Абу Хурайра передаёт такой хадис: «Когда выходит душа верующего, её встречают два ангела, которые поднимаются с ней». Хаммад, один из передатчиков хадиса, говорит: «И он упомянул о благоухании, исходящем от этой души, и упомянул о мускусе». Далее в хадисе говорится: «И обитатели небес говорят: "Благая душа пришла с земли. Да благословит Аллах тебя и то тело, в котором ты обитала". Потом они прибывают с ней к её Всевышнему Господу, и Он говорит: "Отправляйтесь с ней к крайнему пределу"».
Пророк сказал: «А когда выходит душа неверующего 5, обитатели небес говорят: "Скверная душа направляется к нам со стороны земли" — а затем будет сказано: "Отправляйтесь с ней к крайнему пределу 6 "» [Муслим, № 2872].
В хадисе, передаваемом аль-Бара' ибн 'Азибом, Посланник упомянул о том, какой почёт оказывают душе праведного раба Аллаха после того, как она выходит из тела. Ангелы призывают благословение на эту благую душу, оборачивают её райским саваном и умащают её райскими благовониями, и от неё начинает исходить благоухание приятнее, чем запах мускуса. Затем ангелы возносятся вместе с ней, отправляясь в прекрасное путешествие, и перед ней открываются небесные врата. А скверную душу проклинают ангелы небес, и небесные врата закрываются перед ней,
5 Хаммад сказал, что Пророк упомянул об исходящем от этой души зловонии и обращенном к ней проклятии.
6 В комментариях к этому хадису говорится, что имеется в виду Лотос крайнего предела для души верующего и Сиджжин для души неверующего или же имеется в виду завершение земной жизни.
ГЛАВА 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ (ДУХА) ПО НЕБЕСАМ 39
и группы ангелов взывают к Милосердному у каждых врат, прося о том, чтобы душа эта не проходила через их врата. Душу эту умащают огненным бальзамом и заворачивают в саван из Огня. И от неё исходит зловоние, которое беспокоит ангелов Милосердного. Её поднимают на небеса, но небесные врата не открывают перед ней, и тогда душу эту сбрасывают с высоты. В хадисе, который передаёт аль-Бара' ибн 'Азиб, Посланник так описывает путешествие человека в барзах после смерти: «Когда выходит душа его каждый ангел между небесами и землёй призывает на неё благословение, равно как и каждый ангел в небесах. И открываются перед ней небесные врата, и возле каждых врат ангелы взывают к Аллаху, прося о том, чтобы эта душа поднялась выше, пройдя через их врата. И когда Ангел смерти забираете, они не оставляют её в его руках ни на миг. Забрав её, они оборачивают её саваном и умащают благовониями. (Поэтому Всевышний сказал: "Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений" (сура 6 «Скот», аят 61)). И она начинает источать благоухание, подобное аромату лучшего мускуса на земле... Потом они поднимаются вместе с ней, и где бы они ни оказались с ней, всюду ангелы вопрошают: "Что это за благая душа?" Они говорят в ответ: "Это такой-то, сын такого-то", называя при этом лучшие из тех имён, которыми называли его в этом мире. Потом они прибывают к нижнему небу и просят разрешения войти. Перед ней открывают врата, и ангелы с каждого неба провожают её до следующего неба, пока не прибудет эта душа к седьмому небу. Тогда Всевышний Аллах говорит "Запишите раба моего в Иллийюн", "Откуда тебе знать, что такое Иллийюн? Это — книга начертанная, которую видят приближённые" (сура 83 «Обвешивающие», аяты 19—21). И его записывают в Иллийюн, а потом Аллах говорит: "Верните его на землю. Из неё Я сотворил их, и в неё возвращаю их, и из неё выведу их снова..."»
|
|
А вот как описывает Посланник то, что происходит со скверной душой после того, как её с силой вырывают из тела неверующего или грешника: «И проклинает её каждый ангел между небом и землёй, и каждый ангел в небесах, и перед ней закрываются небесные врата, и у каждых врат ангелы взывают к Аллаху с мольбой о том, чтобы душа эта, поднимаясь, не проходила через их врата. И когда забирает её Ангел смерти, они не оставляют её в его руках ни на миг. Они облачают её в грубую власяницу, и она начинает
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 40
источать зловоние, подобное самому отвратительному зловонию, исходящему от разлагающегося трупа на земле. Потом они поднимаются с ней, и все ангелы, которые им встречаются, вопрошают: "Что это за скверная душа?" Они отвечают: "Это такой-то, сын такого-то" перечисляя самые отвратительные из тех имён, которыми его называли в этом мире. Потом они прибывают вместе с ней к нижнему небу и просят для неё разрешения войти, но ей не отворяют». После этого Посланник Аллаха прочитал: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко» (сура 7 «Ограды», аят 40),после чего продолжил: «И Всевышний Аллах говорит: "Запишите его в Сиджжин, в нижнюю землю". Затем Он говорит: "Возвратите раба Моего на землю, ибо, поистине, я обещал им, что из неё сотворил Я их, и в неё верну их, и из неё потом выведу вновь". И душа его низвергается с небес, падая в тело». После этого Пророк прочитал: «"А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватывают его, или же ветер уносит его в далёкое место" (сура 22 «Паломничество», аят 31). И душа его возвращается в тело».
|
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «К умирающему приходят ангелы, и, если был он человеком праведным, ему говорят: "Выйди, о душа благая, что обитала в теле благом, выйди, достойная хвалы, и радуйся — ожидает тебя радость и отдохновение и Господь, Который не гневается". Так говорят они, пока душа не выйдет. Затем они поднимаются вместе с ней на небеса и просят для неё разрешения войти. Им говорят: "Кто это?" Они отвечают: "Такой-то" Те говорят: "Добро пожаловать, о, благая душа, что обитала в благом теле. Войди, достойная хвалы, и радуйся — ожидает тебя радость и отдохновение и Господь, Который не гневается". Так говорят ей, пока не поднимутся они к тому небу, где Всевышний Аллах... 7
7 Здесь вовсе не имеется в виду, что небеса вмещают Аллаха и ограничивают Его — Аллах, конечно же, превыше этого! Он над небесами, отделён от Своих творений. Вот что сказал Всевышний про Свой Престол: «Его Престол объем лет небеса и землю» (сура 2 «Корова», аят 255). Посланник сообщил нам, что небеса по
ГЛАВА 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ (ДУХА) ПО НЕБЕСАМ 41
А если он был скверным человеком, ему говорят: "Выйди, о, душа скверная, что обитала в скверном теле. Выйди, достойная порицания, и знай, что ждёт тебя кипяток и гной, и много другого, подобного им". Так говорят ему, пока душа его не выйдет. Затем они поднимаются вместе с ней на небеса, и просят для неё разрешения войти. Им говорят: "Кто это?" Они отвечают: "Такой-то". Тогда те говорят: "Недоброе приветствие душе скверной, что обитала в скверном теле. Возвращайся, достойная порицания! Не откроются для тебя врата", И её отсылают с небес, и она отправляется в могилу...» [Ибн Маджа; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 169].
сравнению с Престолом словно брошенное в пустыне кольцо, а Престол по сравнению с Троном — словно брошенное в пустыне кольцо. Этот аят подобен словам Всевышнего: «И я непременно распну вас в стволах пальм» (сура 20 «Та, ха», аят 71) — ведь имеется в виду вовсе не то, что он распнёт их внутри пальмовых стволов. Вот и здесь имеется в виду, что Всевышний Аллах над небесами. Этот хадис подобен словам Всевышнего: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто в небесах, не заставит землю поглотить вас?» (сура 67 «Власть», аят 16). То есть в вышине. Это подобно и словам Посланника , которые он сказалрабыне: «Где Аллах?» Она ответила: «В небесах». Тогда Пророк сказал: «Освободи её, поистине, она — верующая». Хадис этот приводитМуслим в своем «Сахихе».
Глава 4. Могила
Ужас могилы
Хани',вольноотпущенник 'Усмана ибн 'Аффана, передаёт: «'Усман, останавливаясь около могилы, плакал так, что намокала от слёз его борода. И однажды ему сказали: "Вспоминаешь о Рае и Адском пламени и не плачешь, а вспоминая о могиле — плачешь?!" Он сказал в ответ: "Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: <Могила — первая из стоянок мира венного, и кто спасся [от мучений] в ней, для того всё, что последует за ней, будет легче. А кто не спасётся [от мучений] в ней, для того всё, что последует за ней, будет ещё страшнее>". Он сказал: "И я слышал, как Посланник Аллаха говорил: <Я никогда не видел зрелища более отвратительного и ужасного, чем могила>"» [Тирмизи; Сахнх аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 85].
Поскольку всё, бывающее после того, что происходит с человеком в могиле, будет ещё легче для спасённых, то верующий раб Аллаха, увидев в могиле блаженство, приготовленное для него Аллахом, скажет: «О Господь! Ускорь наступление Часа, чтобы вернуться мне к моим родным и моему имуществу». А неверующий, много грешивший раб Аллаха, увидев суровое наказание, уготованное ему Аллахом, скажет, несмотря на мучения, которым он подвергается в могиле: «О Господь! Пусть не наступит Час!» — потому что то, что ждёт его впереди, ещё ужаснее и тяжелее.
Мрак могилы
Абу Хурайра передаёт, что в своё время одна женщина подметала полы в мечети, потом Посланник Аллаха потерял её из виду, а потом люди сообщили ему о том, что она скончалась ночью и они похоронили её сами, не желая будить его. Тогда он попросил своих сподвижников показать ему ее могилу. И его привели к этой могиле, над которой он
ГЛАВА 4. МОГИЛА 43
совершил погребальную молитву, после чего сказал: «Поистине, эти могилы наполняет мрак, окутывающий тех, кто в них находится, и, поистине, Всевышний Аллах осветит их для них посредством моей молитвы» [Бухари; Муслим; Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Байхаки; Ахмад].
Сдавливание в могиле
Когда умершего помещают в могилу, она сжимает его, и этого не избежать никому — ни старику, ни молодому, ни праведному, ни грешнику. В хадисах упоминается о том, что могила сдавила даже Са'да ибн Му'аза, от смерти которого содрогнулся Трон, кому были открыты небесные врата и чьи похороны посетили семьдесят тысяч ангелов. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Посланник Аллаха сказал: "И даже того, от чьей смерти содрогнулся Трон, кому были открыты небесные врата и чьи похороны посетили семьдесят тысяч ангелов, сдавила могила, а потом отпустила"» [Насаи]8.
Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, в могиле будет сжатие, от которого если мог бы кто-то уберечься, то уберёгся бы Са'д ибн Му'аз» [Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 2, с. 36]. А Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы мог кто-то избежать сдавливания в могиле, избежал бы его Са'д ибн Му'аз, но она сдавила и его, а потом отпустила» [Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 5, с. 71].
Неизбежность этого сдавливания для каждого человека подтверждается тем, что не избегут его даже дети. Анас ибн Малик пересдаёт, что Посланник Аллаха ,сказал: «Если бы кто-то мог спастись от сдавливания в могиле, спасся бы от него этот мальчик» [Сахих аль-джами' ас-сагир, т, 5, с, 56].
Испытание в могиле
Как происходит испытание в могиле?
Когда умершего опускают в могилу, к нему приходят ангелы, чей внешний вид отвратителен. В хадисе говорится: «Когда положат
8 Аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса безупречен согласно условиям Муслима» [Мишкат аль-масабих, т. 1, с. 49].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 44
в могилу умершего [или: кого-то из вас], приходят к нему два иссиня-чёрных ангела, один из которых зовётся Мункар, а второй Накир. Они спрашивают; "Что ты говорил об этом человеке?" И он говорит то, что говорил при жизни: "Он раб Аллаха и Его посланник. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник". А если он был лицемером, он скажет: "Я слышал то, что говорили люди, и говорил то же самое... Я не знаю..."» [Тирмизи]9.
Бара' ибн 'Азиб передаёт слова Посланника : «И приходят к нему два ангела, которые громко окрикивают его, усаживают и говорят ему: "Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк?" И это последнее испытание, которому подвергается верующий. Всевышний Аллах сказал: "Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни" (сура 14 "Ибрахим" аят 27). И верующий говорит: "Мой Господь — Аллах, моя религия — ислам, а мой пророк — Мухаммад" Тогда возвещает голос с небес: "Правду сказал раб Мой"».
А о неверующем и грешнике сказано следующее: «И приходят к нему два ангела, громко окрикивают его, усаживают и говорят ему: "Кто твой Господь?" Он отвечает: "Э... э... Я не знаю". Тогда они говорят ему: "Какова твоя религия?" Он отвечает: "Э... э... Я не знаю". Тогда они говорят: "А что скажешь ты о человеке, который был послан к вам?" Но он не может вспомнить его имени. Тогда ему говорят: "Мухаммад" Он говорит: "Э... э... Я не знаю. Я слышал, как люди говорят то-то". Тогда они говорят: "Ты не знал и не последовал за людьми [т. е. не говорил то, что они говорили]" 10. И тогда возвещает голос с небес: "Солгал 11 раб Мой!"»
Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Когда умершего опустили в могилу и люди расходятся, он слышит скрип их сандалий, когда они уходят. И к нему приходят два ангела, усаживают его и говорят ему: "Что говорил ты об этом человеке, Мухаммаде?" Верующий ответит: "Свидетельствую,
9 Аль-Албани отметил этот хадис как хороший [Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 259].
10 То есть не пытался узнать истину сам и не последовал за теми, кто знал её.
11 То есть его слова «я не знал» — ложь, поскольку божественное послание дошло до него и он знал истину, однако отказался следовать ей.
ГЛАВА 4. МОГИЛА 45
что он — раб Аллаха и Его посланник". А неверующий и лицемер скажут: "Я не знаю. Я говорил то, что говорили о нём люди". И ему будет сказано: "Не знал ты и не последовал за людьми..."» [Бухари; Муслим; Лбу Давуд; Насаи].
Сначала Посланник не знал, что его общину ожидает испытание в могиле, а потом Аллах внушил ему это знание. 'Урва ибн аз-Зубайр передаёт от своей тёти 'Аиши: «Посланник зашёл ко мне, а у меня в это время сидела одна иудейка, которая сказала: "Известно ли тебе о том, что вас подвергают испытанию в могиле?" Посланник Аллаха вздрогнул и сказал: "Испытанию подвергаются иудеи"». 'Аиша сказала: «Прошло несколько дней, и Посланник Аллаха сказал мне: "Знаешь ли ты, что мне было открыто, что вы подвергаетесь испытанию в могиле?"» 'Аиша говорит: «После этого я слышала, как Посланник Аллаха просил у Аллаха избавления от мучений в могиле» [Муслим, № 584].
Подвергаются ли неверующие испытанию в могиле?
Приведённые нами хадисы указывают на то, что неверующие подвергаются испытанию в своих могилах. Однако аль-Хаким ат-Тирмизи, Ибн 'Абд-аль-Барр и ас-Суюты с этим не согласились [Ляпами' аль-анвар аль-бахиййа].
Вот довод аль-Хакима ат-Тирмизи: когда общины, жившие в прошлом, отказывались слушать направленных к ним посланников, их постигало наказание уже в этом мире, тогда как с нашей общиной этого не происходит. Кто принял ислам только потому, что опасался за свою жизнь, а потом стал лицемером, того ждёт наказание в могиле. Однако с этим можно поспорить. Например, Аллах не погубил народы, которые сочли ложью и отвергли слова посланников после ниспослания Торы [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа].
Ибн 'Абд-аль-Барр приводит в качестве доказательства достоверный хадис «Члены этой общины подвергаются испытанию в могиле». Некоторые приводят этот хадис в несколько ином виде, со словами «подвергаются допросу».
Однако достоверные хадисы опровергают это утверждение. Они указывают на то, что испытание это не только для верующих и не только для нашей общины.
'Абд-аль-Хакк аль-Ишбили, Ибн аль-Каййим, аль-Куртуби, ас-Сафарини и другие придерживались мнения, что испытание в могиле ожидает всех [Куртуби. Тазкира].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 46
Подвергаются ли несовершеннолетние дети и умалишённые испытанию в могиле?
Все, кто относится к категории мукалляф 12,подвергаются испытанию в могиле, кроме пророков (относительно них существуют разногласия) [Маджму' аль-фатава], а также мучеников, тех, кто несёт дозор на пути Аллаха (муравит),и тех, о ком говорится в хадисах, что они будут избавлены от этого испытания.
Относительно детей и умалишённых существуют разногласия. Часть учёных утверждают, что их это испытание минует. Среди них Абу Я'ля и Ибн 'Акиль. Согласно их точке зрения, испытание — только для людей из категории мукалляф,а те, кто не может отвечать за свои поступки, через это испытание не проходят, поскольку нет смысла спрашивать их о том, что не было вменено им в обязанность. Другие учёные сказали, что они тоже подвергаются испытанию в могиле. Это мнение Абу аль-Хакима аль-Хамдани, Абу аль-Хасана ибн 'Абдуса, а также последователей аш-Шафи'и. Малик и другие передают со слов Абу Хурайры ,что Посланник совершил погребальную молитву над умершим ребёнком и сказал: «О Аллах, избавь его от мучений в могиле и испытания в могиле». Это мнение согласуется с мнением тех, кто утверждает, что они будут испытаны в мире вечном и что в Судный день они будут относиться к категории мукалляф. А это утверждение большинства учёных, и его передаёт Абу аль-Хасан аль-Аш'ари от приверженцев Сунны, и сам он выбрал его, и указания на него имеются в текстах, оставленных имамом Ахмадом [Маджму' аль-фатава].
Блаженство и мучения в могиле
Хадисы о мучениях в могиле передаются большим количеством людей (мутаватир)
Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» пишет: «Множество людей передают от Посланника Аллаха сообщения, подтверждающие то, что мучения в могиле и блаженство в ней, как и допрос двух ангелов, ожидают тех, кто их заслужил. Поэтому мы обязаны верить в это. При этом мы не говорим о том, как именно
12 То есть все совершеннолетние и разумные мусульмане, на которых возложено исполнение религиозных обязанностей (в противоположность детям и умалишённым, которые от этих обязанностей освобождены).
ГЛАВА 4. МОГИЛА 47
это будет происходить, потому что разум, не имея связи с миром вечным, не способен постичь это. А Шариат не приносит то, что и человеческому разуму представляется невозможным, но он порой говорит о том, что человеческий разум не способен постичь до конца. Возвращение души в тело происходит не так, как происходит возвращение в этом мире, — оно не похоже на то, что мы привыкли видеть в этом мире» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].
А вот ещё одна цитата: «И знай, что мучения в могиле и мучения в барзахе — истина13. И ни один из тех, кто заслужил эти мучения, не сможет их избежать независимо от того, был он похоронен или нет. Даже если его растерзали звери или он сгорел так, что превратился в пепел, который рассеялся в воздухе, даже если он был распят или утонул в море, его душу и тело постигнет то же наказание, которое постигает лежащего в могиле. И усаживание, смешивание рёбер от сдавливания и прочее также ожидает его. И мы должны понимать слова Посланника без преувеличений и преуменьшений» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].
Атеисты, а также мусульмане, чрезмерно увлёкшиеся философией, отрицают существование мучений в могиле, говоря: «Их нет на самом деле». И главный их довод — что они, вскрыв могилу, не видят ничего из того, о чём упоминается в текстах Корана и Сунны [Куртуби. Тазкира].
Мучения в могиле отвергают также хариджиты и некоторые му'тазилиты, например Дырар ибн 'Амр и Бишр аль-Мариси, тогда как все приверженцы Сунны и большинство му'тазилитов признают, что эти мучения вполне реальны [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 233].
Эти люди сочли ложью то, о чём у них не было знаний. Они решили, что их глаза и уши могут увидеть и услышать абсолютно всё. А ведь сегодня мы раскрываем такие тайны Вселенной, которые были недоступны тогда их глазам и ушам. А кто верует в Аллаха, тот верит во всё, что пришло от Него.
В Коране содержатся указания на то, что умершие подвергаются
мучениям в могиле. Аль-Бухари назвал одну из глав в «Книге похорон» в своём «Сахихе» «Что сказано относительно мучений в могиле», а затем
13 Умирая, человек считается пребывающим в промежуточном мире (барзах), вне зависимости от того, положено его тело в могилу или нет. Здесь упоминаются два варианта пребывания в барзахе — когда тело покоится в могиле, и когда оно не было погребено, как, например, в случае с тем, чьё тело после смерти было предано огню или же он утонул и т. д.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 48
привёл слова Всевышнего: «Если бы ты видел несправедливых в предсмертных муках, когда ангелы протягивают к ним свои руки: "Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями..."» (сура 6 «Скот», аят 93), «Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения» (сура 9 «Покаяние», аят 101) и «А род фараона окружили [или поразили] скверные мучения — Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род фараона самым жестоким мучениям!» (сура 40 «Прощающий», аяты 45-46).
В первом из приведённых аль-Бухари аятов речь идёт о том, как ангелы мучают неверующих, когда те умирают, как уже говорилось. Второй аят указывает на то, что лицемеров постигнут два наказания до наказания в Судный день. Первое наказание — то, что постигает их в этом мире, — это либо непосредственно кара от Аллаха, либо кара от Аллаха руками верующих. Второе наказание — мучения в могиле.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «"Мы подвергнем их мучениям дважды" — мучениям в этом мире и мучениям в могиле» [Фатх Аль-Бари,т.3,с. 233].
Ат-Табари сказал: «Вероятнее всего, одно из двух наказаний — мучение в могиле, а другое — что-то из упомянутого ранее — голод, плен, убийство, унижение или что-то иное» [Фатх Аль-Бари].
А третий аят — веский довод в пользу приверженцев Сунны, которые верят в мучения в могиле. Всевышний Аллах решил так, что семейство фараона подвергается наказанию в Огне утром и вечером. И это до Судного дня, потому что далее Всевышний говорит: «А в День наступления Часа подвергните род фараона самым жестоким мучениям!» (сура 40 «Прощающий», аят 46). Аль-Куртуби сказал: «Большинство учёных считают, что это наказание имеет место в барзахе, а это доказывает существование мучений в могиле» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 233].
Среди аятов Корана, ясно указывающих на то, что испытание и мучения в могиле действительно существуют, — слова Всевышнего Аллаха: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни и в жизни вечной» (сура 14 «Ибрахим», аят 27).
А в хадисе, который передал аль-Бара' ибн 'Азиб ,Пророк говорит: «Когда верующего усаживают в его могиле, к нему приходят [ангелы], и затем он свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха. Это и есть смысл слов Всевышнего: "Аллах поддерживает верующих твёрдым словом"».
ГЛАВА 4. МОГИЛА 49
А в другой версии хадиса он добавляет: «В аяте "Аллах поддерживает верующих..." говорится о мучениях в могиле» [Бухари].
'Аиша передаёт, что к ней зашла одна иудейка, которая упомянула о мучениях в могиле и сказала ей: «Да убережёт тебя Аллах от мучений в могиле». Тогда 'Аиша спросила Посланника Аллаха , о мучениях в могиле, и он сказал: «Да, [есть] мучения в могиле». 'Аиша сказала: «И после этого он всегда просил у Аллаха защиты от мучений в могиле в конце молитвы». Передатчик Гундар добавляет: «Мучения в могиле — истина» [Бухари].
А в «Сахихе» Муслима приводится хадис 'Аиши :«Ко мне пришли две старые женщины из числа иудеев Медины и сказали: "Поистине, умершие подвергаются мучениям в своих могилах". А я сказала им, что это ложь, — мне не хотелось верить им. Они ушли, а когда пришёл Посланник Аллаха ,я сказала ему: "О Посланник Аллаха! Ко мне приходили две старые женщины из числа иудеев Медины, и сказали, что мёртвые подвергаются мучениям в своих могилах" Он сказал: "Они сказали правду... Их подвергают мучениям, и животные слышат, как их мучают". После этого я всегда слышала, как он в своих молитвах просил у Аллаха избавления от наказания в могиле» [Муслим].
А поскольку событие это очень важное, Посланник учил своих сподвижников обращаться к Всевышнему с мольбой об избавлении от мучений в могиле. Более того, однажды он даже произносил проповедь, посвященную мучениям в могиле. Асма бинт Абу Бакр передаёт: «Посланник Аллаха произносил проповедь и упомянул о мучениях в могиле. Люди пришли в ужас, и поднялся шум» [Бухари].
А в версии ан-Насаи есть добавление: «И из-за этого шума и волнения я не смогла понять последние слова Посланника Аллаха . И когда все успокоились, я сказала человеку, который стоял недалеко от меня: "Да благословит тебя Аллах... Что сказал Посланник Аллаха в конце своей речи?" Он ответил: "Он сказал: <Мне было открыто, что вы будете подвергаться испытанию в своих могилах, подобному испытанию Даджжаля>" » [Насаи; Джами' аль-усуль, т. 11, с. 170].
Посланник слышал голоса людей, подвергаемых мучениям
в могилах
Аллах даровал Своему Посланнику способность слышать голоса людей, которые подвергались мучениям в своих могилах. В хадисе Зайда Ибн Сабита говорится: «Пророк проезжал около пальмовой рощи
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 50
бану ан-Наджжар на своей мулице, и мы сопровождали его. И вдруг его мулица заупрямилась, метнулась в сторону и едва не сбросила его. И тут мы увидели могилы — шесть, пять или четыре. Пророк спросил: "Кто знает, кто лежит в этих могилах?" Один человек сказал: "Я". Тогдаон спросил: "А когда они умерли?" Он ответил: "Они умерли во времена язычества" Он сказал: "Поистине, члены этой общины подвергаются мучениям в могилах. И если бы не опасение, что вы перестанете хоронить умерших, я попросил бы Аллаха, чтобы Он дал вам услышать то, что слышу я из мучений в могиле"» [Муслим].
А в другом хадисе от Абу Айюба аль-Ансари говорится: «Как-то раз Посланник Аллаха вышел из дома после захода солнца, и, услышав какие-то звуки, сказал: "Это иудеев подвергают мучениям в их могилах"» [Бухари; Муслим; Насаи].
На то, что Посланник слышал голоса подвергаемых мучениям в могиле, указывает и хадис от Ибн 'Аббаса: «Поистине, они подвергаются мучениям, и не за самые серьёзные проступки...» [Бухари; Муслим]. Далее мы приведём этот хадис полностью.
Слышал ли кто-то, кроме Посланника , эти голоса?
И в наше время многие люди утверждают, что они слышали или видели умерших людей, которых подвергали мучениям в их могилах. Среди этих свидетелей есть надёжные и достойные доверия люди, выдающиеся учёные, в честности и религиозности которых невозможно усомниться. Ибн Таймийя говорит об этом: «Открывается это многим людям в наше время, наяву и во сне, это известно, и они уверены в том, что видели, и у нас случалось немало подобного» [Маджму' аль-фатава].
Он также сказал, отвечая тем, кто не признаёт наказание в могиле: «Известно, что душа спящего садится, встаёт и ходит, передвигается, разговаривает и совершает разные действия, и из-за этого его тело и душа подвергается мучениям или испытывает блаженство. И это при том, что тело его покоится на ложе, глаза и рот закрыты, органы тела пребывают в покое. Однако тело может приходить в движение вследствие сильного внутреннего движения, и человек может встать, пойти, что-то сказать или закричать из-за того, что происходит у него внутри. Но ведь и с умершим может происходить то же самое. Душу (дух) его усаживают, задают ей вопросы, её заставляют испытывать блаженство или подвергают мучениям, и она кричит, и всё это связано с телом, притом что оно лежит в могиле. Бывает, что происходящие в нём процессы настолько сильны, что это отражается на теле. Его можно увидеть
ГЛАВА 4. МОГИЛА 51
выходящим из могилы: он подвергается мучениям, ангелы наказания принимаются за него, и тело его приходит в движение. Он передвигается и выходит из своей могилы. Известны случаи, когда некоторые люди слышали голоса тех, кто подвергался мучениям в своих могилах, и видели тех, кто выходил из могилы, подвергаясь мучениям, или садился. Однако это не обязательно происходит с каждым умершим, так же как не каждый спящий человек садится во сне. Всё зависит от силы происходящих в нём процессов» [Маджму' аль-фатава].
Описание блаженства и мучений в могиле
В хадисе аль-Бара' ибн 'Азиба Посланник упоминает о том, что ангелы задают вопросы верующему рабу Аллаха и он отвечает на них должным образом. Тогда раздаётся глас в небесах: «Правду сказал раб Мой. Постелите ему из Рая, и оденьте его из Рая, и откройте перед ним врата в Рай». И приходит к нему блаженство и благоухание Рая, и могила его становится просторной, расширяясь настолько, насколько хватает взгляда. И приходит к нему (а в другой версии хадиса: «...и представляется ему») человек с прекрасным лицом, в красивой одежде, от которого исходит благоухание, и говорит: «Радуйся тому, что принесёт тебе отдохновение и отраду, радуйся довольству Аллаха и Садам, в которых непреходящее блаженство. Это день, который был обещан тебе». Тогда тот спросит его: «Да будет и тебе благо, но кто же ты? Лицо твоё — лицо того, кто приходит с добром...» Он скажет: «Я — твои благие дела и, клянусь Аллахом, я знал тебя не иначе как быстрым в послушании Аллаху, медленным в ослушании Аллаха, и да воздаст тебе Аллах благом». Затем откроются перед ним врата Рая и врата Огня, и будет сказано ему: «Это место, которое ты занял бы, если бы ослушивался Аллаха. Аллах заменил его тебе на это». Увидев то, что в Раю, он скажет: «Господи, ускорь наступление Часа, чтобы вернуться мне к моим родным и к моему имуществу!» И ему ответят: «Успокойся».
Пророк упомянул также о том, что ждёт неверующего14 или грешника после того, как он не сумеет ответить на вопросы ангелов
14 Упоминание о неверующем в подобных хадисах позволяет доказать, что мнение Ибн 'Абд-аль-Барра, ас-Суюты, аль-Хакима, ат-Тирмизи и их единомышленников о том, что мучения в могиле ожидают только грешников из числа верующих, а неверующие мучениям в могиле не подвергаются, неверно.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 52
и раздастся глас в небесах: «Солгал он! Постелите же ему из Огня и откройте ему врата в Огонь». И придёт к нему пламя Ада и дым его, и могила его сожмётся так, что смешаются рёбра его, и придёт к нему (а в другой версии — «...и представится ему») человек с некрасивым лицом, в отвратительной одежде, от которого будет исходить тошнотворный запах, и произнесёт: «Знай, что пришло к тебе то, что не обрадует тебя. Это день, который был обещан тебе». Тот скажет: «Да принесёт Аллах и тебе дурную весть, кто же ты? Лицо твоё — лицо того, кто приходит со злом». Он ответит: «Я — твои дурные дела и, клянусь Аллахом, знал я тебя медлящим в послушании Аллаху и быстрым в ослушании Аллаха, и да воздаст тебе Аллах злом». И приставит Аллах к нему глухого и немого слепца, с таким молотом в руках, что если бы ударил он им скалу, она рассыпалась бы в прах. И он ударит его этим молотом так, что тот рассыплется в прах. А потом Аллах вернёт ему прежний облик, и он ударит его снова, и он издаст такой вопль, что услышат его все, кроме джиннов и людей. После этого откроются перед ним врата Огня, и ему будет постелена огненная подстилка. И он скажет: «Господи, пусть не наступает Час!»