СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ




Миронов А., Бабинов Ю. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

А

Автокефалия - самоуправление, административная независимость православных церквей. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий провинций Византии (Александрии, Антиохии, Палестины), вызванного стремлением стать независимыми от императорской к церковной власти, сосредоточенной в руках Константинопольского патриарха. После обособления ряда православных церквей за константинопольскими патриархами осталось согласно традиций лишь «первое место по чести» в ряду других глав православных церквей. В 1448 г. собор русских епископов поставил митрополитом Московским и всея Руси Иону, положив этим начало А. Русской православной церкви; в 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что означало независимость церкви от Константинопольского патриарха. По мере распространения православия, образования в XIX-XX вв. самостоятельных государств, стремления православных общин к самоуправлению появились новые автокефальные церкви. В настоящее время их - 15 В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения А. официальный перечень автокефальных церквей предстает в следующем виде: константинопольская александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки) антиохийская (Сирия, Ливан), иерусалимская (Палестина); русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, элладская (греческая), албанская, чехословацкая, польская, американская
Автономия церковная - в православии независимость церкви в вопросах внутреннего управления предоставляемая той или иной автокефальной церковью, в состав которой данная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на Поместном соборе с последующим утверждением патриархом автокефальной церкви. В настоящее время имеется 4 автономных православных церкви: синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), финляндская и критская (юрисдикции констан
247


АГНЕЦ
тинопольского патриарха), японская (с 1970 г. в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси).
Агнец - ягненок, первенец в стаде, которого использовали как жертвенное животное. Употребляемое в христианстве выражение «агнец божий» означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тотемистических верований, которые впитал в себя миф о Христе. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется непорочным агнцем, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение доброго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.
Адвентизм (лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейшее течение в А. - адвентисты седьмого дня.
Аджорнаменто (итал. - обновление) - термин, употребляемый с начала 60-х гг. для обозначения курса на обновление католической церкви.
Азан (араб. - извещать, объявлять) - призыв мусульман к молитве. Состоит из семи формул, которые с наступлением времени каждой из пяти молитв, предписанных исламом, возвещает муэдзин с минарета мечети.
Акафист (букв. - не сидящий) - особые хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя. А. состоит из 25 отдельных песнопений - последовательно чередующихся 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилуйя», а все икосы - возгласом «Радуйся». Сборники А. называются акафистниками.
Аксиос (греч. - достоин) - слово, произносимое при рукоположении диакона, священника и епископа всеми участвующими в совершении данного обряда, начиная с архиерея.
Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог религии ислама. Согласно представлениям мусульман, А. создал мир, землю, растения, животных и человека; в тот день, когда наступит конец света, А. воскресит всех мерт
248


аллилуйя
вых и будет судить людей по их поступкам, посылая одних в рай, а других - в ад. Бог религии ислама - тот же Бог, которому поклоняются иудеи и христиане. Время от времени А. посылал людям пророков, чтобы они наставили их на праведный путь. Такими посланниками были, в частности, Муса (Моисей) и Иса (Иисус), Мухаммед - последний посланник А. к людям; в уста ему вложен Коран, слова самого А. Правильно поклоняются А. только мусульмане. А, - единственный Бог, у него не может быть ни сыновей, ни каких-либо соправителей или сотоварищей. Строжайшее единобожие - одна из самых характерных черт ислама. А. предопределяет судьбы людей, они же должны покоряться ему и надеяться на его милость, которая является одним их главных его качеств. Эти качества, такие, как всемогущество, справедливость и т.д., выражены в 99 «прекрасных именах А.». Аллах не имеет конкретною образа и не может быть изображен. Ему поклоняются в мечетях, произнося молитвы и падая ниц, выражая тем самым свою покорность. Главным местом поклонения А. является Кааба в Мекке; там находится «черный камень», якобы посланный А. с неба.
Аллилуйя (др.-евр. - «хвалите господа») - в христианском богослужении припев церковного песнопения, обращенный ко всем ипостасям божественной Троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлением «Слава тебе, Господи»; у старообрядцев - 2 раза, третье пение заменяется Фразой «Слава тебе, Боже».
Алтарь (лат, - высокий) - возвышенное место в храме, на котором при богослужение совершаются жертвоприношения. От средней части храма А. отделяется невысокой резной решеткой или колонками, а также иконостасом. Внутренняя часть А, закрывается завесой. Посредине А. находится престол. В православных храмах А. ориентирован на восток.
Амвон (греч. - край горы) - возвышенное, как правило полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон провозглашает ектенью, читает Евангелие, а священник произносит проповеди.
Аналой - в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих. Вокруг А. Свя
249


АНАФЕМА
щенник обводит новобрачных при совершении церковного бракосочетания.
Анафема (греч. - проклятие) - в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежды на «спасение», а, следовательно, обрекающее его на «вечную погибель». Введена в общецерковное употребление Халкидонским собором (451). Широко использовалась Русской православной церковью для дискредитации в глазах верующих своих противников. А. входила в чин торжества православия, совершаемый в первое воскресенье Великого поста.
Ангелы (греч. - вестник) - по христианским верованиям, сверхъестественные бесплотные существа, духи, созданные Богом. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, выступили против Бога и стали А. тьмы - демонами. Оставшиеся верными Богу А. получили от него небесное блаженство. Через них Бог возвещает людям свою волю. Византийский богослов Дионисий Ареопагит (V-VI вв.) в своем трактате «О небесной иерархии» описывает 3 ангельские иерархии, каждая из которых делится на 3 чина. Первая состоит из серафимов, херувимов и престолов; вторая - из господствующих сил и властей; третья - из начальств, архангелов и ангелов. Ортодоксальная христианская традиция называет по имени 3 архангелов - старших А.: Михаила - небесного архистратига (военачальника), ангела-хранителя всех верующих во Христа; Гавриила - божьего посланника, принесшего «благую весть» Марии; Рафаила - ангела-целителя. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого ангела-хранителя.
Англиканство, англиканская церковь - одно из направлений в протестантизме, в культуре и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в XVI в. в период Реформации, когда были разорваны отношения с Ватиканом; соединило протестантское учение с католическим догматом о спасительной силе церкви; государственная церковь в Англии.
Антиминс - обязательная и неотъемлемая часть престола, без которой нельзя служить литургию. Представляет собой четырехугольный плат из шелковой и льняной мате
250


АНТИХРИСТ
рии с изображением положения в гроб Иисуса Христа орудий его казни и четырех евангелистов по углам с их символами - тельцом, льном, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и дан, и подписью этого епископа. В середину антиминса, ближе к его верхнему фаю, помещаются в мешочке залитые воскоматиком мощи. Антиминс помазуется святым миром, разворачивается и раскрывается только в определенный момент богослужения, а по окончании его закрывается и свертывается особым образом. Хранится антиминс в свернутом состоянии в особом плате также из шелковой или льняной материи, который носит название илитон (обертка, повязка).
Антихрист - образ противника Христа, его антипода, выведенный в Откровении Иоанна Богослова. Его появление мыслится христианам (в т.ч. и православным) как предзнаменование близкого конца света и второго пришествия Христа, в ходе которого А. должен быть навсегда уничтожен.
Апокалипсис (греч. - откровение) - одна из древнейших книг Нового Завета (Откровение св. Иоанна Богослова), содержащая пророчество о «конце света» и борьбе Христа с антихристом; современная концепция А. предполагает конец света в результате ядерной войны, духовного обнищания, разрушения природной среды и т.п.
Апокриф (греч. - тайный) - книги, содержащие тайные учения и доступные только жрецам или посвященным. В христианской религии - книги с библейским сюжетом, подлинность которых не признана официальной церковью и поэтому не вошедшие в Новый Завет. А. - сочинение, не имеющее достоверного авторства.
Апологетика (греч. - защищаю) - раздел богословия, в котором рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматической системы, нравственные принципы, роль и значение в общественной жизни. Главная задача А. - защита религии от материалистической и атеистической критики. С этой целью доказывается невозможность высоконравственных отношений, развития культуры и справедливых общественных порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соотноше
251


АПОСТОЛЫ
ния науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия Бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, современная А. обновляется, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, к интеллектуальному уровню современного верующего.
Апостолы (греч. - посол, посланник) - в первых христианских общинах так называли странствующих проповедников. Наряду с устными проповедями они обращались к христианам с посланиями по вероучительным вопросам. В Новом Завете А. называются двенадцать ближайших учеников Иисуса: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии - Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков сын Алфея, Иаков - сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса. Согласно Деяниям святых А., после смерти Иисуса его ученики, чтобы сохранить число двенадцать, считавшееся у иудеев священным, вместо Иуды Искариота избрали Матфия. Апостолом называл себя Павел, хотя он не был учеником Иисуса. Деятельности двенадцати А. и Павла христианское предание приписывало основание первых христианских общин. Наиболее исторически реальная фигура из А. - Павел. Об остальных известно мало, главным образом из апокрифических деяний отдельных А., созданных не ранее конца II в. и полных фантастических вымыслов.
Армяно-григорианская церковь, Армянская апостольская церковь - одна из древних христианских церквей (основана в 301 г.), принадлежащая к монофизитской ветви христианства; во главе нее находится избираемый пожизненно верховный патриарх - католикос всех армян.
Архат (санскр. - достойный) - святой, достигший наивысшего уровня духовного развития - состояния нирваны, из которого более не возвращаются на землю.
Архиепископ - священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии. В первые века христианства (II - III вв.) из епископов, равных по своей власти, выделяется главный епископ - архиепископ, которому предоставлялось право церковного надзора над Другими. С учреждением патриархатов (IV в.) титул архиепископа стал присваиваться исключительно патриархам и тем
252


АРХИЕРЕЙ
из митрополитов, кто возглавлял поместные церкви. В России титул архиепископа первым получил епископ Новгородский в 1165 г. В последующем это звание как почетный титул присваивалось епископам в качестве награды. Такое положение в русском православии сохраняется и поныне. В протестантских церквах титул архиепископа носят главы церквей отдельных стран.
Архиерей - общее название для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов, патриархов. Употребляется наряду с «иерарх», «архипастырь».
Архимандрит - священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; начальник монастыря; высший монашеский чин в православных инекоторых других христианских церквах; почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей. В Русской православной церкви чин архимандрита дается не только настоятелям монастырей, но и другим монашествующим лицам, занимающим в церкви высокие административные должности (ректор учебного заведения, глава духовной миссии и т.д.), или присваивается как высшая награда священнослужителям из черного духовенства Возведение в чин архимандрита совершается епископом за литургией по особому правилу. Архимандриту даны и некоторые знаки архиерейского достоинства: скрижали измантии, палица, посох и т.н. архимандричий наперсный крест. В белом духовенстве чину архимандрита соответствует чин протоиерея и протопресвитера.
Аскетизм (греч. - упражнение, подвиг) - ограничение, подавление чувственных желаний, полное или частичное воздержание от удовлетворения некоторых естественных потребностей. Религиозный А. выражается в отшельничестве, самоистязании, постничестве, молчальничестве и т.п. А. противопоставляет земное, телесное - в религиозном понимании, греховное - небесному, духовному. А. как мистическое «соучастие в страданиях Христа» пропагандируется церковью в качестве пути к нравственному совершенству; обязателен для монашествующих.
Астральный мир - оккультное понятие, которым обозначается вся сфера тончайших чувств, энергии и материи,
253


АСХАБ
находящаяся в ином, более высоком, нежели физический мир, измерении. Он включает в себя также, согласно оккультным представлениям, тонкие энергетические оболочки, покидающие физическое тело человека после смерти.
Асхаб (араб. - сподвижники, товарищи) - сподвижники Мухаммеда, те, кто принял ислам и участвовал в создании мусульманского государства в период жизни пророка. А. делятся на две категории - ансары и мухаджиры. После смерти пророка А. составили основу элиты мусульманского общества, получали лучшие части военных трофеев, имели больше прав на занятие высших государственных постов. Со слов А. были в основном составлены своды хадисов - преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда. А. сыграли важную роль в распространении ислама и в формировании его религиозной системы.
Атман - одно из центральных понятий индуизма, индивидуальное духовное начало Вселенной и Человека. Абсолютный дух. Высшее Я. Самость.
Аура (греч. - веяние) - энергетическое излучение, исходящее в виде лучей или «короны» от всех объектов и живых существ, имеет определенную цветовую окраску, у человека зависимую от его физического и психического состояния.
Афон - гора на северо-востоке Греции, на полуострове Айон-Орос. В церковной литературе называется «Святой горой» или «Иноческой страной» и считается центром православного монашества. Первые христианские монахи поселились на А. в VI в. При императоре Константине Погонате (вторая половина VII в.) весь А. был передан инокам. В конце XII в. на А. уже было большое количество монастырей. К настоящему времени их осталось 20, из них 17 греческих и 3 славянских. Во главе А. стоит священный кинот, состоящий из представителей всех монастырей. Исполнительный орган - священная епистасия. Во внутренней жизни монастыри самостоятельны. Русская православная церковь имеет на А. Пантелеймонов монастырь. В с. Лукино (Московской области) в 1975 г. открыто его подворье.
Ахбар (араб. - сообщение) - мусульманские предания о Мухаммеде, его сподвижниках (асхаб) и последователях, синоним термина «хадис», более предпочтительного у суннитов. Термин «А.» наиболее употребителен у шиитов, при
254


БАПТИЗМ
знающих лишь те предания, которые опираются на авторитет Али и его приверженцев.
Аят - наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Отдельными А., написанными или вырезанными на камне, дереве и т.д., украшают мечети и другие здания, их воспроизводят на надгробиях. Некоторым А. и их частям приписывается магическая сила. А. объединены в суры (главы).
Аятолла - высший титул среди шиитского духовенства. Духовный руководитель, пользующийся непререкаемым авторитетом среди верующих и духовенства. Предписания (фетвы) А. обязательны для шиитских общин и обсуждению не подлежат.
Б
Баптизм (от греч. - окунаю, погружаю в воду) - одна из разновидностей протестантизма, возникшая в XVII в. и более последовательно, чем другие, придерживающаяся принципа спасения души лишь посредством личной веры, а не через посредничество церкви; придает большое значение божественному откровению, не признает иконы, святых.
Баптистерий (греч. - погружаю в воду, лат. - купальня, крещальня) - в древности у греков и римлян - отделение бани с бассейном, затем у древних христиан - крещальня. Первоначально Б. представляли собой отдельные здания с бассейном, строившиеся специально для совершения таинства крещения. Постепенно в церквах роль Б. для младенцев стала выполнять купель, находящаяся в особом притворе храма, иногда в отдельном здании. В тех же направлениях христианства, где обряд крещения совершается только над взрослыми людьми (протестантизм) наряду с использованием для этой цели открытых природных водоемов (рек, озер) часто строятся Б. как специальные помещения с бассейном или глубокой ванной для совершения обряда крещения.
Бес - в христианстве и ряде других религий - злой дух, вселяющийся в человека или животное, чтобы мучить их.
Библия (греч. - книги) - сборник избранных произведений древнееврейской и раннехристианской литературы, в
255


БЛАГОВЕЩЕНИЕ
которых излагаются основные догматы и этические принципы иудаизма и христианства. Христианская Б. делится на Ветхий Завет, содержащий иудаистские сочинения, и Новый Завет, в который входят собственно христианские книги. В целом Б. является Священным Писанием христиан, а первая часть Ветхого Завета - Пятикнижие, или Тора - и Священным Писанием иудаистов. Понятие «завет» (договор) восходит к древнейшим иудейско-израильским представлениям о договоре между Богом и людьми, причем Бог дарует «избранному им народу» «обетованную землю», а народ обязывается соблюдать его веления и заповеди. В последние века 1 тыс. до н.э. в кругах, оппозиционных официальному иудаистскому культу, сложилось представление об устарелости древнего (Ветхого) Завета, который должен быть дополнен Новым Заветом. В качестве Нового Завета выступало, в частности, учение ессеев (кумранской общины), а также христианское учение. Объединение Ветхого и Нового заветов стало возможным и необходимым благодаря тому, что согласно традиции, распространенной в древнем сиро-палестинском регионе, новый закон не отменял, но дополнял предшествующий. С христианской точки зрения Б. вобрала в себя историю откровения и союзов Бога с людьми, которая начинается от Адама, библейских патриархов и откровения Моисею на горе Синай и завершается «благой вестью» (евангелием) о спасении, принесенной Иисусом Христом.Ислам также признает Б. Священной книгой, хотя и уступающей в святости Корану. Б. активно использовалась и используется церковью для идеологического обеспечения государственного устройства. В то же время она являлась в древности и в средние века и остается в настоящее время источником, откуда верующие люди, выступающие против угнетения и несправедливости, черпали и черпают обоснования для своих действий. Библейские сюжеты широко разрабатываются в художественной литературе, музыке, живописи, скульптуре.
Благовещение Богородицы - один из двунадесятых праздников русского православия. Отмечается 25 марта (7 апреля) в память о сообщении архангелом Гавриилом деве Марии «благой вести» о грядущем рождении сына божьего Иисуса Христа. По интерпретации богословов, в этот день было «положено начало таинственному общению Бога с че
256


БЛАГОДАТЬ
ловеками». Отсюда особая значимость праздника для верующих. Б. вошло в христианский календарь лишь в IV в. Его дату установили, отсчитав от Рождества вспять 9 месяцев - обычный срок беременности женщин. На Русь Б. пришло вместе с другими христианскими праздниками и обрядами в конце X в.
Благодать (греч.- харизма) - в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с Богом. В отличие от католицизма, считающего Б. единственным условием спасения, православие неисключает и собственных усилий человека. Человек в силу свободы воли может принять божественность Б. или же ее отвергнуть. Отсюда следует, что только осознанная и непоколебимая вера в Бога является решающим условием развития в человеке высших духовных потребностей, реализуемых в богоупотреблении. Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство, чем обосновывается его решающая роль в процессе спасения.
Благословение - особый знак рукой или возложение рук на голову. Совершается архиереями или священниками и символизирует передачу («преподание») благословляемым «благодати божьей». На праздник Преображения Господня служители культа проводят Б. плодов - окропление «святой водой» принесенных в храм созревших к тому времени фруктов (главным образом яблок и груш) и овощей. На всенощной, как напоминание верующим о насыщении Иисусом Христом пятью хлебами 5 тысяч человек совершается Б. хлебов, пшеницы, вина и елея. Культовая практикаБ. уходит корнями в первобытную магию, откуда изаимствована христианством.
Благочинный - административно-судебное должностное лицо в православной церкви, помощник епископа, осуществляющий надзор за церквами и духовенством одного израйонов епархии - благочиния (от 10 до 30 церквей). Должность введена при Петре I. «Духовным регламентом» 1719 г. в обязанность Б. вменялось доносить епископу о состоянии дел в приходах, о поведении церковников. Позднее утвердилась должность старших Б., призванных осуществлять надзор за Б. Кроме того, имеются Б. монастырей для надзора за настоятелями и монахами.

17-1047 257


БЛАЖЕННЕЙШИЙ
Блаженнейший - титул патриарха, а также митрополита, возглавляющего автокефальную поместную церковь.
Бог - в современных религиях олицетворение верховной, не зависящей ни от чего другого субстанции, наделенной высшим разумом, абсолютным совершенством, всемогуществом, сотворившей мир и управляющей им (в исламе - Аллах, в иудаизме - Яхве, в христианстве существует в виде Троицы: Бог-Отец; Бог-Сын; Бог-Дух Святой).
Богодухновенность - религиозная концепция, утверждающая что «святые книги» даны людям Богом или богами в виде откровения. Христиане считают богодухновенными Ветхий и Новый заветы. Научная критика показала, что эти книги являются памятниками культуры, возникшими в определенную историческую эпоху, имеющими земных авторов. В христианском богословии высказывались различные точки зрения на Б. Библии. Часть богословов (Афинагор, Юстин Мученик, Тертуллиан) считали, что в Библии богодухновенно не только содержание, но и каждое слово, каждая буква. Другие богословы (Ориген, Епифаний, Иероним, Василий Великий, Иоанн Златоуст) аллегорически толковали некоторые места Библии. Третья точка зрения высказывается богословами-модернистами, стремящимися ограничить Б. библейских книг их общим содержанием.
Богородица, Богоматерь - вхристианстве - богиняматерь, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия во исполнение «божественного плана» спасения человечества. Культ Богородицы сложился под влиянием языческих культов богинь плодородия, матерей «божественных младенцев», таких как египетская Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и др. Он был тесно связан с представлением об умирающем и воскресающем божестве. В христианстве долгое время велись споры между богословами, следует ли считать деву Марию Богородицей. Дева Мария была объявлена христианскими богословами «пречистой», «вечной девственницей» (вопреки упоминанию в Новом Завете о братьях Христа). На Вселенском соборе 431 г. дева Мария была официально признана Богородицей.
Богословие, теология (греч. - учение о Боге) - система раскрытия, обоснования и защиты религиозного вероуче
258


БОГОСЛУЖЕНИЕ
ния и обрядности, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы.
Богослужение - совокупность обусловленных вepoй в сверхъестественное, продиктованных требованиями вероучения культовых обрядов и действий, которые создают иллюзию непосредственного общения верующего с Богом и другими «силами небесными». Обязательный компонент культа православия, занимающий в нем центральное место и доминирующее положение. Совершается священнослужителями при активном участии верующих главным образом в храме по давно разработанному ритуалу и рассматривается церковью как важнейшее средство комплексного воздействия на эмоционально-эстетическое состояние присутствующих в храме с целью возбуждения у них чувства личного приобщения к «высшему миру». Б. призвано, помимо всего прочего, привить верующему сознание своей исключительности, богоизбранности и тем противопоставить его неверующим как лишенным возможности«богообщения». Православное Б., состоящее изславословия, благодарения и прошения, - рецидив древней магии, первобытного колдовства. Оно включает в себя такие колдовские действия, как молитвы, поклоны, осенение себя крестным знамением, зажигание лампад и свечей, прикладывание к иконам и кресту, песнопения и пр. Б. подразделяется на общественное, главным компонентом которого является литургия, и частное: требы, молебны, заупокойные службы и т.п. Регламентируется Б. церковным Уставом (Трипиконом); внеуставных Б. православие не признает. Совершается православное Б., на национальных языках; используются и мертвые языки (в Русской православной церкви - церковнославянский). Хотя православное Б. - наследие византийских времен, каждая поместная православная церковь внесла в него свои элементы, которые существенного значения не имеют, но зато придают Б. этнически специфическую окраску и тем самым ставят национальное на службу религиозному.
Богоявление - второе название христианского праздника «Крещение Господне».
Бодхисатва (бодисатва) (букв. - существо, стремящееся к просветлению) - человек, достигший духовного со
17* - 1047 259


БРАКА ТАИНСТВО
вершенства, состояния нирваны, но отказавшийся от личного блаженства во имя помощи страдающему человечеству. Бодхисатва остается на земле до тех пор, пока все люди не достигнут окончательного освобождения.
Брака таинство - одно из семи православных и католических таинств, которое совершается в храме при заключении церковного брака (венчание). Ритуал Б. т. складывался постепенно. Первоначально он совершался во время литургии и лишь с XIII в. стал самостоятельным; современную форму обрел только к XVII в. Придавая браку мистическую окраску, церковь использует его для вмешательства в семейно-бытовые отношения своих прихожан, для религиозной ориентации молодоженов и подчинения их своему контролю. В прошлом Б.т. освящало неравенство жены по отношению к мужу, не препятствовало неравным бракам, бракам по расчету, бракам-сделкам. Гражданский брак в прошлом характеризовался идеологами православия как «незаконное блудное сожительство». В настоящее время Б.т. совершается духовенством Русской православной церкви после регистрации молодоженов в загсе. На второй и третий браки церковь смотрит неодобрительно и благословляет крайне неохотно. Вместе с тем она допускает венчание супругов, долгое время живших без церковного благословения.
Брахма, Брама - божественная субстанция, начало всех творений; «Мировая душа», верховное божество брахманистской и индуистской троицы - Брахмы, Вишну и Шивы.
Брахманизм - религия, возникшая в 1 тыс. до н.э., непосредственно предшествовавшая индуизму, в основе которой лежит вера в перевоплощение души, божественную верховную триаду (Тримурти), состоящую из Брахмы, Вишну и Шивы, а также сохранившиеся анимистические представления автохтонного населения Индостана; для Б. характерен сложный и строгий ритуал, совершаемый специальными жрецами - брахманами.
Будда (санскр. - просветленный) - в буддизме архат, достигший нирваны.
Буддизм - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, зародившаяся в Индии в середине I тыс. до н.э., в основе которой лежит учение о 4 благо
260


ВАКФ
родных истинах: существуют страдание, его причины, состояние освобождения (нирвана) и путь к нему.
В
Вакф (араб.) - имущество, переданное владельцем на религиозные или благотворительные нужды общине, государству или частному лицу. В. могли быть школа, мечеть, земля, движимое имущество. Потомки дарителя В. могли получать пенсию из доходов с переданного имущества. В. освобождались от налогов и служили важным источником существования для мусульманского духовенства. В. сохраняются во многих мусульманских странах и поныне.
Ваххабиты - последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд альВаххаба; учение В. является государственной идеологией Саудовской Аравии.
Введение во храм Богородицы - один из двунадесятых праздников русского православия. Отмечается 21 ноября (4 декабря). В его основе лежит мифическое событие - введение трехлетней Марии (будущей матери Христа) в Иерусалимский храм, куда она была отдана на воспитание родителями. Подчеркивая особую значимость этого события, церковь акцентирует внимание на том примере, который подали родители будущей Богородицы, приобщив свою дочь с самого раннего возраста к религиозной вере. Там самым они указали ей истинный путь в жизни, который привел ее впоследствии к тому, что именно Мария была избрана Богом для осуществления плана «спасения человечества» в качестве земной матери Христа.
Веданта (санскр. - конец вед) - наиболее распространенная индийская религиозно-философская система, основанная на трактовке священных текстов индуизма.
Ведизм, ведаизм - древнейшая религия Индии, в последующем своем развитии перешедшая в брахманизм.
Веды (букв. - знание) - древнейшие памятники индийской литературы, написанные стихами и прозой, в которые включены мифы, предания, обращения и гимны ко многим божествам, правила молитв и жертвоприношений.


ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ
Вера религиозная - основанная на божественном откровении, а не на логических принципах и доказательствах вера в реальное существование сверхъестественных сил, свойств и отношений. В.р. - основа любой религии, религиозного сознания и культа, определяет мировоззрение, переживание и поведение верующих. В теологии В.р. считается либо неотъемлемым качеством человеческой природы, либо обретенным человеком благодаря божественной благодати. В.р. выступает в качестве высшего проявления человеческого сознания, высшей нравственной ценности и более высокой формы познания, чем разум.
Вербное воскресенье (Вход Господень вИерусалим) - праздник христианской церкви в честь входа Христа в Иерусалим, отмечаемый в последнее воскресенье перед Пасхой, двунадесятый переходящий праздник.
Вероисповедание - принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации; религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру.
Веротерпимость - признание со стороны государства за гражданами права на исповедание любой религии, принадлежность той или иной церкви, деноминации; уважительное и равное отношение ко всем религиям и церквам, действующим в соответствии с установленным законом порядком; терпимость и взаимоуважительные отношения между религиями и церквами, представителями различных религиозных убеждений, верующими и неверующими.
Верующий - религиозный человек, верящий в существование сверхъестественных сил и существ и поклоняющийся им, т.е. совершающий культовые действия. Различают несколько типов верующих: глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определенную роль в их жизни и поведении; верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение; колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении к религии и атеизму, что отражается в их поведении.
Ветхий Завет - сборник избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, составляющей первую часть христианской Библии. В.З. содержит сборники
262




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: