Линотипы, мины и лимузины




Знай и люби район, в котором работаешь.

Красные точки на сером поясе

По Выборгской набережной и Большому Сампсониевскому проспекту редко гуляют. Промышленные окраины, массово застроенные примерно 150 лет назад, чаще становятся транзитной частью маршрута между центром и жилыми северными районами. Но интересного здесь хватает.

Краснокирпичные фабричные корпуса, частично перестроенные в бизнес-центры, и работающие до сих пор предприятия с полуторавековой историей определяют облик этого района — людного, неоднородного и по-настоящему петербургского.

Эволюция двигателей

Мы стартуем с площади академика Климова и движемся по Большому Сампсониевскому в сторону станции метро “Выборгская”. Громадный квартал справа, который тянется до улицы Александра Матросова и Большой Невки, почти полностью занимают корпуса нынешнего завода имени Климова. Его главная продукция — авиационные двигатели.

Началось же все с “Французского общества автолюбителей Рено для России”. Император Николай II одобрил запуск инструментального цеха в столице, а главное сборочное производство было построено в Рыбинске. “Русский Рено” должен был выпускать до 1500 машин в год. Большую часть узлов готовились поставлять из Франции, что-то — “импортозаместить”. Все было готово к массовой автомобилизации, но началась Первая мировая война, и об этих планах пришлось забыть: петроградский завод начал выпуск моторов для машин и самолетов.

Главный проект военных лет — производство двигателей для самолета “Илья Муромец”. Удивительно, с какой скоростью внедрялись технологии в начале XX века: от первого 12-секундного полета братьев Райт до начала серийного производства машин длиной более 17 метров, способных подниматься на высоту более 3 км и летать со скоростью более 100 км/ч, прошло чуть больше 10 лет. Ничего, что поначалу на “Муромцах” умел летать только их конструктор Игорь Сикорский — уже в 1915 году на боевое задание вылетела целая эскадрилья бомбардировщиков.

После 1917 года ни о каких “Рено” речь уже не шла, но специализация осталась — завод выпускал двигатели и запчасти для тракторов, мотоциклов, танков и самолетов. Именно здесь, в осажденном Ленинграде в 1942 году начали выпуск реактивных минометов “Катюша”.

Свое нынешнее имя завод получил в память о конструкторе Владимире Яковлевиче Климове. Реактивные двигатели для многих самолетов Туполева и Ильюшина разрабатывались именно под его руководством. Двигатели Климова используются и почти на всех отечественных вертолетах.

Линотипы, мины и лимузины

Следующий фабричный квартал, от которого сейчас осталось несколько небольших красных зданий, — бывшие владения семьи Лесснеров. В середине XIX века потомок шведских и немецких эмигрантов Густав Арнольд Лесснер начал выпуск типографских станков. Дело быстро росло и ширилось, и вскоре мануфактура становится, как бы сейчас сказали, производственным холдингом, который в том числе выполняет заказы Морского министерства — делает самодвижущиеся мины и минные аппараты.

Своего расцвета производство достигает на рубеже веков, уже под руководством сына основателя, Эмиля Густава Арнольда. Он запускает сборочное производство машин, узлы для которых заказывает в Германии, у фирмы Даймлера. Это не массовое производство, как у Рено, а настоящая роскошь по соответствующей цене. Кстати, именно это и стало причиной прекращения сотрудничества — немецкую сторону не устроил объем продаж.

К этому времени у Лесснера уже есть собственное конструкторское бюро и фамильная марка автомобилей. “Лесснеры” стоят дешевле “Даймлеров”, но тоже остаются в представительском классе. Их покупает столичная аристократия, а успехи замечают на государственном уровне: в 1907 году промышленнику вручили Большую императорскую медаль “За установление автомобильного производства в России”. Еще один важный проект завода “Лесснер” — первая отечественная пожарная машина.

Революция в корне поменяла профиль предприятия: лимузины стали не нужны, а вот тканей категорически не хватало. Механический завод имени Карла Маркса начинает производить оборудование для текстильной промышленности. В военные годы завод вместе с “Климовым” стал площадкой для производства “Катюш”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: