Практическое задание № 1




 

Главный бухгалтер государственного предприятия не подписал документы на оплату работ по договору подряда, сославшись на то, что завышены нормы оплаты. Руководитель предприятия потребовал, чтобы главбух подписал документы и не вмешивался в его распоряжения об оплате труда. Когда главный бухгалтер отказался вновь от подписи, руководитель издал приказ об его увольнении за не исполнение своих обязанностей.

Каков порядок решения данного конфликта по закону? Какими полномочиями обладает главный (старший) бухгалтер, а также руководитель предприятия?

Прежде всего, необходимо отметить, что вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами (часть вторая ст.8 Закона о бухучете). Однако было бы большой ошибкой делать из приведенных положений Закона о бухучете вывод, о том, что главный бухгалтер вообще не несет никакой ответственности за труды свои праведные, а вся ответственность возложена исключительно на учредителя либо директора предприятия. Ответственность несет как "собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо)", так и бухгалтер. Вот только отвечают они за неисполнение различных обязанностей.

Согласно части третьей ст.8 Закона о бухучете "собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо)" несут ответственность за:

организацию бухгалтерского учета;

обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах;

сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет.

Данные нормы Закона, возлагающие ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) приведенных положений именно на учредителя и руководителя предприятия, абсолютно справедливы, поскольку все эти вопросы в современном правовом поле не относятся к компетенции бухгалтера и могут быть разрешены только учредителем либо руководителем предприятия. Причем такое разграничение зон влияний уже присутствовало в п.22 Положения № 250. Вопросы "организации бухгалтерского учета" входили в круг обязанностей главного бухгалтера (п.10 Положения № 59) только в советские времена, когда бухгалтер расценивался еще и как негласный наблюдатель за директором предприятия.

Впрочем, современное понятие "организация бухгалтерского учета" (которое может быть раскрыто через положения части четвертой ст.8 Закона о бухучете) существенно отличается от его понимания в контексте архаичного документа. Ведь, анализируя положения части четвертой ст.8, с достаточно высокой степенью вероятности можно предположить, что собственник предприятия (уполномоченный им орган) несет ответственность не за составление учетных регистров и отчетных документов, а лишь за выбор формы организации бухучета и создания всех необходимых условий для того, чтобы выбранная форма бухучета функционировала (часть шестая ст.8 Закона о бухучете).

Ответственность учредителя (руководителя) предприятия за обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах опять-таки не избавляет бухгалтера от ответственности за действия, связанные с обработкой и систематизацией первичных документов, а также от ответственности за составление искаженной финансовой отчетности. Иными словами, собственник (уполномоченный им орган) обязан лишь обеспечить фиксирование фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, причем эти первичные документы должны соответствовать требованиям ст.9 Закона о бухучете. В момент поступления первичного документа в бухгалтерию обязанность и, следовательно, ответственность руководителя предприятия по обеспечению составления такого документа и передаче его в бухгалтерию прекращается и начинается ответственность бухгалтера за совершение правильных действий по его обработке.

Вывод о том, что именно бухгалтер несет ответственность за действия, связанные с обработкой первичных документов, основан на части восьмой ст.9 Закона о бухучете, в которой сказано следующее: "Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы". Естественно, что не директор, а именно бухгалтер будет на основании первичных документов составлять регистры бухгалтерского учета, исходя из которых формируется финансовая отчетность.

А вот за достоверность данных в финансовой отчетности ответственны и руководитель, и бухгалтер. Так, в части первой ст.11 Закона о бухучете отмечено: "На основе данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовая отчетность подписывается руководителем и бухгалтером предприятия".

Получается, что раз бухгалтер уже удостоверил своей подписью данные финансовой отчетности, то он тоже несет ответственность. Принцип обоюдной ответственности, заложенный в данной норме, вполне справедлив, поскольку финансовая отчетность является публичной. Недостоверные сведения, содержащиеся в ней, могут ввести в заблуждение достаточно широкий круг лиц и привести к различного рода убыткам. Причины недостоверности могут зависеть как от директора (не обеспечил, например, своевременное составление первичных документов и предоставление их бухгалтеру), так и от самого бухгалтера.

То есть распространение недостоверной информации выходит за пределы сугубо бухгалтерского учета. Такие действия могут повлечь за собой даже уголовную ответственность (например, предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти может быть расценено как уголовно наказуемое деяние в соответствии с частью первой ст.222 УКУ).

Что же касается налогового законодательства, то к ответственности за его нарушение могут быть привлечены должностные лица налогоплательщика - субъекта хозяйствования. Причем, ни в КоАП8, ни в УКУ не сказано, что вместе с директором таким лицом в обязательном порядке является главный бухгалтер.

В то же время в различных формах налоговой отчетности содержится реквизит "подпись бухгалтера" или "подпись главного бухгалтера". А в соответствии с п.7.9 Порядка № 809 обязательным является предоставление сведений о главном бухгалтере (бухгалтере, если на предприятии нет бухгалтерской службы) как об ответственном за налоговый учет юридического лица при регистрации юрлица в качестве налогоплательщика. И только при отсутствии бухгалтера на предприятии (если собственником (директором) избрана иная форма организации бухгалтерского учета) эти сведения не предоставляются.

Получается, что бухгалтер (главный бухгалтер) обязан подписывать (то есть удостоверять достоверность данных) налоговую отчетность. Однако в соответствии с Законом № 218110 обязательства перед бюджетом считаются исполненными, если налоговые обязательства по налогам, сборам, обязательным платежам полностью начислены (отражены в налоговой отчетности), налоговая отчетность своевременно предоставлена в налоговую службу и сумма налоговых обязательств своевременно перечислена в бюджет. Может ли главбух, не имея права подписи на расчетных документах (в частности, на платежных документах), нести ответственность за несвоевременное перечисление налогов, сборов, обязательных платежей? И этот вопрос далеко не праздный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: