Сура 97 «Предопределение», аят 4
Это известное толкование аята, переданное от учёных прошлого.
2. Даже если предположить, что дух, упоминаемый в аяте, — это всё-таки душа человека, как считали некоторые учёные, то и тогда ничто в аяте не указывает на то, что душа не сотворена и что она — часть сущности Всевышнего Аллаха в том смысле, который мы подразумеваем, когда говорим: «Этот лоскуток — часть этой одежды». Аят указывает лишь на то, что душа имеет непосредственное отношение к Аллаху, потому что она по Его велению образовалась и по Его слову появилась. Слово «веление» нередко упоминается в Коране. При этом иногда под ним подразумевается отглагольное существительное, а иногда то, чему это веление дано. Например, в словах Всевышнего «Веление Аллаха придёт, и не пытайтесь это ускорить» (сура 16 «Пчёлы», аят 1) имеется в виду не само веление, а то, чему Аллах повелел прийти. Можно также сказать, что слово «от» в выражении «от веления Господа моего» указывает на то, как и откуда появилась эта душа. Употреблённое здесь арабское слово мин взависимости от употребления переводится либо как 'из' (в значении 'одна из вещей' или 'сделанное из чего-то'): «дверь из железа», либо
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 86
как 'из' или 'от', которые указывают на исходный пункт: «Я вышел из Мекки». И слова «от веления Господа моего» не означают, что душа является частью этого веления. Они означают, что душа эта появилась по велению Его, то есть веление это стало причиной её появления, её «исходным пунктом». То же самое сказал имам Ахмад о словах Всевышнего «И дух от Него»: «То есть по Его велению появился дух, и это подобно словам Всевышнего: "Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле" (сура 45 «Коленопреклонённая», аят 13), а также Его словам: "Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха" (сура 16 «Пчёлы», аят 53).
|
И если всё, что подчинил нам Аллах на небесах и на земле, а также все блага и милости — от Аллаха и при этом они не являются Его частью, а лишь исходят от Него, то слова Аллаха об 'Исе "Дух от Него" вовсе не означают, что дух этот является частью Его сущности» [Маджму' аль-фатава].
Ещё одно доказательство, которое приводят те, кто утверждает, что душа не сотворена — слова Всевышнего об Адаме: «И вдохну в него от Моего духа...» (сура 15 «Хиджр», аят 29), а также Его слова об 'Исе: «Мы вдохнули в неё [Марьям] от Нашего духа» (сура 21 «Пророки», аят 91). Они говорят: «Ведь Аллах говорит: "Мой дух" и "Наш дух" ». А вот что возразил им на это комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа»: «Следует знать, что приписанное Аллахом Самому Себе делится на две части с разными значениями. Первая — это качества, которые должны непременно относиться к кому-то и не существуют сами по себе (знание, могущество, слова, слух, зрение), то есть это приписывание свойств тому, кто обладает ими, как, например, Знание Аллаха, Его Слово, Его Могущество, Его Жизнь — всё это Его качества. Так же и Его Лик и Его Рука.
Второе значение — когда к слову Аллах прибавляются слова, которые обозначают нечто отдельное от Него (Дом (Кааба), верблюдица, раб, посланник, дух). В качестве примера можно привести Его слова: "Берегите верблюдицу Аллаха и питьё её!" (сура 91 «Солнце», аят 13), "Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение [Коран]" (сура 25 «Различение», аят 1), "И очищай Мой Дом [Каабу] для тех, кто совершает обход..." (сура 22 «Паломничество», аят 26). Это упоминание о чём-то сотворенном в сочетании с Именем Творца. Цель упоминания такого сочетания — возвысить и почтить это творение и подчеркнуть его достоинства» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа; Маджму'ат ар-расаиль аль-мунириййа; См. также: Рисалят ар-рух].
|
ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 87
Виды душ
Всевышний Аллах поведал нам о том, что существуют души трех разновидностей:
— душа, приказывающая дурное: