Ведущий тип деятельности.




Определение этого струк­турного компонента возраста было дано последователями и учениками Л. С. Выготского. Представление о том, что деятельности человека не являются рядоположенными, что в их общей массе следует выделять деятельность веду­щую - не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному раз­витию, к формированию тех или иных психологических новообразований, т. е. деятельность, в ходе которой собст­венно и происходит ее интериоризация, содержалось уже в работах Л. С. Выготского. В работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его лич­ности лежит непосредственная практическая деятель­ность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятель­ности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс разви­тия рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственно­сти и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

В отечественной психологии принято определение ве­дущего типа деятельности, данное А. Н. Леонтьевым, ко­торый определил и основные характеристики этого поня­тия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая дея­тельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущей А. Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельно­сти. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, в которой формируются или перестраиваются част­ные психические процессы. Так, например, в игре впер­вые формируются процессы активного воображения ре­бенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри веду­щей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в са­мой ведущей деятельности, но и в других видах деятельно­сти, генетически с ней связанных. Так, например, процес­сы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятель­ностью.

В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, от которой ближайшим образом зависят наблюдае­мые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-до­школьник именно в игре осваивает общественные функ­ции и соответствующие нормы поведения людей («что де­лает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это являет­ся весьма важным моментом формирования его личности. Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятель­ность, развитие которой обусловливает главнейшие изме­нения в психических процессах и психологических осо­бенностях личности ребенка на данной стадии его разви­тия.

А. Н. Леонтьев углубил идеи Л. С. Выготского о веду­щем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал ме­ханизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе раз­вития прежнее место, занимаемое ребенком в окружаю­щем его мире человеческих отношений, начинает осозна­ваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоре­чие между образом жизни ребенка^ и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым со­вершается переход к новой стадии развития его психиче­ской жизни.

В современной отечественной психологии роль веду­щей деятельности в развитии личности в онтогенезе по­дробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена веду­щих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как лич­ности. Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологиче­ские) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: