ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ




Методика обследования

Чтобы выявить группу детей с данной проблемой мы использовали методы (наблюдения, беседы, изучения документации, эксперимента) и традиционные методики.

 

СХЕМА СБОРА АНКЕТНЫХ И АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Дата обследования.

Анкетные данные

1. Фамилия, имя.

2. Дата рождения.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Ходит ли в детский сад (если да, то какого типа, трудности в коммуникации).

5. Ф.И.О. родителей, место работы, должность; имели ли дело с вредными химическими препаратами, радиоактивностью и другими вредными факторами.

6. Сведения о семье (сколько человек, какого возраста, наличие двуязычия, квартирные условия, обстановка в семье, отношение к ребенку).

7. Оказывалась ли ранее логопедическая помощь (где? когда? как долго? результаты).

Данные анамнеза

1. От какой беременности.

2. Чем закончились предыдущие беременности.

3. Как протекала беременность (токсикоз в 1-й, 2-й половине; травмы в 1-й, 2-й половине – какие; другие заболевания и вредности).

4. Как протекали роды (недоношенность, неблагоприятные роды, асфиксия, родовые травмы).

5. Когда закричал (сразу, после стимуляции).

6. Вес при рождении.

7. Приложен к груди (сразу, на _ сутки), на грудном (искусственном) вскармливании до _.

8. Когда появились первые зубы.

9. Когда стал держать голову.

10. Когда начал сидеть, стоять, ходить.

11. Когда появилось гуление, лепет, первые слова, фраза.

12. Были ли хирургические вмешательства (в каком возрасте, сколько раз, по какому поводу, результаты).

13. Период до 1 года: детская нервность, семейные условия, сон, аппетит, инфекционные заболевания, соматические заболевания, мозговые заболевания, мозговые травмы, моторное развитие - отставание, норма, опережение.

14. Период от 1 года до 3 лет: детская нервность, семейные условия, инфекционные заболевания, соматические заболевания, мозговые заболевания, мозговые травмы, моторное развитие – отставание, норма, опережение, адаптация в детских яслях, саду.

15. Не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине, как долго длилось? с какими последствиями?).

16. Как накапливался словарный запас: быстро, медленно.

17. Когда родители обратили внимание на речевой дефект? Отношение ребенка к своему дефекту.

18. Наследственность (ведущая рука у родителей, наличие алкоголизма, нервно-психические заболевания, ускоренный темп речи, задержка речевого развития, заикание у родителей и других родственников по линии отца и матери, наличие нарушений в строении артикуляционного аппарата: расщелины губы, неба и т.д.).

19. Ведущая рука у ребенка при выполнении привычных действий.

20. Акты жевания и глотания (в процессе еды и питья).

21. Заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, окулиста, стоматолога, ортодонта и др. по необходимости.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

1. Движения и серии движений для рук:

- бросить, мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

- выполнить кругообразные движения рукой (левой и правой поочередно) с лентой над головой;

- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

- выполнить ту же серию движений (по образцу) за исключением одного заранее обусловленного запретного движения;

- правая рука на поясе, левая – к плечу, левая рука вверх, правая – к плечу и т.д.;

- держа руки над головой переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;

- поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем другую руку поднять вверх, переложить предмет из руки в руку.

2. Другие движения:

- прыгать на двух ногах и на каждой;

- впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;

- катить обруч, передвигаясь рядом с ним.

3. Произвольное управление движениями:

- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;

- изменить вид движения в зависимости от сигналов (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна – остановка движения).

4. Статическая координация:

- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед;

- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

- маршировать;

- маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

- выполнять подряд 3-5 приседаний на носочках стопы;

- проскакать на обеих ногах, на одной (от стола к окну);

- катить обруч, передвигаясь рядом с ним;

- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

6. Пространственная организация движений (по инструкции или по образцу):

- ходить по кругу, а в обратном направлении через круг;

- ходить от центра круга направо, потом налево по кругу;

- пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали;

- повернуться на месте вокруг себя через правое плечо, через левое;

- последовательное выполнение пробы: кулак – ребро – ладонь правой, левой, двумя руками, на плоскости и без.

7. Темп выполнения движений:

- удерживать заданный темп в движениях рук после демонстрации логопеда;

- изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и, наоборот (по сигналу логопеда): движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;

- выполнение графических движений: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе; в течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: