Каждый из методов обучения характеризуется соответствующим уровнем активности учащихся. Методы обучения, предполагающие высокий уровень внешней и внутренней активности учащихся, называют «активными методами обучения».
Особенности активных методов обучения:
- высокий уровень активности учащихся в процессе обучения;
- обеспечение достаточно устойчивой и длительной активности учащихся в процессе обучения;
- самостоятельность и творчество при выработке решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся;
- постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе диалоговой и полилоговой формы организации учебного процесса;
- проявление рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и обучающихся в учебной коммуникации.
К активным методам, прежде всего можно отнести различные познавательные игры, лабораторный и практический методы, эвристическую беседу, учебный диспут и др.
Из таких методов наиболее распространённый – дидактические игры. Внедрение игр и других «активных» методов обучения обусловлено, прежде всего, коренными преобразованиями социальных отношений. Процесс превращения человека и общества в целом из объектов, подчинённых государственному воздействию, в субъектов общественной жизнедеятельности включает в себя и адекватные преобразования в школах, профессиональных учебных заведениях и других педагогических системах. Естественным в этих условиях является осуществляемый в педагогической науке и практике поиск познавательной и педагогической деятельности, обеспечивающих превращение и учащихся и педагогов в субъекты педагогического процесса, в частности, обращение педагогики к играм – специфическому виду деятельности, свойственному человеку на всех этапах его жизненного пути. Можно сказать, что применение хорошо продуманных игровых методик «очеловечивает» педагогический процесс.
|
Существенное значение имеют большие возможности игры как средства активизации учебного процесса, обладающего сильным мотивирующим воздействием. Мотивы игровой деятельности содержатся в ней самой и способны выполнять роль «пускового устройства» для формирования других мотивов.
В педагогической практике используется и другое важное свойство игры – её способность обеспечивать формирование у учащихся такого целостного опыта, который необходим им в будущей учебной и практической деятельности. Это свойство игры обусловливает её место в учебном процессе и взаимодействие с неигровыми методами.
Типичными видами дидактических игр, характерных для профессионального обучения, являются:
- технические «диктанты»;
- мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»;
- «технические бои»;
- комментированные взаимоопросы;
- техническое лото;
- техническое домино и т.п.
В условиях полготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры. Основная их цель – формирование и отработка конкретных умений действовать в чётко определённых ситуациях. В ходе проведения деловых игр учащиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия (вплоть до аварийных) и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т.д. К деловым играм с полным основанием следует отнести упражнения учащихся на тренажёрах, которые широко применяются как в теоретическом, так и производственном обучении.
|
Особой разновидностью ролевых игр являются ролевые и управленческие игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии.
Позиция преподавателя в процессе проведения игр многопланова: до игры он – инструктор, разъясняющий содержание, порядок и правила игры; в процессе игры – консультант; при подведении итогов – главный судья и руководитель дискуссии.
К «активным» методам обучения относятся семинарские занятия, включающие три этапа проведения: Лекцию преподавателя по теме семинара, самостоятельную домашнюю работу учащихся по подготовке к семинару и собственно проведение семинара, где учащиеся выступают с докладом по подготовленным темам, проводятся демонстрации специально подготовленных средств наглядности, приспособлений, специального инструмента, приборов, делаются необходимые выводы.
С целью практического изучения устройства и принципа работы, наладки, настройки, регулировки оборудования проводятся практикумы, являющиеся сугубо прикладной разновидностью лабораторно-практических работ. По итогам таких практикумов обычно проводится эвристическая итоговая беседа.
|
К «активным» методам обучения с полным основанием следует отнести проблемное обучение, сущность которого заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей». Вопросы теории и практики проблемного обучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе. Остановимся только на основных путях создания проблемных ситуаций при изучении специальных и общетехнических предметов. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале этих предметов и производственного обучения:
- постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;
- вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа;
- постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений;
- постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.
Огромный вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся вносит рационально организованная внеклассная работа по развитию технического творчества, широко практикуемая в профессиональных училищах и технических лицеях. Это – конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, встречи с новаторами, рационализаторами и изобретателями, видными представителями науки и техники, выставки лучших работ, работа общественно-конструкторских бюро, групп научной организации труда, ученические общества рационализаторов и изобретателей, работа предметных и технических кружков и другие формы внеклассной работы.