ПЕЕК КУУСИ «Этот человеческий мир» Часть 2. СТУПЕНИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
КУЛЬТУРА СОБИРАТЕЛЬСТВА И ОХОТЫ
Мы располагаем двумя источниками информации о событиях, происходивших в те времена: это, во-первых, данные о ныне существующих племенах собирателей и охотников; во-вторых, результаты изучения древних культур. По имеющимся оценкам, ныне лишь 50 тыс. обитателей нашей планеты живут собирательством и охотой. Люди, не знающие сельского хозяйства и добывающие пищу посредством собирательства, охоты и рыбной ловли, встречаются в самых отдаленных районах Земли: в пустынях Австралии, африканских джунглях, болотах Амазонки, в Арктике; они являются последними представителями первобытной культуры. Антропологическое изучение человеческого рода — благодаря междисциплинарному и теоретическому подходу — позволило в последние десятилетия создать абсолютно новую картину нашего прошлого. Наибольшую роль здесь сыграли достижения биологии, археологии и этнографии. Собиратели и охотники жили и кочевали, объединенные в социальные группы — сравнительно небольшие племена. Существующие сегодня племена собирателей и охотников в среднем немногим превышают сорок человек.
Почему же люди всегда объединялись в столь небольшие племена? Лесли А. Уайт дает такой ответ: «Добывание пищи, половая жизнь и самозащита — вот потребности, которые привязывают индивида к конкретной социальной группе. Если она увеличивается настолько, что территория становится мала, часть людей отделяется и уходит — опять-таки группой, а не поодиночке». Таким образом, пропитание, половая жизнь и самозащита на протяжении миллионов лет были ведущими факторами первобытной человеческой культуры. Следовательно, эти три основные переменные эволюционной истории определяли структуру человеческого общества вплоть до зарождения сельского хозяйства.
Добывание пищи
На стадии австралопитека человек, помимо растительной пищи, начал употреблять и животную. Смешанная диета позволила лучше приспособиться к условиям окружающей среды и сезонным изменениям.
Очевидно, человек имел достаточно широкий выбор растительной пищи: фрукты, ягоды, орехи, семена сосны, зерна, листья, побеги и коренья. За 15 тыс. лет до нашей эры люди уже владели огнем и, возможно, уже умели на нем готовить пищу, так что зернами и кореньями можно было питаться круглый год, в дополнение к скоропортящимся фруктам и овощам.
Сбором растительной пищи занимались исключительно женщины. Такое разделение труда по половому принципу, вероятно, вообще характерно для культуры собирательства и охоты. Почти во всех ныне существующих племенах функции собирателей выполняют женщины, а охотников и рыболовов — мужчины. Судя по всему, в период расцвета этой эпохи человек стал весьма.
умелым охотником и рыболовом. Дичь, безусловно, ценилась выше растительной пищи: богатые белками мясо и рыба питательнее и удобнее при приготовлении. Добывание дичи — подготовка к охоте, охота, дележ добычи, приготовление пищи и сам процесс еды — все это должно было существенно влиять па формы поведения человека. Добывание пищи сводилось к непосредственному использованию природных продуктов. Такой «способ производства» требовал участия каждого члена племени, за исключением самых маленьких детей, и подразумевал общеплеменную кооперацию.
Везде ли людям на протяжении всего года хватало природных продуктов? В книге «Экономика каменного века» Маршалл Салинс приходит к выводу, что собиратели и охотники сталкивались с серьезными трудностями…Эти трудности были связаны с угрозой постепенного сокращения добычи. Обычная модель добывания пищи такова.
Небольшое число людей, живущих в данной местности, как правило, за достаточно короткое время сокращает количество доступной пищи, после чего они могут оставаться на прежнем месте, только приспособившись добывать пищу с большими трудностями или уменьшив реальное потребление. Они должны либо расширить территорию своих поисков, либо довольствоваться тем малым, что находят на прежнем месте. И тот и другой путь малопривлекателен. Значит, первейшим условием развития культуры собирательства и охоты является мобильность. Из-за уменьшения количества добываемой пищи собиратели и охотники обречены постоянно перемещаться. Первобытный человек, таким образом, был вечным странником.
Постоянное перемещение, уже само по себе ограничивающее размер племени, зависело от обстоятельств: существовали относительно стабильные ежегодные маршруты, связанные с сезонным созреванием плодов, нерестом рыб, миграциями и размножением животных, и каждое племя на протяжении года могло четыре-пять раз сменить место стоянки. Постоянная необходимость перемещения устанавливала жесткую зависимость между числом обитателей и размером освоенной ими территории.
Размножение
В урожайные сезоны, когда плодов и дичи хватало, жизнь была легка, и собиратели и охотники жили среди этого изобилия как в раю. Однако был тут и свой змей-искуситель: сексуальное поведение, приводившее к увеличению населения. Извечная проблема заключалась в том, чтобы ограничить его численность в соответствии с наличными пищевыми ресурсами; на практике это означало сдерживание роста населения. Поскольку в жизни собирателей и охотников постоянно существовала опасность сокращения добычи, на протяжении последних 20 тыс. лет культуры собирательства и охоты численность человеческого рода, по имеющимся данным, почти не увеличивалась.
Это показано в исследовании Ж.-Н. Бирабана «Очерки об эволюции численности людей» (1979). В описании Бирабана культура собирательства и охоты, существовавшая между 35 000 и 8000 годами до н. э., выглядит суровой и жестокой. В те времена человечество терпело тяжкие лишения и развитие культуры приостановилось. В условиях нынешнего демографического взрыва нам следует обратить особое внимание на то, сколь недолог период успеха человека как вида. По оценке Бирабана, всего 10 тыс. лет назад, между 12 000 и 8000 годами до н. э., число людей сократилось наполовину. Человек — собиратель и охотник — как биологический вид вовсе не преуспевал, и многие «настоящие» представители животного царства добились куда больших успехов.
Мы, в общем-то, никогда не задумывались, каким образом нашим предкам — собирателям и охотникам — удавалось сдерживать увеличение численности своего населения. Нас обычно удовлетворяло предположение, что регулирующую роль играла смертность от голода, болезней и диких зверей, а воля человека якобы не имела существенного значения. Однако процесс регулирования происходил не столь «естественно». Напротив, собиратели и охотники сумели сделать то, что не удается современному человеку: они ограничили свою численность в соответствии с имеющимся количеством природных ресурсов.
Антропологам и этнографам давно известен обычай кочевых племен, действующий при необходимости сократить свою численность. Когда пищи не хватает, сначала ее перестают давать старикам, потом самым маленьким детям — девочкам, а затем мальчикам. В периоды голода последняя пища достается тем, кто эту пищу добывает.
В книге «Каннибалы и короли» Марвин Харрис назвал умерщвление детей неотъемлемой особенностью поведения собирателей и охотников. Преодолев первоначальный шок, умом с этим нельзя не согласиться; ознакомившись с доказательствами и выводами Харриса, приходишь к мысли, что так тому и следовало быть. Собиратели и охотники вынуждены были таким образом обеспечивать сохранение своего племени. Детоубийство — форма репродуктивного поведения, обусловленная острой нехваткой пищи и мобильностью. Кочевое племя не может иметь больше детей, чем тех, которых оно может унести на себе. Установлено, что женщины-бушменки вынуждены пронести каждого ребенка в общей сложности 7—8 тыс. километров, пока дети примерно в четырехлетнем возрасте смогут полагаться на собственные силы. Новорожденного нередко убивали, если он рождался раньше, чем предыдущий ребенок начинал уверенно передвигаться самостоятельно.
По оценкам различных антропологов, количество убитых детей достигало 50% всех новорожденных. Знаменательно, что репродуктивное поведение всегда подчинялось задаче добывания пищи, вплоть до уничтожения детей. Трудно вообразить более убедительное доказательство того, что средства производства — в данном случае добывание пищи — являются важнейшим элементом исторического процесса.
И археология и этнография свидетельствуют, что девочек уничтожали чаще, чем мальчиков, ибо первые были будущими матерями, а вторые — воинами и охотниками. По мнению Харриса, отдаваемое мальчикам предпочтение при регулировании роста населения — это яркий пример победы культуры над природой. Требовалось мощное давление культуры, чтобы вынудить родителей бросить или убить собственных детей, и еще более сильное — чтобы заставить их убивать больше девочек, чем мальчиков. Этому способствовали также войны, поставившие выживание племени в зависимость от количества выращенных им воинов.
Обеспечение самозащиты и ведение войн
В книге Эйбла-Эйбесфельдта «Биология мира и войны» насилие рассматривается как феномен, обусловленный и биологической, и культурной эволюцией. Как этнограф, он исходит из нераздельности защитных и агрессивных действий в поведении людей. Насильственные действия человека против человека первоначально были формой защитного поведения, призванного как раз пресекать агрессию.
Эйбл-Эйбесфельдт считает внутривидовую агрессивность естественной: «Вообще говоря, каждое животное конкурирует главным образом с особями того же вида. Они нуждаются в одинаковой пище, одинаковых местах для отдыха и выведения потомства, а все это имеется в ограниченном количестве. Для процветания данной популяции животных им необходимо свободное пространство, чтобы избежать скученности».
Почему же человек не сумел взять под контроль свою агрессивность и силу?
По мнению Эйбла-Эйбесфельдта, способность убивать представителей своего вида — это результат культурной эволюции. И группа шимпанзе, и племя людей для защиты своей территории от себе подобных используют одинаковые приемы, с той, однако, разницей, что человек способен при помощи оружия.
Борьба за выживание собирателей и охотников была столь жестокой, что, если голод заставлял убивать собственных детей, он вынуждал также уничтожать чужаков, покушавшихся на добычу. Представи
тели других племен считались врагами. А к врагам собиратели и охотники относились как к нелюдям. Именно так в годы второй мировой войны союзники относились к нацистам, а нацисты — к евреям. Война подчиняла себе поведение людей и жизнь племени; его преуспеяние зависело от ловкости и силы мужчин, носящих оружие.
Информационное развитие
Поведение племени в целом, включая кочевку и регулирование состава, и поведение каждого индивида определялись добыванием пищи, размножением и самозащитой.
А что же можно сказать относительно четвертой основной функции? Какую роль играла усвоенная собирателем и охотником информация в выработке им все более разнообразного и гибкого поведения?
Конечно, человек — собиратель и охотник,— живший около 20 тыс. лет назад, с точки зрения умственных способностей, знаний и навыков резко отличался от животных. Его информационное развитие (восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, т. е. природу. По сравнению и с животными, и с современным человеком собиратель и охотник был величайшим знатоком природы. Как существо общественное и мыслящее, он был в состоянии использовать природные богатства, хотя при этом фактически все еще оставался в плену своих основных функций.
Описание и анализ культуры охоты и собирательства, думается, позволили показать, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестким правилам, регулируемой этими тремя функциями. Именно в этих рамках двуногое существо — человек с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.