Сура 56 «Неминуемое», аяты 83-84
И душа, которую забирают и упокаивают ангелы, которая достигает горла или ключиц и которую ведут, непременно должна быть чем-то реально существующим и при этом отличным от тела.
ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 81
Мы также привели хадисы, в которых Посланник Аллаха сообщает нам о том, что Ангел смерти забирает душу и что ангелы помещают эту душу в саван из Рая или Огня в зависимости от того, хорошим человеком был её обладатель или дурным, и отправляются с ней в путешествие по небесам. Если человек был благочестивым и праведным, перед душой его распахиваются небесные врата. Если же человек был скверным и погряз в грехах, небесные врата закрываются перед ней. В хадисах упоминается также о том, что душа возвращается в тело, отвечает на вопросы ангелов, испытывает мучения или блаженство и что душа мученика находится в зобу зелёных птиц, а душа верующего становится птицей, которая садится на райские деревья, и что, когда душа извлекается из тела, взор следует за ней. Существует немало текстов, которые неоспоримо доказывают, что душа — это нечто, отличное от тела, и что она продолжает существовать после того, как расстанется с телом.
Местопребывание души в теле
Душа течёт по всему телу человека. Ибн Таймийя говорит: «Душа в теле не сосредоточена в каком-то определённом месте, но она течёт в теле, как течёт жизнь, которая присутствует во всём теле. Жизнь обусловлена наличием души и она сохраняется в теле до тех пор, пока в нём есть душа. Когда же душа покидает тело, вместе с ней покидает его и жизнь...» [Маджму'ат ар-расаиль аль-мунириййа].
Душа сотворена
Часть философов пришла к выводу о том, что душа не сотворена, а существует изначально, то есть она существовала всегда, однако она не то же самое, что Господь. О душе они говорят то же, что и о разуме и об ангелах, и последователи разных религий, перенимая их убеждения, начинают утверждать, что души и ангелы — это одно и то же.
|
Другую группу еретиков нашей общины, вводящих мусульман в заблуждение, составляют философы-догматики, некоторые последователи суфизма и представители некоторых других течений, утверждающие, что душа есть часть Божественной Сущности. Их утверждение, как говорит Ибн Таймийя, ещё хуже, чем утверждение первых. Они говорят, что человек состоит из божественной части (души) и человеческой (тело), то есть одна его половина — Господь, а вторая - раб [Маджму' аль-фатава].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 82
Истина же, относительно которой не должно возникать разногласий, заключается в том, что душа — это нечто сотворенное, а не существовавшее всегда.
Это подтверждается следующими доводами.
1. Единогласное мнение учёных. Шейх ибн Таймийя говорит: «Душа человека сотворена — с этим согласны все наши праведные предшественники, имамы нашей общины и остальные приверженцы Сунны. О существовании единогласного мнения учёных в вопросе сотворённости души говорили многие имамы мусульман. Например, Мухаммад ибн Наср аль-Марвази, известный имам, который считался величайшим знатоком (или одним из величайших знатоков) вопросов, в которых существовало единогласное мнение учёных, а также вопросов, в которых между учёными возникли разногласия.
Также и Абу Мухаммад ибн Кутайба пишет в своей книге "Китаб аль-люкат = Книга находок" по вопросу о том, сотворена ли душа: "Дух — это душа. Люди согласны в том, что Аллах — Творец тела и души"
|
А Абу Исхак ибн Шакиля так ответил на заданный ему вопрос о душе: "Ты, да помилует тебя Аллах, спросил меня о душе, сотворена она или нет. Это из области того, в чём не сомневается идущий правильным путём... Душа принадлежит к сотворенным вещам. По этому вопросу высказывались многие великие учёные и шейхи, и они опровергли утверждение тех, кто считает, что душа не сотворена"
Великий учёный Абу 'Абдаллах ибн Манда посвятил этому вопросу свою книгу "Ар-Pyx ва-н-нафс". В ней он привёл немало хадисов и высказываний сподвижников. До него были труды имама Мухаммеда ибн Насра аль-Марвази, шейха Абу Я'куба аль-Харраза, Абу Я'куба ан-Нахраджури, кадыя Абу Я'ля и других. Это мнение величайших учёных, и они высказали резкое порицание тем, кто говорил подобное об 'Исе (Иисусе), сыне Марьям (Марии), не говоря уже о тех, кто говорил подобное о ком-то другом. Об этом пишет Ахмад в своей книге "Ар-Радд 'аля аз-занадика ва-ль-джахмиййа"» [Маджму' аль-фатава].
2. Коран и Сунна. В Коране и Сунне содержится немало доказательств того, что душа сотворена. Так, Всевышний сказал: