Как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать





религиозно-политическому реформаторскому движению, основанному в Иране Мирзой Али Мухаммедом Ширази (1819-50), в 1844 объявившим себя посланником Божиим, «бабом», то есть «вратами», через которые появляется Бог (или «скрытый имам», махди), а своё сочинение «Байан» («Разъяснение») — новым священным писанием, заменяющим Коран. После подавления вооружённого восстания бабитов и казни их лидера движение распалось на две части, одна из которых сохранила верность доктрине основателя, а другая, возглавляемая Мирзой Хусейном, развила бабизм в новое космополитическое учение, признающее религиозное братство всего человечества, — бехаизм.

30 Имеется в виду Ибн 'Араби с его теорией единства бытия (вахдат аль-вуджуд).

31 Шейх сказал «в большинстве», потому что некоторые из тех, кто изучал эту тему, попросту ошиблись, и у них не было намерения вводить других в заблуждение, например, ат-Табари и ас-Суюты (да помилует их Аллах).

ГЛАВА 6. ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 107


к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете».

Сура 7 «Ограды», аят 33

 

Вне всякого сомнения, утверждение любого человека о том, что он знает точное время наступления Часа, — это просто утверждение, не подкреплённое знанием.

 

 

Почему время наступления Судного дня

нельзя определить?

Прежде мы уже говорили о том, что никто, кроме Аллаха, не знает, когда наступит Судный день, однако существуют хадисы, в которых, как кажется некоторым людям, говорится о точном времени его наступления. Среди этих хадисов есть недостоверные, на которые не стоит обращать внимания и которые никак нельзя противопоставлять достоверным хадисам с ясным смыслом. Есть среди них и достоверные хадисы, однако в них не содержится прямых указаний на точное время наступления Судного дня.

Среди ложных, недостоверных хадисов, явно противоречащих Корану, как говорит выдающийся учёный Ибн аль-Каййим, — хадис о продолжительности существования этого мира, которая составляет семь тысяч лет, причём мы живём в последнем тысячелетии.

Ибн аль-Каййим говорит: «Это явная ложь, потому что, будь это правдой, каждый знал бы, что с наших дней32 до Судного дня остался 251 год, а ведь Всевышний Аллах сказал: "Они спрашивают тебя о Часе: <Когда он наступит?> Скажи: <Воистину, знание об этом есть только у моего Господа. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно>. Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: <Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху...>" (сура 7 «Ограды», аят 187)» [Ибн аль-Каййим. Аль-Манар аль-муниф].

 


32 Имеется в виду — со времени, в которое Ибн аль-Каййим писал эти строки.

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 108


В свою очередь могу добавить, что на недостоверность этого хадиса ясно указывает тот факт, что после истечения этого самого «седьмого тысячелетия» прошло уже четыреста лет, а мы не увидели не только Судного дня, но и многих событий, которые предшествуют ему и указывают на его приближение.

Среди достоверных хадисов, которые, однако, не указывают на точное время наступления Судного дня, есть такой хадис. Джабир ибн 'Абдаллах передаёт, что Посланник Аллаха за месяц до своей смерти сказал: «Вы спрашиваете меня о Часе, а ведь знание о нём есть только у Аллаха. И, клянусь Аллахом, через сто лет не останется на земле никого из живущих ныне» [Муслим].

А вот что передаёт 'Абдаллах ибн 'Умар :«Однажды, уже в конце своей жизни. Посланник Аллаха совершал с нами вечернюю молитву. Завершив её, он сказал: "Поистине, по прошествии ста лет с этой ночи не останется на земле никого из тех, кто живёт на ней сейчас"» [Бухари; Муслим].

Внимательно прочитав эти два хадиса, любой человек понимает, что Посланник Аллаха вовсе не имел в виду наступление Судного дня. Он лишь хотел сказать, что все, кто жил на земле в то время, когда он говорил эти слова, спустя сто лет уже умрут. Именно так понял его слова Ибн 'Умар, и именно так он объяснил их значение людям, когда обнаружилось, что все они поняли эти слова по-разному. В сборниках ат-Тирмизи и Абу Давуда приведён вышеуказанный хадис, а после него слова самого Ибн 'Умара: «И люди после этих слов Посланника начали говорить, что, мол, осталось около ста лет. Но Посланник Аллаха ,говоря: "Не останется на земле никого из тех, кто сейчас живёт на ней",имел в виду, что закончится жизнь этого поколения» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7891].

'Аиша передаёт: «К Пророку нередко приходили бедуины и спрашивали его: "Когда наступит Час этот?" Он же смотрел на младшего из них и говорил: "Если этому суждено прожить достаточно долго, то для вас Час наступит, прежде чем он станет дряхлым стариком"» [Бухари; Муслим]. Хишам сказал: «То есть придёт к ним смерть» [Джами' аль-усуль, № 7892].

А Анас ибн Малик передаёт, что один человек спросил Посланника Аллаха :«Когда наступит Час?» Посланник Аллаха помолчал немного, затем взглянул на мальчика из племени азд шануа, который сидел перед ним, и сказал: «Если этому мальчику суждено жить долго, то не успеет он состариться, как придёт Час». Анас сказал: «А мальчик этот был тогда моим ровесником» [Муслим].

ГЛАВА 6. ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 109


Говоря это, Посланник имел в виду смерть тех, к кому он обращал эти слова. Хишам, один из передатчиков первого хадиса, так истолковал его слова: «Имеется в виду их смерть». Час для каждого человека — это его смерть. Этот ответ Посланника — очень мудрый. С помощью этих слов он напомнил им о том, что к смерти необходимо готовиться, ведь она так близка.

