Методические рекомендации
По оформлению портфолио
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности.
Экспертное заключение готовится экспертами на основании представленных аттестуемым информационно-аналитической справки, документов и материалов, которые подтверждают соответствие самооценки качеству профессиональной деятельности: копии документов о повышении квалификации, наличии наград, а также конспекты учебных занятий, сценарии воспитательных мероприятий с использованием образовательных технологий, справки о проведении открытых уроков, мастер-классов, отзывы и рецензии на методические работы и другое. Кроме этого требуются документально зафиксированные результаты, подтверждающие его индивидуальные достижения в разнообразных видах педагогической деятельности, собранных в индивидуальной папке - портфолио.
Портфолио демонстрирует уровень профессионализма, профессиональной компетентности и рефлексивную культуру педагогического работника.
Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогических работников.
Структура и содержание портфолио
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне его профессиональной компетентности и результатах педагогической деятельности за последние 3-5 лет.
Структура портфолио включает:
1. Титульный лист.
2. Перечень документов и материалов (содержание).
3. Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий
профессиональной деятельности педагогического работника, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности.
4.Информационно-аналитическая справка.
5. Документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности.
Титульный лист.
На титульном листе указываются:
· фамилия, имя, отчество аттестуемого, год рождения
· место работы, должность
· образование (что и когда закончил, полученная специальность и квалификация по диплому)
· общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном образовательном учреждении
· ученые и почетные звания
· заявленная квалификационная категория, результат самооценки в баллах
2. Перечень документов и материалов (содержание).
Перечень документов и материалов портфолио составляется в строгом соответствии с критериями и показателями оценки, характеризующими качество профессиональной деятельности педагогического работника.
Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности педагогического работника, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности.
По каждому критерию аттестуемый выбирает 1 из вариантов предложенных баллов; баллы, указанные со знаком «+» - это бонусы; бонусы прибавляются к выставленному баллу по данному показателю (вне зависимости от их количества).
4. Информационно-аналитическая справка.
Основное содержание портфолио – это самооценка результатов деятельности педагогического работника, представленная информационно-аналитической справкой в соответствии с критериями и показателями оценки, характеризующими качество профессиональной деятельности аттестуемого за последние 3-5 лет работы и лист самооценки.
Структура информационно-аналитической справки должна полностью соответствовать критериям оценки качества профессиональной деятельности педагогического работника.
Проведение самооценки дает возможность педагогическому работнику адекватно оценить собственные притязания в отношении профессиональной аттестации, увидеть достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, определить задачи своего профессионального развития.
Для квалификационных категорий педагогических работников устанавливается следующий диапазон аттестационных баллов:
- для высшей квалификационной категории 80% и выше от максимальной суммы баллов;
- для первой квалификационной категории 70% и выше от максимальной суммы баллов
Документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности.
В данном разделе аттестуемый представляет документы и материалы, подтверждающие качество результатов его профессиональной деятельности, необходимые для подтверждения общих сведений и данных информационно-аналитической справки.
В своих комментариях к документам и материалам портфолио, аттестуемый может охарактеризовать исходный уровень развития учащихся (воспитанников), условия работы, обосновать полученные им результаты, дать необходимые, на его взгляд пояснения.
Документы и материалы располагаются в порядке, соответствующим критериям оценки качества профессиональной деятельности педагогического работника.
Оформление портфолио
Все материалы портфолио представляются на электронном и бумажном носителях: текст - шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал - полуторный.
Объем информационно-аналитической справки – от 10 листов А-4 (ориентировочно – 1 лист на 1 критерий), общий объем портфолио зависит от количества представленных в нем документов и материалов.
Подготовленные документы и материалы по каждому из показателей вкладываются в отдельные файлы папки-скоросшивателя, каждый файл имеет номер и название, соответствующие показателю в структуре портфолио. Портфолио имеет сквозную постраничную нумерацию; номера страниц указываются в оглавлении.
Документы представляются в копиях, заверенных руководителем образовательного учреждения.
Портфолио аттестуемому не возвращается, отзыв на портфолио не дается.
Портфолио, оформленный с нарушениями данных требований, экспертами не рассматривается.
.
Критерии и показатели, характеризующие качество результатов профессиональной деятельности педагога дополнительного образования и самооценка результатов педагогической деятельности
Критерии | Показатели | Оценка в баллах | Самооценка в баллах, проставляемая педагогом |
1. Качество предоставления образовательных услуг Максимальное количество баллов по критерию - 9 | 1.1. Программа педагога соответствует требованиям Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – показатель не представлен; 1 балл – частичное несоответствие 2 балла - соответствие с замечаниями 3 балла – полностью соответствует | |
1.2 Наличие авторской программы Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – да; 3 балла - есть | ||
1.3. Сохранность контингента обучающихся Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – до 40%; 1 балл – от 40 до 54 % 2 балла – от 55 - 64 % 3 балла – от 65% и выше | ||
Подтверждающие документы: дополнительные образовательные программы, утвержденные руководителем учреждения, сертификаты авторских дополнительных образовательных программ; справка – подтверждение стабильной сохранности контингента обучающихся в течение учебного года. Все документы должны быть заверены руководителем учреждения. | |||
2. Степень сформированности психолого-педагогической компетентности Максимальное количество баллов по критерию - 15 | 2.1 Наличие положительных внешних оценок деятельности педагога Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 3 балла - есть . | |
2.2 Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 3 балла - есть | ||
2.3 Наличие системы показателей эффективности образовательного процесса и результатов диагностики по данным показателям Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 3 балла - есть | ||
2.4 Динамика показателей эффективности образовательного процесса Максимальное количество баллов - 3 | 3 балла – положительная | ||
2.5. Наличие контингента обучающихся различных социальных категорий: - дети с ограниченными возможностями здоровья; - одарённые дети; - дети, находящиеся на учёте КПДН, ОПДН и т.д. Максимальное количество баллов - 3 | По 1 баллу за каждую категорию | ||
Подтверждающие документы: Отзывы и результаты анкетирования учащихся, родителей; данные, полученные на основе различных методик психолого-педагогической диагностики (анкетирование), копии приказов, справки, подтверждающие работу педагогов с данными категориями, справки с ОУ. Все документы должны быть заверены руководителем ОУ. | |||
3. Результативность деятельности педагога Максимальное количество баллов по критерию- 24 (20 баллов + 4бонуса) | 3.1 Вариативность использования различных видов деятельности обучающихся (походы, экскурсии, акции, участие в социальных проектах, организация содержательной деятельности в период школьных каникул и.т.п.) Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – показатель не представлен; 1 балл - 2 вида деятельности 2 балла – 3 вида деятельности 3 балла - 4 и более видов деятельности | |
3.2.Наличие звания «Образцовый детский коллектив» Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 3 балла - есть | ||
3.3. Наличие обучающихся, получающих именные стипендии различного уровня Максимальное количество баллов – 3(2 балла + 1бонус) | 0 баллов – нет; Муниципальный уровень: 1 балл – 1обучающийся +1балл – 2 и более Региональный уровень: 2 балла – 1обучающийся +1балл – 2 и более | ||
3.4 Количество призовых мест и лауреатов конкурсных мероприятий (конкурсы, гранты, фестивали, конференции, марафоны, смотры, отчетные концерты, праздники, утренники, выставки, ярмарки, соревнования и т.д.) Максимальное количество баллов – 6 (3 баллов + 3бонусов) | 0 баллов – нет; Внутриучрежденческий уровень: 1 балл - 1 участник +1 балл - 2 и более участников Районный (городской) уровень: 2 балла - 1 участник +1 балл - 2 и более участников Республиканский уровень: 3 балла - 1 участник +2 балла - 2 и более участников Всероссийский уровень: +1 балл | ||
3.5 Признание высокого профессионализма педагога администрацией учреждения Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 3 балла - есть | ||
3.6. Наличие материалов, отражающих работу с родителями Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 1 балл - эпизодическая работа 3 балла - системность работы с родителями | ||
3.7.Выполнение социальных заказов различного уровня Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 1 балл – до 10 выполненных заказов 2 балла – от 11 до 25 выполненных заказов 3 балла – более 25 выполненных заказов | ||
Подтверждающие документы: отчёт об использовании различных видов деятельности в образовательном процессе; копия свидетельства о получении звания; справки с ОУ, подтверждающие наличие стипендиатов; копии дипломов, грамот, сертификатов победителей конкурсов, смотров, конференций и т.д.; справка – подтверждение факта подготовки данным педагогом конкретного победителя; справка о количестве обучающихся, получивших призовые места на мероприятиях различного уровня; анкеты, отзывы, благодарственные письма администрации о деятельности педагога дополнительного образования, планы работы с родителями, планы собраний, сценарии мероприятий, фотоотчеты, материалы анкетирования Все документы должны быть заверены руководителем ОУ | |||
4.Профессиональное развитие педагога Максимальное количество баллов по критерию - 17 | 4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки Максимальное количество баллов - 2 | 0 баллов – нет; 1 балл – освоение программ в форме проблемных семинаров или индивидуального плана профессионального развития педагога (план самообразования) 2 балла-освоение программы повышения квалификации в форме проблемных курсов, очно-заочной или дистанционной форм. Баллы не суммируются. | |
4.2 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер - классы, выступления на семинарах, круглых столах Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – педагогический опыт не обобщен; 1 балл – учрежденческий уровень 2 балла – муниципальный уровень 3 балла – региональный уровеньи более высокий уровень Баллы не суммируются. | ||
4.3 Наличие опубликованных авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 1 балл – учрежденческий уровень 2 балла – муниципальный уровень 3 балла – региональный уровеньи более высокий уровень Баллы не суммируются. | ||
4.4 Участие в профессиональных конкурсах «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Фестиваль достижений молодых специалистов» и т.п. Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет участия в конкурсах; 1 балл – учрежденческий уровень 2 балла – муниципальный уровень 3 балла – региональный уровеньи более высокий уровень Баллы не суммируются. | ||
4.5 Наставническая деятельность педагога дополнительного образования Максимальное количество баллов - 3 | 0 баллов – нет; 3 балла - есть | ||
4.6 Участие педагога в опытно-экспериментальной деятельности, апробация новых технологий, методик, участие в реализации ФГОС НОО Максимальное количество баллов - 3 | 0 балов – нет участия; 1 балл – эксперимент учрежденческого уровня 2 балла – эксперимент муниципального уровня 3 балла – эксперимент регионального уровня Баллы не суммируются | ||
Подтверждающие документы: информация об обобщенном педагогическом опыте; список опубликованных материалов, подкрепленный выходными данными; копии дипломов и грамот профессиональных конкурсов; публикации о деятельности педагога дополнительного образования в средствах массовой информации, копии сертификатов тьюторской деятельности, распорядительные документы, свидетельствующие об участие педагога в опытно-экспериментальной деятельности, краткое описание используемой технологии. Все документы должны быть заверены руководителем ОУ. |