Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему.




Сура 2 «Корова», аят 28

 

Размышление об этом знамении есть размышление об одном из творений Аллаха и Его чудес, указывающих на удивительное могущество Аллаха. Рассказывают, что один бедуин ехал на своём верблюде, и вдруг верблюд под ним упал замертво. Бедуин спустился с него и принялся ходить вокруг него, размышляя и говоря: «Что с тобой, отчего ты не встаёшь? Что с тобой, отчего ты не поднимаешься? Вот, это органы тела твоего — они без изъяна, они здоровы. Что же с тобой? Что заставляло тебя двигаться? Что заставляло тебя подниматься? И что вдруг умертвило тебя? Что лишило тебя возможности двигаться?»

Потом он ушёл, размышляя о случившемся и удивляясь [Куртуби. Тазкира].

 

Примеры наставлений и назиданий

Аллах напомнил Своему Посланнику о смерти, чтобы это послужило ему назиданием. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, ты смертен, и они смертны» (сура 39 «Толпы», аят 30).

А в хадисе, который приводит ат-Табарани в «Аль-Аусат», Абу Ну'айм в «Аль-Хилья», аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» и другие,

 

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 68


'Али передаёт такие слова Посланника Аллаха : «Ко мне пришёл Джибриль и сказал: "О Мухаммад! Живи, сколько пожелаешь, всё равно ты смертен. Люби, кого хочешь, — всё равно ты с ними расстанешься. Делай, что хочешь,всё равно тебе за всё воздастся. И знай, что почёт для верующегопростаивание ночей в молитве, а величие его — в том, чтобы он не нуждался в людях и обходился без них"» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 831].

Мы привели немало текстов, в которых Аллах и Его Посланник говорят нам о смерти, чтобы мы извлекли для себя урок. Таков был обычай благочестивых: они увещевали самих себя и людей, говоря о смерти. 'Али ибн Абу Талиб сказал: «Уходит этот мир и приближается мир вечный, и у каждого из них есть сыны. Будьте же сынами мира вечного и не будьте сынами мира этого, ибо, поистине, сегодня — дела и нет расчёта, а завтра — расчёт и не будет дел». Эти слова приводит аль-Бухари в главе под названием «Далеко простирающиеся надежды» [Мишкат аль-масабих, № 5215].

Учёные оставили нам свои высказывания, призванные служить наставлением и назиданием. Вот слова аль-Куртуби: «О обольщённый, размышляй о смерти и муках, её сопровождающих, и о том, как тяжело испить её чашу и как она горька. Смерть — обещание, которое непременно исполнится, и судья, справедливее которого нет. Ничто не вселяет страх в сердца, не заставляет плакать глаза, не разлучает людей, не прерывает наслаждения и не обрывает мечты так, как делает это смерть.

Так думал ли ты, о сын Адама, о том дне, когда придёт к тебе смерть и будешь ты перемещён туда, где твоё место? Из простора попадёшь ты в тесноту, и оставит тебя товарищ и соратник, и отвернётся от тебя брат и друг. И возьмут тебя с постели твоей и покрывала твоего и понесут навстречу опасности. И покроют тебя после мягкого одеяла землёй и глиной. О копящий богатства и с усердием возводящий постройки! Клянусь Аллахом, ничего не достанется тебе из твоего богатства, кроме савана. Оно уйдёт и исчезнет, а тело твоё станет костями и вернёшься ты (к Аллаху).

Так где же богатство, которое ты накопил? Спасло ли оно тебя от пугающего и ужасного? Нет, но ты оставил его тому, кто тебя не похвалит, и пришёл ты со своими грехами к тому, кто не примет твоих оправданий» [Куртуби. Тазкира].

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) передаёт, что Язид ар-Рикаши говорил, обращаясь к самому себе: «Горе тебе, о Язид,
ГЛАВА 4. МОГИЛА 69


кто станет молиться за тебя после твоей смерти? Кто станет поститься за тебя после твоей смерти, кто будет делать за тебя угодное Господу твоему, чтобы снискать Его довольство?» А потом он говорил: «О люди, неужели вы не плачете и не оплакиваете себя всюоставшуюся жизнь? Кого ожидает могила и кому она будет домом, земля — подстилкой, червь — другом и кто при этом ожидает величайшего ужаса (Судного дня) — каково будет его положение?!» [Куртуби. Тазкира].