 

 

Признаки приближения Судного дня и знамения

Аллахсокрыл время наступления Часа от Своих рабов, но при этом Он сообщил им о некоторых признаках его приближения.

Признаки эти упоминаются в Коране. Сказал Всевышний:

 

Неужели они ожидают чего-либо, кроме Часа, который явится к ним внезапно? Ведь уже явились его приметы. Разве они смогут помянуть назидание, когда он явится к ним?

Сура 47 «Мухаммад», аят 18

 

Некоторые учёные назвали эти признаки знамениями.

Знамения — это явления, указывающие на что-либо подобно тому, как в пустыне ставят особые указатели, по которым путник находит дорогу, на берегу моря сооружают маяки, указывающие путь кораблям, и близ города помещают табличку с названием этого города, указывающую на то, что он находится недалеко.

Ат-Таййиби говорит: «Знамения — это признаки приближения или наступления Судного дня. К первым относится: появление ад-Даджжаля, пришествие 'Исы, выход я'джуджа и ма'джуджа и провалы, а ко вторым — появление дыма, восход солнца на западе, появление (говорящего) животного и огонь, который погонит людей к месту сбора» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 352].

 

 

Какую пользу может принести нам знание о грядущих

событиях, указывающих на приближение Судного дня?

Кто-то может сказать: «Вы напрасно утомляете себя изучением того, знание чего не приносит большой пользы, и лучше бы вам заняться насущными проблемами мусульман и их делами, вместо того чтобы
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 110


тратить время на приобретение знаний о том, какие события ждут нас в далёком будущем». Некоторые даже говорят: «Вы бежите от действительности, в которой живёте, в другой мир, в котором вы мечтаете жить или же, напротив, боитесь встретиться с ним. Это бегство от фактов и трудностей». Мы говорим им в ответ: «У нас нет выбора, приобретать знания о грядущих событиях, относящихся к области сокровенного, или нет. Знание о том, что относится к области сокровенного, и вера во всё это — неотъемлемая часть религии, с которой пришёл наш Пророк . О некоторых из них нам сообщает Коран, о других упоминается в Сунне... И это знали все сподвижники, и они уделяли много времени и внимания этому вопросу. Вера в сокровенное была первым качеством, за которое похвалил Аллах богобоязненных верующих, идущих прямым путём и преуспевших: "Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили" (сура 2 "Корова" аяты 1-3).

Это верно, что многие мусульмане стали проявлять излишний интерес к сообщениям, касающимся Сокровенного, которые не находят подтверждения в Коране или Сунне, и увлечение это не обошло стороной и некоторых учёных... Но изучение достоверных текстов есть часть религии, ниспосланной Знающим, Осведомлённым».

Мы можем упрекать тех мусульман, которые сидят сложа руки, ожидая событий, о которых говорил Посланник ,например тех, кто отказывается от борьбы на пути Аллаха, дожидаясь выхода Махди. Однако эта ошибка нуждается в исправлении, и не следует оставлять без внимания достоверные тексты. Наши праведные предшественники верили в сокровенное, но при этом не оставляли борьбу на пути Аллаха и упорно трудились.

Строжайшего порицания заслуживают люди, которые применяют хадисы о сокровенном не к месту, делают из этих хадисов выводы, которые из них никак не следуют, и своими словами вводят других в заблуждение. К ним относятся все, кто утверждал о том, что он — Махди. Однако это их ошибка, а ошибки нужно исправлять. И их действия не должны подталкивать нас к тому, чтобы мы отвергали достоверные хадисы. Истина есть истина, а ложь есть ложь, и ложь не должна заставлять нас отвергнуть истину. Что же касается тех, кто упрекает нас за «трату времени» на изучение достоверных хадисов, то мы обращаем их внимание на то, сколько усилий прикладывают современные учёные для того, чтобы проникнуть в тайны
ГЛАВА 6. ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 111


далёкого прошлого и грядущего, тайны космоса, тайны Вселенной. Они тщательно изучают и исследуют всё, что осталось от древних народов и цивилизаций — письмена, вещи, остатки построек... Они прислушиваются к тому, что говорят всякого рода предсказатели и ясновидцы, хотя слова их — явная ложь, не имеющая никакого отношения к действительности. Они создают телескопы и огромные обсерватории. Более того, они запускают искусственные спутники для исследования космоса. И всё это для того, чтобы узнать то, чего они ещё не знают. Если человек устроен так, что он всё время стремится узнать то, чего ещё не знает, узнать прошлое и будущее, узнать, что собой представляет окружающий мир, разве получение знаний из самого надёжного источника, который не может лгать, не лучше? Сведения в этой области, которые мы получаем из достоверных хадисов, бесценны, но человечество проявляет излишнее высокомерие, отказываясь принимать правдивое известие, которое является частью Откровения. Отворачиваясь от этих приносящих немалую пользу знаний, люди теряют очень, очень много. К тому же есть люди, которые стараются отвлечь нас от исследований этой области с опорой на тексты, которые есть часть Откровения, тогда как сами они послушно «глотают» всё, что говорят о сокровенном учёные Запада, хотя в их словах и выводах правда смешана с ложью.

А теперь ответим на вопрос о том, какую же пользу приносит нам изучение аятов и хадисов, в которых говорится о событиях, указывающих на приближение Судного дня, а также о том, с чем нам предстоит встретиться в будущем.

1. Вера в то, о чём говорится в этих текстах (если доподлинно известно, что они достоверны), — неотъемлемая часть веры в Аллаха и веры в Его посланников. А иначе как же мы верим в Аллаха и Его Посланника и при этом не верим в то, что сказал Аллах и Его Посланник?!

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: