Твои помощники – глаза, уши
-Зачем человеку нужно знать свой организм? (Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.)
-Да, здоровье нашего организма - это самое главное!
- Чтобы успешно учиться в школе, вам нужны верные помощники. Отгадайте, какие?
Зачеркните одинаковые буквы. Из оставшихся слов прочитайте слово:
О е р г е а н ы е
Найдите лишнее слово: чувств, лось, заяц, лиса, белка, олень.
- Что получится, если сложить эти слова в словосочетание? (Органы чувств)
- Мы с вами к концу занятия должны решить, почему органы чувств можно назвать помощниками человека?
- Опираясь на тему, давайте сформулируем цели занятия.
Познакомиться – с органами чувств и их значением для человека;
Узнать – о работе органов чувств;
Научиться – беречь органы чувств, соблюдать правила гигиены.
1. Открытие нового знания
Отгадывание загадки
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
Орган зрения.
- Как вы думаете, какой орган чувств дает нам наибольшую информацию об окружающем нас мире?
Проведём эксперимент. (Закройте глаза и попросите кого-нибудь из родственников показать Вам любые предметы,которые Вы должны назвать)
-Почему не смогли ответить на вопросы? (Не видели). Какой орган не работал? (Глаз).
- Для чего людям нужны глаза? Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
- Если глаз - очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой?
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не болели глаза?
Физкультминутка
- Давайте сейчас вместе с вами сделаем гимнастику для глаз:
1) поморгайте глазами 1 минуту;
2) закройте глаза и круговыми движениями сделайте массаж век кончиками пальцев;
3) крепко зажмурьте глаза на 2- 3 секунды, затем откройте их. Повторить 3- 5 раз.
4) смотреть на палец вытянутой перед собой руки. Не сводя с пальца глаз медленно приближать его к носу. Повторить 3- 4 раза;
5) вращать глазами влево, а затем вправо (5 – 6 раз);
6) смотреть влево - вправо, вверх – вниз, в правый угол, в левый угол (5 – 7 раз);
7) после чтения или письма надо подойти к окну и посмотреть вдаль или на небо (1 – 2 минуты).
Береги свои глаза
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть 30 сантиметров.
Мы хотим предостеречь!
Нужно всем глаза беречь!
Орган слуха.
Два брата на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши.)
– Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что Вам скажут взрослые. Только не подслушивать!
– Что вы почувствовали? (Мы ничего не слышали, потому что наши уши были закрыты).
– Какой вывод можем сделать? (Уши нужны, чтобы слышать).
- Уши помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас.Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы. Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находиться внутри. В конце прохода находиться тоненькая пленочка, она называется перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше уши, тем больше звуков попадает, и мы лучше слышим.
- Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)
Исследование органа осязания