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) также сказал: «Представь себя, о обольщённый, в предсмертных муках, стонущим и мечущимся в агонии. И найдётся тот, кто скажет: "Такой-то составил завещание, и деньги его уже пересчитаны" И найдётся тот, кто скажет: "Поистине, у такого-то язык стал тяжёлым (то есть он не может говорить), он не узнаёт своих соседей и не разговаривает со своими братьями" И я словно вижу тебя: ты слышишь обращенные к тебе слова, но уже не можешь ответить. Представь себя, о сын Адама, когда возьмут тебя с постели твоей и положат на стол для омовения. Вот тебя омывают и заворачивают в саван, и отстраняются от тебя близкие и соседи, и оплакивают тебя друзья и братья. И говорит омывший тебя: "Где жена такого-то, чтобы проститься с ним, и где сироты? Оставил вас отец ваш, и после этого дня уже не увидите его"».

Благородный сподвижник Абу ад-Дарда, наставляя людей, говорил: «У меня вызывают улыбку трое, и меня заставляют плакать трое других. Улыбку у меня вызывает строящий далеко идущие планы в отношении мира этого, когда к нему уже подобралась смерть, беспечный, который в то же время не ускользает от внимания Аллаха, и тот, кто улыбается во весь рот, не зная при этом, снискал он довольство Аллаха или прогневал Его... А плакать меня заставляет разлука с любимыми — Мухаммедом и его сподвижниками, ужас агонии и стояние перед Аллахом в День, когда тайное станет явным и не будет человек знать, в Рай он попадёт или в Огонь» [Куртуби. Тазкира].

Абу ад-Дарда (или же это был Абу Зарр) сказал: «Вы рождаете тех, кто всё равно умрёт, строите то, что всё равно разрушится, стремитесь к тому, что преходяще и тленно, и оставляете то, что вечно» [Ибн аль-Мубарак. Китаб аз-зухд ва-р-ракаик].

Аль-Куртуби в своей книге «Ат-Тазкира = Напоминание» дает такое наставление: «О ты! Где богатство, которое ты накопил и которое приготовил для дней тяжёлых? Пришла смерть, и в руках твоих не осталось ничего, и богатство и величие замела собой бедность и унижение. Как чувствуешь ты себя теперь,
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 70


о заложник грехов своих, о тот, кто вырван из круга семьи, из привычного места?.. Что скрыло от тебя правильный путь и заставило тебя отказаться от заботы о запасах для далёкого путешествия и нелёгкого времени? Разве не знал ты, что впереди у тебя день, который будет тяжким и страшным, и тогда не помогут тебе разговоры, и будут сочтены и обратятся против тебя пред Властелином и Судией деяния рук твоих и ног твоих и то, что говорил язык твой, и то, что совершали органы тела твоего? И если помилует тебя Аллах, то в Рай будет лежать путь твой, а если нет, тогда в Адское пламя. О беспечный, ты, который об ужасах этих не задумывался, сколько ещё будешь пребывать ты в этой беспечности и легкомыслии? Неужели ты считаешь, что это дело незначительное и опасность эта невелика? И неужели ты думаешь, что принесёт тебе пользу твоё положение, когда придёт время покинуть тебе этот мир, или спасёт тебя твоё богатство, когда будут губить тебя дела твои, или избавит тебя сожаление твоё, когда ты оступишься, или посочувствуют тебе окружающие, когда окажешься ты на месте сбора? Нет, клянусь Аллахом, нехороши твои предположения, и ты непременно всё узнаешь! Ты не довольствуешься тем, чего достаточно тебе, и не можешь насытиться запретным, и не внимаешь наставлениям и увещеваниям и угроза не заставляет тебя одуматься и остановиться. Ты привык потакать своим желаниям, ты идёшь вслепую, наугад, тебе нравится преумножать своё богатство, и ты не вспоминаешь о том, что ждёт тебя впереди. О дремлющий в беспечности, идущий наугад, до каких пор будет эта беспечность и пренебрежение? Неужели ты думаешь, что будешь оставлен просто так и не будешь рассчитан завтра? Или ты думаешь, что смерть принимает взятки? Или полагаешь, что она делает различие между львом и детёнышем газели? Нет, клянусь Аллахом, ни богатство, ни сыновья не защитят тебя от смерти, и не принесёт человеку пользы ничто, кроме благих дел. И блажен тот, кто услышал, усвоил, осознал и исполнил то, о чём заявлял, и запретил душе своей следовать страстям, понял, что преуспевший — тот, кто раскаялся, исправился и образумился, и что есть у человека лишь то, что он приобрёл, и что все дела его и все усилия его видит Всевышний. Пробудись же от этого сна, и запасись благими делами, и не желай положения благочестивых, когда сам ты погряз в грехах и совершаешь неблаговидные поступки, помни о том, что Аллах видит тебя, когда остаёшься один, и пусть не обольстят тебя мечты и надежды и не заставят тебя отказаться от дел... Один поэт сказал:

ГЛАВА 4. МОГИЛА 71

 


Бери из мира, в котором живёшь, для мира,

в который вернёшься,

Стой в молитве ради Аллаха и благой собирай запас.
И не набирай из мира этого много —

Богатство копится, чтоб истощиться однажды...

Понравится ли тебе быть рядом с людьми, у которых есть

Запас, когда у тебя его нет!

 

А другой поэт сказал:

 

Если отправился в путь ты, не взяв запасы богобоязненных,

А после смерти встретил того, кто сделал запасы,

Ты пожалеешь о том, что не был подобным ему

И не подготовился так, как он подготовился»21.

 

 

Примеры наставлении постов

О смерти сложено немало стихов, которые заставляют задуматься, из которых мы можем извлечь урок. Вот что сказал один поэт:

 

Ничто из того, что ты видишь, не вечно,

Останется Бог, и уйдут сыновья и богатство.

Хурмуза не спасли его сокровища,

Адиты хотели жить вечно, но у них ничего не вышло,

И даже Сулейман, которому ветер послушен был,

И люди, и джинны, — никто из них не жил вечно.

Где теперь владыки великие,

К которым со всех сторон шли делегации?

Это источник, из которого пил каждый живший до нас,

И нам из него испить непременно придётся.

 

Другой же сказал:

 

Мы прошли путь, который был предначертан нам,

А тот, кому предначертан путь, проходит его непременно.

Каждому дан удел, и, если он не придёт к нему,

Сам человек к уделу придёт и возьмёт его.

 
 


21 [Куртуби. Тазкира].

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 72


И кому суждено умереть в какой-то земле,

Тот никогда не умрёт в другой — только в этой.

 

Вот слова ещё одного поэта:

 

Если ты с кем-то в дружбу вступил однажды,

Знай, что за всё, что ты делал, ты будешь спрошен,

И если на кладбище понесёшь ты покойного,

Знай: и тебя понесут туда же однажды.

 

А вот что сказал другой поэт:

 

Запасайся из этого мира — приходит вечер,

И кто знает, дожить ли тебе до рассвета.

Сколько невест украсили для женихов их, а в Ночь

Предопределения записано было, что им умереть сегодня.

Сколько детей, у которых, казалось, вся жизнь впереди,

Вдруг оказались во тьме, под землёю, в могилах.

Сколько здоровых умерли вдруг, без причины,

И сколько больных прожили долгие годы.

Сколько юношей жили себе, забавляясь,

Не зная, что для них уж сотканы саваны.

Сколько людей просыпались утром в своих дворцах,

А вечером их постелями стали могилы.

Будь же искренен и твори благое всегда —

Надейся, что там тебе будет за это награда.

И бойся Аллаха, ведь богобоязненность

Спасает от ужасов стояния на месте Сбора.

 

Вот ещё одно стихотворение о смерти:

 

Пусть мирские блага достаются тебе легко...

Но разве ты этот мир не покинешь однажды?

Жизнь твоя в этом мире — как тень, что от солнца:

Прикрыла тебя ненадолго — и вскоре исчезла.

 

Сказал поэт:

 

О тот, кто так привязан к этому миру!

Пора покидать его, и впереди у тебя день нелёгкий.

ГЛАВА 4. МОГИЛА 73


Смерть приносит мученья — готовься вкусить их,

И когда придут они, врач тебе не поможет.

Не спешил ты творить благое — и стал заложником

Грехов своих, но вот зовут тебя, ты не в силах противиться...

Вспоминай о дне, в который ты будешь рассчитан,

Тот, кто вспоминает о нём, в грехах своих кается.

