проведению КТД.
Задачи:
· Рассмотреть понятие «КТД»;
· Изучить технологию организации и проведения КТД.
Коллективно-творческое дело (КТД) – это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей. Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу.
Понятие «Коллективно-творческое дело» было введено Игорем Петровичем Ивановым (1923—1992), выдающимся отечественным педагогом. Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд особенностей.
Признаки КТД:
- Коллективная деятельность (взаимодействие детей и взрослых в процессе всего дела)
- Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых)
- Мотивация (желание достижение цели в процессе дела)
- Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых).
- Все участники дела должны быть задействованы.
Алгоритм проведения КТД:
- Подготовка: разработка коллективно-творческого дела. На данном этапе необходимо определить: цели проведения, возрастную группу участников, количество участников, содержание (идея, сюжет). При определении данных параметров стоит учитывать мнения участников и организаторов дела.
- Организация. На данном этапе стоит распределить роли участников в процессе реализации дела. Для этого надо учесть способности участников, их желание в реализации и развитие определенных умений. Так же необходимо определить и подготовить материально-техническую базу: помещение, реквизит, оборудование и т.п.
- Проведение дела. Непосредственная реализация дела. При проведении дела вожатые, педагоги выступают в роли помощников и наставников, участвуют в совместной деятельности.
- Анализ дела. Необходимо изучить мнения детей, их эмоции, предложения, замечания по итогам проведения дела. В процессе изучения данной информации вожатым следует провести анализ по проведенному делу и использовать полученный опыт при следующей организации КТД.
И.П.Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности:
|
• Познавательные дела
Цель: формировать потребности в познании.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
• Трудовые дела
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
• Художественные дела
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
|
• Спортивные дела
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
• Общественно-политические
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
• Экологические
• Досуговые дела и др.
Формы КТД разнообразны: выпуск информационных листков, стенгазет, выпуск и презентация альбомов, создание презентаций, сообщения-выступления, организация экскурсий, создание временного школьного музея, просмотр кинофильмов, трудовой десант, изготовление поделок, организация выставок, мастерская, мастер-класс, посиделки, чаепитие с игровой программой, неделя игр, акции, военно-спортивная игра, деловая игра, викторины, танцевально-конкурсная программа, игра-соревнование, игра-испытание, спортивный состязания, конкурс рекордов, песенный конкурс, гала-концерт и др.
Использованные источники:
· https://явожатый.рф/
· https://nsportal.ru/user/572072/page/tehnologiya-ktd-i-p-ivanova-kollektivnye-tvorcheskie-dela
· https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/26/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-sovremennye-tehnologii
· https://festival.1september.ru/articles/643660/
· https://studopedia.ru/15_8925_metodika-organizatsii-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov.html