СУДНЫЙ ДЕНЬ
'Умар Сулейман аль-Ашкар
СУДНЫЙ ДЕНЬ
Малое воскрешение
Большое воскрешение
Москва | UMMAH | 2013
УДК 28-175
ББК 86.38
А98
Перевела с арабского
Карима (Екатерина) Сорокоумова
Канонические редакторы
Мухаммадбасыр Гасанов,Мухаммад Евлоев
Аль-Ашкар, 'Умар Сулейман
А98 Судный день: Малое воскрешение. Большое воскрешение; пер.с араб. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2013. — 480 с.
ISBN 978-5-94824-197-5
Что происходит с человеком после смерти? Когда наступит конец света? Эти вопросы волнуют каждого человека. Многие пытались ответить на эти вопросы, выдвигая различные теории. Но человеческий разум не может дать ответ на такие вопросы. В этих и многих других случаях на помощь нам приходит ислам. Вера в Судный день — один из основных догматов исламской религии. Вера в то, что всем нам предстоит Суд Всевышнего, весьма благотворно влияет как на отдельного человека, так и на общество в целом. Человека она заставляет контролировать свои действия, заботиться о своей участи в мире вечном, делать всё, чтобы достичь благополучия в обоих мирах. А на уровне общества эта вера уменьшает жадность и скупость и удерживает людей от преступлений, правонарушений и проступков; ведь за каждое подобное действие они непременно будут спрошены в Судный день.
Дилогия «Судный день» состоит из двух книг. «Малое воскрешение» и «Большое воскрешение». В первой книге автор говорит о смерти, о том, что происходит с душой человека после смерти, а также о признаках приближения Судного дня — событиях, которые указывают на то, что конец света близок. Во второй книге подробно рассказывается о событиях Судного дня, начиная с первого трубного гласа, после которого погибнет всё живое в небесах и на земле, описываются этапы Великого Суда и последующее отправление людей в Рай или Ад. Своё исследование автор строит на исламском фундаменте, приводя много цитат (аяты, хадисы, фрагменты книг выдающихся мусульманских ученых), развеивая мифы и доказывая неверность многих сложившихся у людей представлений.
|
Издание предназначено дня домашних библиотек и исламских учебных заведений, поскольку в нём содержится очень много полезных сведений и во всех подробностях обсуждается жизненно важная для каждого мусульманина тема.
УДК 28-175 ББК 86.38
© Сорокоумова Е., перевод, 2013
© Оформление. ООО «Издатель
ISBN 978-5-94824-197-5 Эжаев А.К.», 2013
От издательства
Профессор 'Умар Сулейман аль-Ашкар (1940-2012) — видный мусульманский учёный палестинского происхождения. Родился в селении Бурка в окрестностях палестинского города Наблюс.
Старший брат 'Умара аль-Ашкара — Мухаммед аль-Ашкар — не менее известный мусульманский учёный, автор одного из современных тафсиров Корана.
'Умар аль-Ашкар покинул Палестину в тринадцатилетнем возрасте, отправившись в пресветлую Медину. Там он окончил школу и поступил в университет имени короля ас-Сауда. Получив степень бакалавра на факультете Шариата, он занимал должность заведующего библиотекой Исламского университета в Медине.
В 1965 году переехал в Кувейт. Продолжил обучение в университете Аль-Азхар и в 1980 году получил докторскую степень, защитив диссертацию на тему сравнительного фикха. Работал преподавателем на факультете Шариата Кувейтского университета.
|
В 1990 году 'Умар аль-Ашкар переехал в Иорданию. Там он некоторое время преподавал в Иорданском университете. Позже был назначен деканом факультета Шариата университета Аз-Зарка. После ухода с этой должности посвятил всё своё время исследованиям и написанию книг.
Скончался в 2012 году в Аммане в последнюю декаду месяца рамадан после продолжительной болезни.
Среди учителей 'Умара аль-Ашкара — его старший брат Мухаммед аль-Ашкар, шейх 'Абд-аль-'Азиз ибн Баз, Мухаммад Насыр-ад-Дин аль-Албани. У 'Умара аль-Ашкара также было немало учеников.
'Умар аль-Ашкар — автор многих научных трудов и исследований в области фикха, 'акиды и других областях исламского знания. Среди его книг: «Аналогия (кияс):сторонники и противники»,
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 6
«Имена Аллаха и Его качества в свете убеждений приверженцев Сунны и общины», «Основа убеждений», «К истинной исламской культуре», «Черты личности мусульманина», «Пост в свете Корана и Сунны», а также серия книг «'Акида в свете Корана и Сунны».
Традиционные исламские формулы благопожелания в данной книге передаются как с помощью перевода, так и арабскими лигатурами:
да благословит его Аллах и приветствует
салляЛлаху 'алейхи ва саллям
(после упоминания Пророка Мухаммада );
мир ему
'алей-хи с-салям
(после упоминания других пророков и ангелов);
да будет доволен им Аллах
рады Аллаху 'ан-ху
(после упоминания сподвижников Пророка );
да будет доволен Аллах им и его отцом
рады Аллаху 'ан-хума
(после упоминания сподвижника, отец которого был сподвижником);
|
да будет доволен ею Аллах
рады Аллаху 'ан-ха
(после упоминания сподвижниц Пророка );
да будет доволен Аллах ею и её отцом
рады Аллаху 'ан-хума
(после упоминания сподвижницы, отец которой был сподвижником).
МАЛОЕВОСКРЕШЕНИЕ
Вступление
Хвала Аллаху, Который дарует жизнь и забирает её. Который вдыхает в тело дух и забирает его, Который создал нас из праха, и в него возвращает нас, и из этого праха, когда пожелает, воскресит нас.
Благословения и приветствия избранному Пророку, который немало говорил о смерти и страданиях, её сопровождающих, а также о Судком дне, ужасах его и событиях, которые будут происходить в этот День, об Огне и мучениях в нем, о Рае и блаженстве в нём. Он тот, кто заставил людей пробудиться, вывел их из растерянности и указал им правильный путь.
И благословения и приветствия пречистым членам его семьи, его благородным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними в благодеянии. Они жили в этом мире, но сердца их были привязаны к миру вечному, и ради этой вечной обители они трудились и отдавали всё, чтобы снискать её. Такими они оставались до тех пор, пока не встретили своего Господа... Да будет доволен ими Аллах.
Мы пришли в эту жизнь по воле Того, Кто дарует жизнь, и мы лишаемся её, когда Тот, Кто дал нам её во временное пользование, пожелает забрать её у нас. Народы приходят и уходят, подобно догоняющим друг друга морским волнам: как только разобьётся о берег одна, тут же набегает следующая. Они также подобны быстрой реке: глядя на неё, мы видим бегущую воду, но это уже не та вода, которую мы видели мгновенье назад. Они словно вечнозелёные заросли: как только засыхает одно растение, вырастает другое. Они словно полотно, освещенное тысячью свечей: мы видим, что оно освещено постоянно, но только приглядевшись, узнаём секрет этого: когда гаснут одни свечи, их заменяют на другие, и может случиться так, что зажжённых свечей будет больше, чем сгоревших…
ВСТУПЛЕНИЕ 9
Однако этот поток сменяющих друг друга людей однажды остановится, и настанет день, когда придёт конец всему человеческому существованию. Более того, разрушится вся Вселенная, погаснут все звёзды, остановятся волны моря, засохнут все растения, высохнут все реки и ручьи. Однако это угасание — не конец, а лишь один из этапов жизни, и придёт день, в который все люди будут воскрешены и рассчитаны за все свои деяния.
Вера в воскрешение и следующую за ним вечность помогает человеку идти прямым путём в этом мире, ибо в душе человека живёт любовь к вечности и бессмертию. Этим и воспользовался Иблис, который убедил Адама вкусить плод с запретного дерева, сказав, что это принесёт Адаму и его супруге бессмертие:
Но шайтан стал нашёптывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?»
Сура 20 «Та, ха», аят 120
А неверие в воскрешение, напротив, делает человека несчастным и заставляет его уклониться от правильного пути.
Некоторые из тех, кто отвергает идею воскрешения, начинают горько оплакивать свою жизнь, которая с каждым уходящим мгновением приближается к концу. Они могут дойти до того, что отстранятся от людей и будут тихо страдать в одиночестве до тех пор,пока не придёт к ним смерть. Поэты и писатели с подобными убеждениями изливают свою печаль и оплакивают свои скоротечные жизни в статьях, книгах и стихах, которые становятся воплощением их несчастья, потерянности и боли. Такие произведения призваны служить утешением их единомышленникам, однако на самом деле они лишь усугубляют болезнь вместо того, чтобы принести исцеление.
А некоторые из тех, кто отрицает воскрешение, спешат окунуться с головой во всевозможные наслаждения и стремятся всё попробовать, словно они в своём противостоянии со временем боятся, что жизнь пройдёт, а они не успеют насытиться ею.
Короткий период нашего пребывания в этом мире во многом определяет нашу судьбу в мире вечном. Дорогой к вечному счастью, ведущей в Рай, является истинное возвышение самих себя и других. А о том, как должно осуществляться это возвышение, очищающее
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 10
дух, заставляющее нас совершать благие дела и улучшающее наш нрав, нам сообщили благородные посланники, и об этом рассказывают нам священные Писания.
А поскольку жизнь ближняя тесно связана с жизнью вечной — в первой мы вспахиваем и сеем, а во второй пожинаем плоды своих трудов, — человек должен знать о жизни вечной всё, что поможет ему подготовиться к ней и построить свою жизнь в этом мире так, чтобы она принесла ему благо в мире вечном.
Но так как жизнь вечная сокрыта от нас, и даже обладатели самых незаурядных умов не в силах проникнуть в суть её, не говоря уже об остальных, сам Аллах рассказывает людям о путешествии, в которое им предстоит отправиться после смерти, и о том, что их там ждёт. При этом повествование о жизни ближней и о жизни вечной Он соединил таким образом, что они переплелись между собой. Это было необходимо для того, чтобы исправить и усовершенствовать человеческую душу в нашем мире, где огромное количество людей и джиннов стараются всеми силами ввести рабов Всевышнего в заблуждение и сбить их с правильного пути.
Аллах даровал нам знание об этом сокрытом от нас Дне — Дне, в который мы встретимся с Ним. И знание это не могут составлять лишь туманные указания и символы. Напротив, это должны быть ясные и подробные сведения, рождающие в человеке глубокую убеждённость, к которой не примешиваются сомнения. Поэтому читатель обнаружит, что в этой книге содержится огромное количество коранических аятов и достоверных хадисов, дающих нам представление о многом из того, что будет происходить после смерти, а также непосредственно в Судный день.
Воскрешение и Судный день относятся к области сокровенного, однако это сокровенное — истина, и говорить о нём можно, только опираясь на сказанное Аллахом и Его Посланником . Поэтому я, работая над этой книгой, не использовал хадисы, достоверность которых не доказана, а также отказался следовать путем тех, кто не принимает достоверные хадисы, если они передаются одним человеком.
Я также отказался от методов тех, кто даёт аятам и хадисам толкование, искажающее их смысл. Это те, кто подгоняет аяты и хадисы под свои соображения и умозаключения. Они перевернули всё с ног на голову, и управляющий (то есть Коран и Сунна) стал у них управляемым. Они заблудились сами и ввели в заблуждение других. В результате получилось так, что они сочли недостоверными многие хадисы, в которых рассказывается о событиях Судного дня. Глав-
ВСТУПЛЕНИЕ 11
ным критерием в оценке хадисов они сделали разум, и если бы они присмотрелись внимательно, они бы поняли, что их умозаключения никак нельзя назвать верными. Ведь мир вечный — это не наш мир, и, соответственно, критерии и стандарты там совсем другие.
В книге два тематических раздела. Первые главы посвящены смерти. В них рассказывается о предсмертных муках, могиле и допросе в ней, блаженстве и мучениях, а также о душе и о том, что её ждёт в «промежуточном мире» — барзахе.
Заключительные главы посвящены признакам Судного дня, то есть событиям, указывающим на его приближение. Их много. Признаки эти делятся на большие и малые. Некоторые из событий, именуемых малыми признаками, уже имели место, тогда как те, которые относятся к большим признакам, ещё не произошли. В этом разделе данная тема разбирается подробно.
И в заключение прошу Аллаха, чтобы книга эта принесла людям пользу и чтобы написана она была только ради Его благородного Лика.
И благословения и приветствия рабу Аллаха и Посланнику Его Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.
Профессор 'Умар аль-Ашкар
Глава 1. Что такое «малое воскрешение»?
Этап, который проходит человек после завершения жизни ближней, имеет несколько названий: «малое воскрешение», «барзах» и смерть.
Малое воскрешение
Малое воскрешение — это смерть. Для каждого, кто умер, наступил его предел и в то же время это его воскрешение: он воскресает для новой формы существования, для другой жизни. 'Аиша передаёт: «К Пророку нередко приходили бедуины и спрашивали его: "Когда наступит Час этот?" — он же смотрел на младшего из них и говорил: "Если этому суждено прожить достаточно долго, то для вас Час наступит, прежде чем он станет дряхлым стариком"» [Бухари; Муслим].
Ибн Касир сказал: «Имеется в виду окончание отпущенного им срока и их попадание в мир вечный, ибо каждый умерший считается пребывающим в мире вечном. Некоторые люди говорят: "Для того, кто умер, настал миг его воскрешения (кийама)"Эти слова, если они сказаны именно в таком смысле, верны» [Ибн Касир. Фитан].
Ибн Касир указал также на то, что эти слова говорят и философы, только заключают они в них совсем иной, искаженный смысл. Атеисты подразумевают под этим, что смерть — это кийама в значении 'крах, конец' (то есть необратимый переход в иное состояние), после которого уже не будет и не может быть никакого воскрешения и возвращения к жизни1. Ибн Касир говорит: «Так же говорят и некоторые безбожники, подразумевая под этим нечто
1 Иными словами, это конец всему, завершение земной жизни, после которой, как они считают, уже никакой жизни не будет.
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ «МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ»? 13
совсем другое, неверное, ложное. Что же до Великого Часа, когда собраны будут первые и последние в одном месте, то о времени его наступления известно одному лишь Аллаху» [Ибн Касир. Фитан].
Малое воскрешение называется ещё «первым возвращением» и барзахом.
Ибн аль-Каййим говорит: «Смерть — первое воскрешение и возвращение. Аллах предопределил сыну Адама два воскрешения и два возвращения, в каждом из которых тем, кто вершил зло, воздаётся по заслугам, а тем, кто вершил благое, даётся прекрасное вознаграждение. Первое воскрешение — это отделение души (духа)2 от тела и переход её в первую обитель воздаяния» [Ибн аль-Каййим. Рух].
Барзах
Барзах в арабском языке означает преграду, разделяющую две вещи. Всевышний говорит: «Он установил между ними преграду» (сура 25 «Различение», аят 53).
Барзах как шариатский термин — это место, в которое человек попадает после смерти и где он находится вплоть до Судного дня. Всевышний сказал:
Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они
Будут воскрешены.
Сура 23 «Верующие», аят 100
Муджахид сказал: «Это то, что между смертью и Воскрешением (в Судный день)». Аш-Ша'би однажды сказали: «Такой-то скончался» — на что он ответил: «Он не в этом мире и не в мире вечном» [Куртуби. Тазкира].
2 Относительно понятий «душа» и «дух» и природы связи между ними среди мусульманских учёных существуют разногласия. Часть учёных утверждает, что «душа» (нафс)и «дух» (рух)— два разных понятия, в то время как остальные утверждают, что дух и душа — это синонимы, что они обозначают одно и то же понятие. 'Умар аль-Ашкар в данной книге доказывает, что дух есть то же самое, что и душа (см. пункт: «Дух и душа. Определение и разъяснение»). Исходя из мнения автора, в переводе его книги слова «дух» и «душа» используются как синонимы, обозначающие одно и то же. — Пер.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 14
Ибн аль-Каййим сказал: «Мучением в могиле и блаженством в ней именуется мучение и наслаждение в барзахе, а барзах — это то, что между этой и вечной жизнью... При этомпребывающие в барзахе одинаково близки и к миру этому, и к миру вечному».
Смерть
Смерть: лексическое значение и шариатский термин
«Жизнь» и «смерть» — два слова, имеющие противоположное значение, как «свет» и «тьма», «холод» и «зной». Поэтому в словарях о каждом из этих слов говорится, что оно являет собой противоположность другому. Слову «жизнь» даётся такое определение: «Жизнь — противоположность смерти, а живое — противоположность мёртвому». А вот определение слова «смерть»: «Смерть — противоположность жизни». Глагол, от которого образовано слово «смерть», ещё переводится с арабского как 'стихать'. Арабы говорят: «Огонь стих», когда остыла зола и не осталось тлеющих углей. Тот же глагол применяется к холоду и жаре (когда они ослабевают), к ветру (когда он стихает), к вину ( когда оно перестаёт бродить). Мёртвым называется всё, в чём нет духа.
Если покой и затишье в арабском языке — основа смерти, то движение — основа жизни. В словаре «Лисан аль-араб» говорится: «Живой — это каждый, кто разговаривает, а среди растений живое — свежее, трепещущее». Жизнь человека начинается с того мгновенья, когда в него вдыхается дух. Происходит это во время его пребывания в утробе матери. А смерть — это «разрыв связи духа (души) с телом, их разделение, изменение их состояния и переход из одной обители в другую» [Куртуби. Тазкира].
Большая и малая смерть
Сон очень похож на смерть, поэтому учёные называют его малой смертью. Сон — это смерть, а пробуждение — воскрешение.