Психологическое понятие возраста.




В психологии сложилось следующие представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Физи­ческий возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень психологического развития. Пятилетний по физическому воз­расту ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи- или восьмилетний. Может быть и наобо­рот: дети с отставанием умственного развития обычно характери­зуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

Возраст человека проявляется в познавательных процессах, его восприятии, памяти, мышлении, речи, особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не кален­дарная дата, а период развития. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам.

Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет индивидуальные границы. Хронологические границы возраста могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а дру­гой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Возраст (в психологии) - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая со­вокупностью закономерных физиологических и психоло­гических изменений, не связанных с различием индивиду­альных особенностей (Фельдштейн Д.И).

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л. С. Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиций тех психических и социальных изменений, кото­рые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют созна­ние ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Возраст, по определению Л. С. Выготского, это относите­льно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Учение Л. С. Выготского, которое развивалось и дополнялось его последователями и учениками, - это учение о структуре и динамике возраста.

Структура возраста включает в себя характеристику со­циальной ситуации развития ребенка, ведущего типа дея­тельности и основных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация разви­тия содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Раз­решение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противо­речие, новая генетическая задача, которая может быть ре­шена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствую­щей о переходе ребенка в новый психологический возраст. Таким образом, по мнению Л. С. Выготского, возрасты представляют собой такое целостное динамическое обра­зование, такую структуру, которая определяет роль и удель­ный вес каждой частичной линии развития. В каждую дан­ную возрастную эпоху развития личность ребенка изменя­ется как целое в своем внутреннем строении, и законы изменения этого целого определяют движения каждой его части.

Как указывает Д. И. Фельдштейн, психологические ха­рактеристики возраста определяются конкретно-истори­ческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, особенностями его де­ятельности и общения. Для каждого возраста существуют своя специфическая «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элемен­ты социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее раз­вившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порож­дает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста, определяя его специфику, а изме­нение отношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д. И. Фельдштейн). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, одна­ко, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систему требований, предъявляемых обще­ством к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущ­ность его отношений с окружающими, его общественное положение. Понятие возрастных особенностей, воз­растных границ не имеет абсолютного значения — границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социаль­но-экономических условиях развития личности. Ныне принята следующая возрастная периодизация: младенче­ство (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1—3 года); дошкольное детство (3—6 лет); младший школь­ный возраст (6—10 лет); подростковый возраст (10—15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15—17 лет), второй период (17—21 год); зрелый возраст: первый период (21—35 лет), второй период (35—60 лет); пожилой возраст (60—75 лет); старческий возраст (75—90 лет); долгожители (90 лет и выше).

Учение Л. С. Выготского о структуре и динамике воз­раста положило начало системным исследованиям отече­ственных психологов, его последователей — Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович и др. В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных но­вообразований возраста и возрастных кризисов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: