Дайте сравнительную характеристику проблемной и модульной технологиям обучения




 

Модульная технология обучения.

Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80 – начале 90-х годов ХХ века. Но это не было технологией в обучении. Отдельные её элементы использовались в опыте донецкого учителя математики и физики В.Шаталова и одесского учителя химии Н.Гузика. Необходимость такого обучения применительно к математике была научно обоснована и доказана П.Эрдниевым, который применительно к школьному образованию разработал так называемую теорию и методику укрупнённых единиц. Суть этих идей заключалась в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

Модуль (от лат. modulus - мера) – это часть содержания образования дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль – это логически завершённый блок учебной дисциплины. Он включает содержание теоретического учебного материала, который должны усвоить обучающиеся, содержание семинарских (практических и лабораторных) занятий, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения учебного материала, вопросы самоконтроля, форму отчетности критерии оценки (таблица 1).

Примерная структура учебного модуля

 

Учебный модуль
Учебная программа Содержание семинарских (практических и лабораторных) занятий Вопросы и задания для самоконтроля Содержание самостоятель-ной учебной рабо- ты   Литература для самостоятельного изучения Вопро-сы для контро-ля за усвое-нием учебно-го материала Формы организации контроля (колок-виум, контроль-ная работа, тестирование и др.) Критерии оценки (количество баллов)

 

Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения, основными целями которой являются:

- стимулирование систематической учебной работы студентов;

- повышение состязательности в учебе и оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебной деятельности;

- создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение образования в рамках многоуровневой системы обучения;

Оценка успешности обучения студентов в рейтинговой системе осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контролей.

Текущий контроль – это оценка знаний, умений и навыков студента в ходе учебных занятий и самостоятельной учебной работы. Формами текущего контроля могут быть опросы на семинарских (практических, лабораторных) занятиях, а также короткие по времени задания, выполняемые студентами на лекциях.

Промежуточный контроль осуществляется по учебному материалу модуля курса и проводится по окончании его изучения в заранее установленное время.

Итоговый контроль – это экзамен в сессионный период или зачет по курсу.

Общая оценка по учебной дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и промежуточного контроля, и баллов, полученных при сдаче экзамена или зачета. Максимальная сумма баллов, которую студент может получить за семестр по каждой учебной дисциплине в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, составляет 100.

На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается: посещение студентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. По курсу, независимо от продолжительности его изучения, определяется не больше трех модулей в семестре. Курсовые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются задания и критерии их рейтинговой оценки.

Модульное обучение базируется на конкретных показателях, а рейтинговая оценка эффективности обучения студентов позволяет с определенной степенью достоверности характеризовать качество их подготовки.

Организация модульного обучения, связанная с упорядочением его содержания, руководства и контроля, является весьма трудоемкой для преподавателей и требует от них большого профессионализма. Для применения модульного обучения необходимо провести большую научную работу по определению содержания модулей, подготовке по каждому из них заданий и тестов по оценке знаний, умений и навыков студентов.

Проблемная технология обучения.

Важное значение проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся отмечалось еще педагогами прошлого.

Проблемное обучение, как и программированное, относится к активным технологиям обучения. Оно характеризуется тем, что изучаемый материал дается не в готовой репродуктивной форме, а в виде проблемы, познавательной ситуации, задачи или вопроса. Это позволяет учащимся, используя имеющиеся знания, умения и навыки, самим давать определения, формулировать правила, делать выводы, обобщения и другие собственные умозаключения.

Основой проблемного обучения является решение проблемной ситуации.

Под проблемным обучением следует понимать такую организацию обучения, которая включает создание проблемной ситуации и вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на поиск её решения.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов действия, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием.

Поиск решения учащимися проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на решение какой-то задачи.

Признаками проблемной ситуации являются:

- наличие познавательной задачи;

- наличие условий для начала поиска её решения.

Проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах, которые различаются по степени познавательной самостоятельности учащихся:

1. Проблемное изложение учебного материала, при котором сообщение нового учебного материала осуществляется самим учителем, а учащиеся при этом вовлекаются в активную познавательную деятельность путем постановки проблемных задач, познавательных вопросов и т.д.

2. Частично-поисковая учебно-познавательная деятельность характеризуется тем, что учитель направляет учебно-познавательную деятельность учащихся с помощью вопросов, побуждающих их к самостоятельному поиску правильного решения познавательной задачи.

3. Исследовательская деятельность представляет собой самостоятельный поиск учащимися решения познавательной задачи или проблемы.

Проблемное обучение включает в себя как способы создания проблемной ситуации, так и способы организации умственной деятельности учащихся по решению познавательной задачи. В связи с этим выделяют следующие уровни проблемного обучения:

1. Преподаватель создает проблемную ситуацию, ставит познавательную задачу и сам решает её при активном обсуждении решения с учащимися (эвристическое обучение).

2. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а учащиеся под его руководством включаются в её решение (частично-поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся).

3. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а её решение учащиеся находят самостоятельно.

4. Преподаватель побуждает учащихся самим найти проблему в изучаемом материале и обосновать её решение.

В зависимости от подготовки учащихся можно выбирать соответствующий уровень проблемного обучения.

Третий и четвёртый уровни проблемного обучения связаны с организацией исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой они не только усваивают знания, но и учатся решать нестандартные задачи, приобретают творческие умения и навыки.

Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач:

- способ аналогии (преподаватель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания);

- индуктивный, аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы);

- дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-то ранее изученный принцип, закон или закономерность);

- способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей;

- способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения.

Проблемное обучение не может, однако, быть универсальной технологией обучения. Его применение имеет некоторые ограничения:

- невозможность использования при изучении всего учебного материала;

- сдерживает применение проблемного обучения его трудоёмкость;

- невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся.

Все это показывает, что работники образовательных учреждений нуждаются не только в более глубоком осмыслении теоретической сущности и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи, связанной с его применением в процессе учебных занятий. Следует заметить, что в последние годы из проблемного обучения, благодаря его интенсивной научной разработке, в отдельную технологию стало выделяться эвристическое обучение.

Сравнительная характеристика проблемной и модульной технологии обучения.

В модульной технологии обучения четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый. В модульной технологии обучения все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся.

В отличие от модульной технологии обучения в проблемной технологии обучения суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, гипотез, их разработки и решения. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации; оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.


Литература

 

1. Профессиональная педагогика: уч. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.

2. Ильин, М.В. Изучаем педагогику: учеб. пособие / М.В.Ильин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн., 2002.

3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. – М., 1981.

4. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю.Питюков. – М., 1997.

5. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. В.С.Кукушина. – Ростов н/Д, 2002.

6. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – (Учебники, учебные пособия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: