Универсальное зарядное устройство собирается в корпусе от промышленного блока питания для маломощной бытовой техники: аудио-плейеров, микрокалькуляторов, радиотелефонов и т.д., и рассчитано на заряд любой батареи NiCD-аккумуляторов (от 1 до 10 элементов).
Блок питания должен быть рассчитан на выходное напряжение не менее 12-15 вольт, ток 150-200 мА, и иметь подходящие размеры. Лучше, если на его корпусе не будет никаких переключателей или регуляторов, так как иначе придется заклеивать неиспользуемые отверстия. В блоке питания заменяется штатная плата стабилизатора напряжения, вместо которой устанавливается самодельная (не обязательно печатная, монтаж можно выполнить и навесным способом). Может оказаться так, что на «фирменной» плате уже имеются все необходимые элементы, которые просто придется соединить в другом порядке.
Основу зарядного устройства составляет общеизвестная схема генератора стабильного тока, выполненная на транзисторе Q1, в качестве которого можно использовать любой подходящий кремниевый p-n-p транзистор средней мощности – КТ-814, КТ-816 (с любой буквой) и т.д. Этот транзистор необходимо установить на пластине-радиаторе площадью не менее 5 кв.см из алюминия, меди или латуни. Выходной ток задается номиналом резистора R2 и типом светодиода D1, который одновременно служит и индикатором рабочего режима (он устанавливается на лицевую сторону корпуса). Грубую регулировку выходного тока осуществляют как подбором резистора R1 в диапазоне 3.3 – 15 Ом (при уменьшении номинала резистора ток возрастает и наоборот), так и заменой светодиода (разброс параметров светодиодов даже одной марки достаточно велик). Точную регулировку можно осуществить, припаивая параллельно резистору R1 другой резистор, с большим номиналом (50 – 500 Ом). Контролировать выходной ток можно стрелочным или цифровым миллиамперметром, рассчитанным на ток 250 - 500 мА, подключая его непосредственно к выходным клеммам зарядника.
Контролировать выходное напряжение устройства – бессмысленно, без нагрузки оно всегда будет в 1.7 раза выше выходного напряжения трансформатора блока питания.
|
@@Особенность схемы состоит в том, что она не боится короткого замыкания на выходе (даже длительного). Положительным является и то, что не зависимо от количества элементов (от 1 до 10 штук) в аккумуляторной батарее, и степени их разряда, зарядный ток будет постоянным. Учтите, что время заряда, емкость аккумулятора и зарядный ток, связаны между собой так:
Т = Е / I * 1.4,
@@где: Т – время заряда (час), Е – емкость аккумулятора (мА/час), I – зарядный ток (мА), а коэффициент 1.4 определен электрохимическим КПД NiCd-аккумуляторов.
@@Оптимальная величина зарядного тока равна 1/10 величины емкости батареи (в мА). При подборе «рабочего» тока зарядника надо ориентироваться на емкость аккумуляторов вашего передатчика (они, как правило, мощнее бортовых аккумуляторов). Таким образом, если, к примеру, у вас в передатчике установлена батарея емкостью 1000 мА/час, то номинальный зарядный ток для нее будет равен 1000/10 = 100 мА, а время заряда этим током:
1000 / 100 * 1.4 = 14 часов.
@@ Выходной ток зарядника, соответственно, необходимо установить равным 100 мА (+/- 10 мА). При емкости бортовой батареи 600 мА/час ваш зарядник полностью «накачает» ее за:
|
600 / 100 * 1.4 = 8.4 часа.
@@Увеличение зарядного тока в 1.5-2,5 раза не вредит современным батарейкам, но позволяет во столько же раз сократить время заряда. Но если вам понадобится зарядить более мощную батарейку, время заряда придется увеличить. К примеру, батарею емкостью 1700 мА/час вам придется заряжать током 100 мА:
1700 / 100 * 1.4 = 23.8 часа.
@@Одним этим устройством, без сомнения, можно заряжать как бортовые аккумуляторы, так и батарею от передатчика, но, учитываю копеечную стоимость и низкие трудозатраты, целесообразнее изготовить 2 подобных блока: для приемника и передатчика, оснастив их соответствующими разъемами и настроив на оптимальные зарядные токи. В этом случае для приемника желательно подобрать исходный источник питания с выходным напряжением трансформатора не более 5-7 вольт. Кстати, электролитический конденсатор С1 может быть любой емкости (47 – 500 мкф), но его рабочее напряжение должно не менее, чем в 2 раза превышать напряжение вторичной обмотки трансформатора. В принципе, от этой детали можно отказаться вовсе – хуже устройство работать не будет. Резистор R1 должен быть мощностью 0.125-0.25 Вт, R2 – не менее 0.5 Вт. Светодиод можно использовать любой марки и цвета свечения: АЛ102, АЛ307, АЛ310 и т.д. Номинал резистора R1 для специализированного «бортового» зарядника необходимо уменьшить до 510 Ом.