Нет в твоей жизни мгновенья, в которое

Смерть не смотрела бы на тебя и не ждала тебя.

Каждый день летят в тебя стрелы её.

Она, промахнувшись сейчас, поразит тебя завтра...

 

Другой поэт сказал:

 

Смерть каждый день готовит нам саван,

А мы живём, не зная о том, что ждёт нас...
Пусть не влечёт тебя этот мир с красотой его,

Даже если он в лучшие облачён одежды.
Где любимые, где соседи, что с ними сталось?

Где те, с кем когда-то мы счастливы были?

Смерть дала испить им чашу горькую,

И сделала их узниками тёмного подземелья.

 

А вот стихи другого поэта:

 

Подари душе своей желанное покаяние,

Пока не пришла к тебе смерть и не сковала язык твой.

Поспеши с ним, пока не оборвалось дыхание...

Оно — прекрасный запас для творящих благое.

 

Как влияет размышление о смерти на исправление человеческой души?

Когда человек вспоминает о смерти, это способствует исправлению и совершенствованию его души. Ведь человека влечёт мир этот с его наслаждениями, и он желает остаться в нём как можно дольше. Порой он склоняется к греху или бывает небрежным и нерадивым в поклонении. Но если раб Аллаха часто вспоминает о смерти, мир этот в его глазах становится ничтожным и он стремится исправить себя, измениться в лучшую сторону и привести в порядок свои дела. Анас ибн Малик передаёт слова Пророка «Чаще вспоминайте

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 74


прерывающую наслаждения — смерть. Поистине, когда человек вспоминает о ней в беде и трудности, это непременно приносит ему облегчение, а когда он вспомнит о ней в благополучии, от этого стесняется его грудь» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 1222]22.

Ибн аль-Мубарак упоминает о том, что Салих аль-Мурри говорил: «Поистине, если я забуду о смерти ненадолго, станет испорченным сердце моё» [Ибн аль-Мубарак. Аз-Зухд ва-р-ракаик].

Ад-Даккак сказал: «Кто часто вспоминает о смерти, тому дарованы будут три вещи: он будет спешить с покаянием, сердце его будет довольным, и он будет усерден в поклонении. А кто забывает о смерти, того постигнут три вещи: он будет откладывать покаяние, перестанет довольствоваться тем, чего ему вполне достаточно, и он будет нерадивым в поклонении» [Куртуби. Тазкира].

Аль-Куртуби сказал: «Знай, что воспоминание о смерти заставляет человека жить в этом бренном мире, не зная покоя, и каждое мгновение стремиться в мир вечный» [Куртуби. Тазкира].

Рассказывают также, что одна женщина пожаловалась 'Аише на своё жестокосердие и та сказала ей: «Чаще вспоминай о смерти, и сердце твоё смягчится». Женщина последовала её совету, и сердце её действительно смягчилось [Куртуби. Тазкира].

Аль-Куртуби также сказал: «Обладающие знанием сказали: "Воспоминание о смерти удерживает от ослушания Аллаха, смягчает ожесточившееся сердце, гонит прочь радость от пребывания в этом мире и облегчает трудности"» [Куртуби. Тазкира].

Он также сказал: «Обладающие знанием сказали: "Нет ничего полезнее для сердец, чем посещение могил, особенно если сердца успели ожесточиться. Обладатели таких сердец должны лечить их тремя способами. Первый — изменение их посредством посещения собраний, в которых приобретают и передают знание, а также с помощью наставлений, увещаний, устрашений, побуждений к благому и размышлений над историями праведников — всё это смягчает сердца. Второй — воспоминание о смерти, прерывающей наслаждения, разлучающей людей и делающей сиротами сыновей и дочерей. Третий — созерцание находящихся при смерти. Поистине, взгляд, брошенный на умирающего, видение мук, которые он испытывает, и созерцание его тела после смерти — всё это лишает

 

22 Этот хадис приводят аль-Байхаки в «Шу'аб аль-иман», Ибн Хиббан в своём «Сахихе» и аль-Баззар в своём «Муснаде»: хадис с хорошим иснадом.

ГЛАВА 4. МОГИЛА 75


душу наслаждений, а сердце — радости, гонит прочь сон, и лишает тело покоя, и побуждает человека к действию, и заставляет его трудиться в поте лица"»[Куртуби. Тазкира].

Об аль-Хасане аль-Басри рассказывают, что он пришёл к больному, желая навестить его, и увидел, что тот уже при смерти. Он посмотрел на его мучения и вернулся к своей семье, изменившись в лице. Ему сказали: «Кушанье подано, да помилует вас Аллах». Но он ответил: «Нет, родные мои, ешьте еду вашу и пейте питьё ваше сами... Клянусь Аллахом, я видел такую смерть, что теперь не перестану трудиться для неё23, до тех пор пока её не встречу» [Куртуби. Тазкира].

Абуад-Дарда сказал: «Кто часто вспоминает о смерти, тот меньше радуется и меньше завидует» [Ибн аль-Мубарак. Китаб аз-зухд, с. 37].

 

 

 
 


23 То есть совершать благие дела, запасаясь ими для мира вечного, до самой смерти.

Глава 5. Дух и душа

 

 

Определение и разъяснение

Тот, кто возьмётся писать какую-либо работу о том, что происходит с человеком после смерти, должен непременно написать о душе, которая пребудет в блаженстве или подвергнется наказанию после смерти. Что такое эта душа? Есть ли у неё какие-то определённые, известные нам свойства? Является ли она частью тела? Или же она нечто иное, отличное от тела? И если она не часть тела, то где именно её местопребывание в теле? Сотворена ли душа? Одна ли она у человека, или же их несколько? Умирает ли душа и что представляет собой её смерть? Где её место в барзахе и знает ли душа что-нибудь о том, что происходит в нашем мире, когда она находится в барзахе?

Ибн Таймийя говорит: «Дух, управляющий телом и покидающий его со смертью, есть дух, который был вдохнут в него, и он и есть душа, которая покидает тело со смертью» [Маджму'ат ар-расаиль аль-мунириййа; Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

Ошибаются те, кто считает душу и дух двумя разными субстанциями. Из текстов, приведённых в этой книге, видно, что именно душу забирают ангелы и с ней они поднимаются на небеса, а потом возвращаются с ней к телу. Ей задают вопросы ангелы, и она пребывает в блаженстве или подвергается мучениям. И она же есть дух, который выходит из тела и вместе с выходом которого умирающий лишается зрения, как об этом говорится в хадисе.

Это творение, за счёт которого живёт человек и вместе с которым уходит из тела жизнь, именуется духом, или душой, при этом слова «дух» и «душа» могут употребляться и в других значениях.

Ибн Таймийя говорит: «Слова "дух" и "душа" употребляются в нескольких значениях. Слово рух ('дух') используется для обозна-

 

 

ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 77


чения воздуха, который входит в тело и выходит из него, а также особых испарений, которые выходят из сердца через клапаны, ведущие в вены. Лекари называют это рух. В упомянутых значениях это слово отличается от того духа, который покидает тело со смертью и который и есть душа. А слово нафс ('душа'), употреблённое в сочетании с другим словом, означает сущность этого предмета или объекта. Оно используется также в значении 'кровь'. Факихи различают животных, у которых есть кровь, и тех, у которых крови нет, используя при обозначении их слово нафс в этом смысле. Слово нафс, употреблённое в этих двух значениях, отличается от слова рух » [Маджму'ат ар-расаиль аль-мунириййа].

Духом назван ещё Джибриль: «Верный Дух [Джибриль] сошёл с ним» (сура 26 «Поэты», аят 193).

Духом также назван Коран: «Таким же образом Мы внушили тебе в Откровении дух [Коран] из Нашего повеления» (сура 42 «Совет», аят 52).

Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» отмечает, что словами «дух» и «душа» именуется один и тот же дар Аллаха нам, однако чаще всего дух называется душой, если он связан с телом, если же речь идёт об одном только отдельно взятом духе, чаще употребляется слово «дух» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].

Ибн Таймийя сказал по этому поводу: «Эта субстанция именуется душой, потому что она управляет телом, а духом она именуется из-за своей невесомости, лёгкости» [Маджму'ат ар-расаиль аль-мунириййа].

 

 

Имеет ли душа какие-то определённые,

известные нам свойства?

Душа — это творение, не похожее ни на что в нашем мире, и мы не можем узнать, какими свойствами она обладает. Аллах сообщил нам о том, что душа нисходит, слышит, видит, говорит и т. д. Однако все эти свойства непохожи на соответствующие свойства творений. Её вознесение и нисхождение, слух, зрение, стояние и сидение непохоже на известные нам действия. Посланник Аллаха сообщил нам о том, что душу поднимают в небеса, затем возвращают обратно в могилу в короткое время. Он также сообщил нам о том, что душа испытывает блаженство или подвергается мучениям в могиле, и блаженство это, несомненно, отличается от того, которое знаем мы в этом мире.

 

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 78


Независимость души от тела

«Группа философов-догматиков, приверженная нововведениям, образовавшаяся под влиянием джахмитов и му'тазилитов, утверждает, что душа является частью тела или же одним из его атрибутов. Часть из них говорит, что это дыхание или воздух, перемещающийся внутри тела. Другая часть утверждает, что это жизнь или темперамент или то же самое, что тело» [Маджму' аль-фатава].

«Философы-перипатетики подтверждают, что душа, расставшись с телом, продолжает существовать, однако они приписывают душе свойства, которыми она не обладает. Так, они утверждают, что, отделившись от тела, она представляет собой разум, а разум, по их мнению, свободен от материи и от материальных связей. Материя в их понимании — это тело, а разум существует сам по себе. Ему не свойственно ни движение, ни покой, и состояние его никогда не изменяется» [Маджму'ат ар-расаиль аль-мунириййа].

И те и другие в своих высказываниях о душе явно заблуждаются. Так, многие из погрязших в нововведениях философов-догматиков, которые сказали, что душа — это жизнь, темперамент или то же самое, что и тело, отрицают мучения в могиле. Они считают, что нет души, которая после смерти испытывала бы блаженство или мучения в барзахе, и они отвергли тексты, подтверждающие существование мучений в могиле.

А философы, утверждающие, что душа, покинув тело, становится разумом, сказали: «Когда она отделяется от тела, её состояние не изменяется — ни знания, ни представления, ни слух, ни зрение, ни желания, ни радость, ни веселье, ни что-то иное, что может появляться и начинаться вновь». По их мнению, дух пребывает вечно в одном неизменном состоянии, как и разум и душа [Маджму'ат ар-расаиль аль-мунириййа].

Другая группа философов наделяет душу такими же свойствами, какими наделён, по их мнению, «Тот, существование Которого обязательно» (то есть Аллах), хотя на самом деле подобным образом можно описать лишь то, что вообще не существует. Они говорят, что душа не внутри тела и не снаружи, не отделена от него и не соединена с ним, она не двигается и не неподвижна, не поднимается и не опускается, и она не является ни материальной, ни нематериальной [Маджму' аль-фатава].

Причина, по которой обе эти группы допустили подобные ошибки, в том, что они опирались на свой разум и стандарты изучения сокровенного, придуманные ими самими. Первая группа отвергла
ГЛАВА 5. ДУХ И ДУША 79


существование души, независимой от тела, а это — опровержение священных текстов, передаваемых таким количеством сподвижников, что сомневаться в их достоверности не приходится, и отрицание того из религии, что известно всем. Философы-перипатетики и все, кто пошёл по их пути, признали существование души, независимо от тела, но поскольку душа эта, как они утверждают, отлична от тела и от его составляющих и производных и является иной субстанцией, противоположной им, то для них оказалось весьма сложным дать ей определение и описать её. Их описания и стандарты не позволяют человеку даже приблизительно определить и понять, что же такое душа.

Аллах вывел на правильный путь тех, кто внял призыву Аллаха и Его Посланника, и они поверили в то, о чём Он им поведал, и узнали, что «душа — это особое тело, отличное по своей сущности от физического тела. Это особое световое тело, лёгкое, живое, подвижное. Оно пронизывает органы и течёт в них подобно тому, как течёт в цветке вода, как перемещается масло в оливках и движется огонь в угле. И до тех пор, пока органы пригодны для того, чтобы воспринимать сигналы этого тонкого тела, оно будет пребывать в соединении, в сплетении с ними. Именно оно позволяет нам ощущать, двигаться, желать... Когда же эти органы приходят в негодность из-за болезней или чего-то иного и уже не могут воспринимать сигналы души, душа покидает тело и, отделившись от него, направляется в мир душ24».

В этой книге мы уже привели немало доказательств того, что душа есть нечто независимое от тела. Например, Всевышний сказал:

 

Аллах упокаивает души



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: