Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Утверждено на заседании кафедры
экономики и управления в строительстве
«21» апреля 2015г.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению практических занятий
для обучающихся по направлению подготовки
38.03.01 «Экономика»
профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций»
квалификация выпускника «Бакалавр»
Ростов-на-Дону 2015
Управление качеством: Методические указания для проведения практических занятий для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций» квалификация выпускника «Бакалавр» очной формы обучения. - – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2015. –60с.
Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».
Изложены основные практические вопросы применения методов и инструментов контроля и управления качеством.
Электронная версия методических указаний находится в ЭБС.
Составители:
доц., к.э.н. Н.А. Осадчая
ассист. П.И. Камнева
Редактор М.А. Цыганова
Темплан 2015г., поз. 14___________________________________________
Подписано в печать 24.03.15. Формат 60х84/16 . Бумага писчая. Ризограф.
Уч.-изд.л. ___.Тираж ___ экз. Заказ __________________________________
Редакционно-издательский центр
Ростовского государственного строительного университета
344022, Ростов н/Дону, ул. Социалистическая, 162.
© Ростовский государственный
|
строительный университет, 2015
1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящие методические указания содержат примеры решения типовых задач, направленных на практическое применение семи инструментов контроля качества, а также перечень основных вопросов, рассматриваемых на практических занятиях.
1.2 Целью практических занятий является освоение студентами семи инструментов контроля качества, то есть применение данных методов на практике с анализом полученных результатов.
1.3 Порядок проведения занятий по темам и их видам лучше увязывать с последовательностью изложения материала в настоящих методических указаниях.
1.4 Подтверждением освоения материала является защита самостоятельно выполненного студентами отчета по применению и использованию семи инструментов контроля качества, подготовленного по следующим направлениям, выбираемым студентами:
-исследование качества производства и укладки строительных материалов;
-исследование качества ведения строительного процесса;
-исследование качества готового строительного объекта;
-исследование качества эксплуатации строительного объекта;
-исследование качества оказания жилищно-коммунальных услуг.
1.5 Отчет оформляется в письменном печатном виде с соблюдением требований, предъявляемым к научно-исследовательским работам студентов.
Введение
Контроль качества – это одна из основных функций в процессе управления качеством. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минимальными потерями. Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением. Собственно контроль качества и состоит в том, что, проверяя показатели качества обнаружить их отклонение от запланированных значений. В случае обнаружения такого отклонения необходимо найти причину его появления, и после корректировки процесса вновь проверить соответствие скорректированных показателей качества их запланированным значениям. Именно по такому непрерывному циклу осуществляется управление и обеспечение требуемого качества, и дальнейшее его улучшение.
|
Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса.
К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости – совершенствовать их. Их заслуга состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты контроля качества.
|
Практическое занятие №1. СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Цель занятия: сформировать у студентов общее представление и знание о простых методах контроля качества продукции
Существуют различные методы контроля качества продукции, среди которых особое место занимают статистические методы.
Многие из современных методов математической статистики довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса управления качеством. Поэтому в 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) отобрал из всего множества семь методов, которые наиболее применимы в процессах контроля качества. Заслуга японских ученых состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их в инструменты контроля качества, которые можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки. В то же время, при всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам при необходимости совершенствовать их.
Семь основных инструментов контроля качества - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.
К семи основным методам или инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы (рис.1):
- контрольный листок
- гистограмма
- диаграмма Парето
- метод стратификации (расслоение)
- диаграмма разброса
- диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма)
- контрольная карта
Рис. 1. Инструменты контроля качества
Перечисленные инструменты контроля качества можно рассматривать и как отдельные методы, и как систему методов, обеспечивающую комплексный контроль показателей качества. Они — наиболее важная составляющая комплексной системы контроля Всеобщего Управления Качеством.
Внедрение семи инструментов контроля качества должно начинаться с обучения этим методам всех участников процесса. Так, например, успешному внедрению инструментов контроля качества в Японии способствовало обучение руководства и сотрудников компаний методикам контроля качества. Большую роль в обучении статистическим методам в Японии сыграли Кружки контроля качества, в которых прошли обучение рабочие и инженеры большинства японских компаний.
Говоря о семи методах контроля качества, следует подчеркнуть, что основное их назначение — контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса. Знание и применение на практике семи инструментов контроля качества лежат в основе одного из важнейших требований TQM — постоянного самоконтроля.
Статистические методы контроля качества в настоящее время применяются не только в производстве, но и в планировании, проектировании маркетинге, материально-техническом снабжении и т.д.
Перечисленные семь инструментов контроля качества при решении различных проблем могут использоваться как в отдельности, так и в различных комбинациях. Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой. В общем случае решение той или иной проблемы проводится по следующему плану:
1. оценка отклонений параметров от установленной нормы;
2. выбор наиболее важных факторов, от которых зависит решение;
3. оценка факторов, явившихся причиной возникновения проблемы;
4. оценка важнейших факторов, явившихся причиной появления брака;
5. совершенствование операций;
6. подтверждение результата.
Семь инструментов контроля качества являются необходимыми и достаточными статистическими методами, применение которых помогает решить 95 % всех проблем качества продукции, возникающих на производстве.
Контрольные вопросы:
1. Что такое инструменты контроля качества?
2. Сколько простых статистических инструментов контроля качества вы знаете?
3. Перечислите простые статистические методы контроля качества продукции.
4. Каково основные назначение 7-ми инструментов контроля качества?
5. Назовите достоинства семи инструментов контроля качества.
6. Назовите основоположников 7-ми инструментов контроля качества.
7. Как следует применять инструменты контроля качества для наиболее оптимального их использования?
8. Назовите область применения семи инструментов контроля качества.
Практическое занятие №2. ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЛИСТКОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Цель занятия: сформировать у студентов теоретическое знание о контрольных листках и практическое умение по их составлению и анализу.
Все статистические методы базируются на достоверной информации. Применение каждого из методов должно начинаться со сбора необходимых данных.
Цели сбора данных в процессе контроля состоят в следующем:
- Контроль и регулирование производственного процесса;
- Анализ отклонений от установленных требований;
- Контроль продукции.
Когда данные собраны, для их анализа используются различные статистические методы, предназначенные для превращения данных в источник информации.
Важно в процессе сбора тщательно упорядочить данные, чтобы облегчить их последующую обработку. Если данные требуется собирать постоянно, то надо заранее разработать стандартные формы регистрации данных – контрольные листки.
Контрольный листок - это один из семи инструментов контроля качества. Он представляет собой форму для регистрации и подсчета данных, собираемых в результате наблюдений или измерений контролируемых показателей в течение установленного периода времени. Собираемые данные могут быть как целочисленными (например, число дефектов), так и интервальными (например, диапазон значений измерений).
Контрольный листок – бумажный бланк бланки для сбора данных, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, с тем, чтобы можно было легко и точно записать данные измерений.
Таким образом, контрольный листок является инструментом для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.
Его главное назначение двояко:
1) облегчить процесс сбора данных;
2) упорядочить данные для облегчения их дальнейшего использования, то есть представлять информацию в удобном для восприятия виде
Контрольный листок позволяет распределить данные по категориям. Он показывает, как часто возникают те или иные события, поэтому информация контрольного листка является более систематизированной, чем обычный сбор данных. Он облегчает процесс сбора, способствует точности сбора данных и автоматически приводит к некоторым выводам, что очень удобно для быстрого анализа.
Основное достоинство: сбор данных с помощью контрольных листков не требует больших затрат труда и времени, а результаты легко преобразуются в гистограмму или диаграмму Парето.
Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам.
По форме, контрольный листок это, как правило, таблица, которая сопровождает процесс или объект, в которой записываются данные контроля. В таблице уже определены типы несоответствий, которые могут возникнуть в объекте, и предусмотрено место для заполнения количества обнаруженных несоответствий. В ходе проверочной операции контролер отмечает с помощью простых символов каждое выявленное несоответствие, например в виде штрихов. Такой принцип сбора данных предусматривает минимальные действия контролера при регистрации несоответствий, что сокращает количество возможных ошибок, связанных со сбором информации.
Форма контрольного листа может быть разной, в зависимости от его назначения (рис. 2).
Рис. 2 - Пример контрольного листка
Существует большое количество видов контрольных листов: контрольный листок для регистрации видов дефектов, контрольный листок причин дефектов, контрольный листок для регистрации распределения измеряемого параметра, контрольный листок локализации дефектов и др. Для каждой конкретной цели может быть разработан свой контрольный листок, а потом создаются модификации, подходящие для поставленных целей и облегчающие сбор и регистрацию данных.
Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам.
Как разработать контрольный листок:
1. Определяются события (несоответствия, проблемы процесса), которые необходимо регистрировать в контрольном листке.
2. Определяется период сбора данных и подходящий интервал. Период сбора данных необходимо выбирать таким образом, чтобы он был репрезентативным, т.е. наиболее типичным для исследуемого процесса. Например, если наибольшее число несоответствий возникает в ночную смену работы, то период сбора данных должен приходиться на период работы ночной смены.
3. Определяется категория данных для регистрации в контрольном листке – целочисленные данные или интервальные.
4. Разрабатывается форма контрольного листка. В этой форме необходимо предусмотреть достаточно места для регистрации данных в течении всего установленного интервала времени. Форма должна содержать ясные формулировки категорий данных и разделы для суммарных данных по категориям и за весь интервал сбора данных.
5. Проводится инструктаж сотрудников, ответственных за сбор информации. Каждый сотрудник должен понимать, как заполнять контрольный листок, какие события необходимо в нем регистрировать и в каком интервале времени.
6. Собираются данные по исследуемой проблеме. Данные регистрируются по каждому наблюдению (измерению) в соответствующей категории.
7. Данные суммируются по каждой категории и по всему интервалу наблюдений.
8. Проводится анализ данных и их дальнейшая обработка с помощью других инструментов качества.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «контрольный листок».
2. Для чего используется контрольный листок?
3. Как разработать контрольный листок?
4. Назовите главное назначение контрольных листков.
5. Различаются ли контрольные листки между собой?
6. Перечислите виды контрольных листков.
7. От чего зависит форма и содержание контрольного листка?
8. Назовите области применения контрольных листков.
9. Перечислите возможные критерии и параметры рассмотрения в контрольных листках.
10. В чем заключается назначение контрольных листков?
Задания:
1. Составьте контрольный листок проявления дефектов керамического кирпича.
2. Составьте контрольный листок проявления дефектов устройства монолитной железобетонной колонны
3. По контрольному листку отражения дефектов глазурного покрытия керамической плитки сделайте явные выводы:
Типы дефектов | Результаты наблюдения |
1. Натеки | ////// |
2. Наколы | //////////// |
3. Плешины | //// |
4. Цек | /// |
5. Сухость глазури | ////// |
6. Матовость глазури | /////// |
7. Задувка | /// |
8. Засорка | ///// |
9. Прочие | ///////// |
4. Проанализируйте контрольный листок для регистрации целочисленных данных по дням недели, для установленных видов дефектов:
Контрольный листок | |||||
Дефекты покраски | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Просветы |
| ||
||
Перенасыщенный цвет ||
||