Индукция: вход в состояние созидания 12 глава




Поскольку знание предшествует ощущению, информация о процессах, происходящих в мозгу во время медитации, станет подспорьем в освоении медитативной техники, с которой вы познакомитесь в III части. Возможно, вам известно, что мозг обладает электрохимической активностью. В момент активации нейроны обмениваются заряженными частицами, в результате чего возникает электромагнитное поле. Измерение электроактивности мозга позволяет понять, что происходит в мозгу, когда мы думаем, чувствуем, усваиваем знания, мечтаем и творим. Кроме того, мы можем узнать, как мозг обрабатывает информацию. Для регистрации электрической активности мозга ученые используют метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). Исследования позволили установить, что диапазон частот электромагнитного излучения человеческого мозга крайне широк. На нижней границе диапазона находятся дельта-волны, излучаемые мозгом в период глубокого сна. Тета-волны соответствуют состоянию на грани сна и бодрствования, альфа-волны доминируют при погружении в творческую активность, а бета-волны фиксируются при повседневном состоянии сознания. Самой же высокой частотой обладают гамма-волны, наблюдаемые в возвышенных, «просветленных» состояниях ума[26]. Чтобы вам было понятнее, что происходит с мозгом во время медитации, я расскажу, какие ощущения возникают при той или иной частоте излучения. И тогда вы научитесь отличать состояние, в котором эго пытается изменить эго (что всегда тщетно — видит Бог, я знаю, о чем говорю), от состояния, в котором возможны подлинные сдвиги. У младенцев доминирующим излучением является дельта. По мере взросления частота излучения повышается: сначала доминирующими становятся тета-волны, затем альфа и, наконец, бета. Наша задача в процессе медитации — снова стать младенцем, пройдя весь путь от бета к тета (а для мистиков и посвященных возможен и возврат к дельта). Таким образом, понимание динамики мозгового излучения в процессе взросления позволяет освободить медитацию от всякой мистики. Динамика мозгового излучения у детей: от подсознания к сознанию

Дельта. От рождения до 2 лет в мозговом излучении преобладают низкие частоты — 0,5–4 цикла в секунду. Этот диапазон соответствует дельта-волнам. У взрослых такие волны активизируются в состоянии глубокого сна. Этим и объясняется то, что новорожденные не могут находиться в состоянии бодрствования более нескольких минут подряд (открытые глаза — еще не признак бодрствования). Мозговое излучение годовалых детей в состоянии бодрствования все еще тяготеет к дельта-частотам, поскольку их деятельностью руководит в основном подсознание. Информация из внешнего мира воспринимается без критического осмысления или оценки. На данном этапе развития мыслящий мозг (неокортекс, сознающий разум) функционирует очень слабо. Тета. В период от 2 до 5–6 лет частота электромагнитного мозгового излучения повышается и достигает 4–8 циклов в секунду. Это диапазон тета-волн. В этом возрасте дети в основном погружены в себя, и их состояние близко к трансовому. Они живут в мире воображения, далеком от всякой конкретики, и практически не способны к критическому, рациональному мышлению. Поэтому они с готовностью верят всему, что им говорят (P. S. Дед Мороз есть!). И все, что мы слышим в этом возрасте, оставляет в нас неизгладимый след. «Большие мальчики не плачут! Для девочки главное — внешность. Твоя сестра умнее тебя. Если ты замерзнешь, то обязательно заболеешь!» Знакомо, а? Все эти утверждения откладываются непосредственно в подсознании, поскольку низкочастотные колебания — область подсознательной активности (да-да, это намек). Альфа. Между 5 и 8 годами происходит очередной сдвиг частот в сторону альфа-диапазона: 8–12 циклов в секунду. На этом этапе развития формируется аналитическое мышление; дети начинают интерпретировать окружающий мир и формулировать для себя его законы. Но в то же время внутренний мир воображения остается столь же реальным, как и внешний. В этом возрасте дети, как правило, живут в двух мирах одновременно. Поэтому им так легко перевоплощаться. Попросите ребенка притвориться плещущимся в море дельфинчиком, или летящей по ветру снежинкой, или спешащим на выручку супергероем, и несколько часов спустя он все еще будет в образе. Попросите об этом же взрослого, и… ну, думаю, вы знаете, чем все закончится. Бета. В 8–12 лет частота мозгового излучения неуклонно повышается. Нижняя граница бета-диапазона — 13 колебаний в секунду. На протяжении отрочества частота волны продолжает подниматься и может достигать различных отметок. Мы вступаем в пору расцвета сознательного, аналитического мышления. После 12 лет дверь между сознанием и подсознанием, как правило, захлопывается. Бета-диапазон подразделяется на три промежуточных: низкий, средний и высокий. В течение подросткового периода частота волны проходит путь от низкого к высокому бета-диапазону, типичному для большинства взрослых.
Динамика частоты мозговых волн Рис. 8Б. Изменение частоты мозговых волн от дельта (в младенчестве) до бета (во взрослом возрасте). Обратите внимание на промежуточные диапазоны бета-волн: высокочастотные бета-волны вдвое быстрее среднечастотных. Различные частоты излучения у взрослых: общий обзор состояний

Бета. Сейчас, когда вы читаете эту главу, вы скорее всего находитесь в повседневном бодрствующем состоянии, которому соответствует бета-излучение. Ваш мозг обрабатывает информацию от органов чувств и пытается установить связь между внешним и внутренним мирами. Усваивая материал книги, вы в то же время ощущаете тяжесть собственного тела на стуле, слышите музыку на заднем плане, можете отвести глаза от страницы и взглянуть в окно. Вся эта информация обрабатывается вашим мыслящим мозгом — неокортексом. Альфа. А теперь представим, что вы закрываете глаза (80 % сенсорной информации поступает через зрение) и сознательно погружаетесь в себя. Поскольку вы значительно сократили приток сенсорных данных, в нервную систему попадает меньше информации. Мозговые волны естественным образом замедляются и переходят в диапазон альфа. Вы расслабляетесь. Элементы внешнего мира беспокоят вас все меньше, внимание переключается вовнутрь. Вы меньше думаете и анализируете. Диапазону альфа соответствует легкое медитативное состояние разума (в процессе медитации, к которой вы приступите в III части, вы научитесь приводить себя в еще более глубокое альфа-состояние). В течение дня мозг может периодически переключаться в диапазон альфа без каких-либо усилий с вашей стороны. Допустим, когда вы слушаете лекцию, диапазон мозгового излучения колеблется от низкого до среднего бета. Вы воспринимаете и анализируете новый материал. Если вы получили уже достаточно много информации или услышали что-то особенно интересное, напрямую относящееся к вам, вы естественным образом отвлекаетесь от процесса, и мозг переходит на альфа-частоты. Это происходит из-за того, что информация начинает откладываться в сером веществе мозга. Уставившись в пространство, вы целиком погружаетесь в свои мысли — сейчас они для вас реальнее самой реальности. В этот самый момент лобная доля вплетает полученную информацию в нейронную структуру… и, словно по волшебству, вы запоминаете все, что только что узнали. Тета. У взрослых тета-излучение фиксируется в сумеречном состоянии на грани сна и бодрствования или в гипнотическом трансе. Мы и спим, и не спим одновременно (сознание бодрствует, но тело практически спит). Именно в такое состояние приводят своих пациентов гипнотерапевты, чтобы получить доступ к их подсознанию. В этом состоянии мы наиболее подвержены программированию, поскольку завеса между сознанием и подсознанием снимается. Дельта. У большинства людей дельта-волны фиксируются только в состоянии глубокого сна, когда деятельность сознания фактически замирает, а тело восстанавливает силы. Как видите, при замедлении частоты мозгового излучения мы погружаемся в глубины подсознания. Верно и обратное: чем выше частота мозговых волн, тем активнее сознание и тем больше внимания мы уделяем внешнему миру. Постепенно вы научитесь безошибочно распознавать различные состояния разума. Как и в любой сфере, упорство принесет свои плоды. Вы будете подмечать, когда чрезмерно погружаетесь в аналитическую активность, свойственную состоянию бета, а когда теряете связь с настоящим, закружившись в водовороте былых эмоций или уносясь в предсказуемое будущее. Вы также будете узнавать состояния альфа и тета по характерной для них когерентности мыслей и чувств.
Мозговые волны Рис. 8В. Сравнение различных волновых рисунков у взрослых. Гамма: самые быстрые мозговые волны

Максимальной частотой колебаний обладают гамма-волны — от 40 до 100 Гц. (По сравнению с четырьмя другими видами мозговых волн гамма-волны отличаются меньшей амплитудой и большей частотой колебаний, так что, хотя по количеству циклов в секунду они приближаются к высокочастотным бета-волнам, прямого соответствия между ними нет.) Когерентное гамма-излучение, как правило, фиксируется в возвышенных состояниях разума, когда мы исполнены счастья или сочувствия. Гамма-диапазону соответствует обострение восприятия, что приводит к формированию особенно стойких воспоминаний. Это моменты наивысшей осознанности, которые принято называть трансцендентными или пиковыми переживаниями. Для наших целей будем считать, что гамма-волны — это побочный эффект сдвига в сознании. В часы бодрствования нами руководят три уровня бета-волн

Поскольку в часы бодрствования мы в основном функционируем в режиме бета-излучения, когда наше внимание направлено на внешний мир, давайте разберем все три уровня бета-диапазона[27]. Это поможет вам с легкостью переходить в процессе медитации от бета к альфа, а затем и к тета. 1. Низкочастотные бета-волны обладают частотой 13–15 Гц (колебаний в секуду) и соответствуют состоянию спокойной заинтересованности. Если вы с увлечением читаете книгу и понимаете ее содержание, мозговое излучение скорее всего соответствует низкому бета-диапазону. Вы уделяете книге некоторую долю внимания, не прикладывая к этому сознательных усилий. 2. Среднечастотные бета-волны соответствуют состоянию направленного внимания к длительно воздействующему внешнему раздражителю. Хороший пример — усвоение новой информации. Если б я решил протестировать вас по материалу книги, которой вы наслаждались в низком бета-диапазоне, вам пришлось бы поднапрячься. Как следствие, сразу же возросла бы активность неокортекса, ответственного за аналитическое мышление. Диапазон среднечастотных бета-волн — 16–22 Гц. Средние и в некоторой степени низкие бета-волны соответствуют сознательному или рациональному мышлению и активному вниманию. Эти колебания возникают по мере того, как неокортекс получает от органов чувств разнообразную информацию о внешнем мире и объединяет ее в блоки, создавая определенный уровень разума. Как вы можете представить, обработка данных, поступающих от зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, требует немалой мозговой активности. 3. Высокочастотные бета-волны находятся в широком диапазоне 22–50 Гц. Высокие бета-частоты наблюдаются в стрессовых ситуациях, когда в теле вырабатываются те самые зловредные вещества, направленные на выживание. Постоянная настороженность, свойственная подобным взвинченным состояниям, не имеет ничего общего с направленным вниманием, которое используется в процессе обучения, творчества, мечтаний, поиска решений и даже исцеления. По правде говоря, на высоких бета-частотах концентрация внимания становится чрезмерной. Разум настолько перевозбужден, а в теле циркулирует так много стимуляторов, что ни о каком порядке не может быть и речи. (Когда вы замечаете, что полностью зациклены на чем-то одном и никак не можете отвлечься, вероятнее всего, вы находитесь под влиянием высоких бета-частот). Высокочастотные бета-волны: краткосрочный механизм выживания, долгосрочный источник стресса и дисбаланса

В чрезвычайных ситуациях активность мозга резко повышается. Природа одарила нас механизмом «бей или беги», позволяющим мобилизовать ресурсы организма при появлении потенциальной опасности. Сильнейшая физиологическая встряска сердца, легких и симпатической нервной системы приводит к резкому изменению психологического состояния. Меняется все: и восприятие, и поведение, и отношение к миру, и эмоции. В таком состоянии внимание обострено, но это совсем не то внимание, которое мы используем в обычной жизни. Оно превращает нас во взбешенных животных, и единственное, что остается в нас от человека, — это запас воспоминаний. Все внимание направлено на внешнюю среду, разум всецело поглощен единственной проблемой. Тревога, волнение, гнев, боль, страдание, отчаяние, страх и даже чувство соперничества, возникающие в момент кризиса, вызывают преобладание высокочастотных бета-волн. В краткосрочной перспективе эта реакция способна сослужить организму хорошую службу. В резком сужении внимания нет ничего плохого. Мы получаем возможность справиться с вызовом. Однако если режим «чрезвычайной ситуации» затягивается, бета-волны выбивают организм из равновесия, поскольку поддержание «боевой готовности» требует огромной энергии. А кроме того, это самое реактивное и нестабильное из всех состояний мозга. Когда высокочастотное бета-излучение преобладает и выходит из-под контроля, количество вырабатываемых мозгом веществ начинает превышать норму здорового человека. Увы, большинство людей как раз и функционируют преимущественно на высокочастотных бета-волнах. Нас мучают навязчивые действия и состояния, бессонница или хроническая усталость, тревожность или депрессия; кто-то разрывается на части, стремясь всюду успеть и ощутить собственное могущество, а кто-то отчаянно цепляется за свои горести и чувствует полнейшее бессилие. Одни стремятся выбиться вперед, расталкивая локтями соперников, а другие ощущают себя жертвой обстоятельств. Хроническое воздействие высокочастотных бета-волн приводит к расстройствам мозга

Чтобы представить себе общую картину, вспомните, что мозг — это часть центральной нервной системы, которая контролирует и координирует прочие системы организма. Именно она заставляет сердце биться, а желудок — переваривать пищу; она регулирует работу иммунной системы, управляет дыханием, балансирует выработку гормонов, контролирует обмен веществ, следит за выведением отходов и т. д. Пока работа головного мозга упорядочена, он посылает в спинной мозг когерентные сигналы, которые затем расходятся по организму и вызывают здоровые, сбалансированные реакции. Однако многие люди хронически пребывают под воздействием высокочастотных бета-волн. Для них любая ситуация чрезвычайна. Мозг постоянно функционирует на высоких частотах, что приводит к перегрузкам системы. Жить в этом узком диапазоне — все равно что вести машину на первой передаче и в то же время постоянно давить на газ. Такие люди несутся по жизни, не останавливаясь даже для того, чтобы переключить «передачу», т. е. перейти в другое состояние разума. Постоянное прокручивание мыслей, направленных на выживание, заставляет испытывать гнев, страх, грусть, тревогу, депрессию, соперничество, агрессию, неуверенность, фрустрацию и прочие негативные чувства. Люди попадают в ловушку вредоносных эмоций, и любая попытка проанализировать проблемы с позиций привычных чувств вызывает лишь очередной виток мыслей, зацикленных на выживании. Кроме того, как вы помните, человек способен активировать стресс-реакцию одной только мыслью. Стрессовые мысли усиливают стрессовое состояние мозга и тела, которое затем вновь вызовет те же самые мысли. Круг замыкается. Мы уподобляемся змее, пожирающей собственный хвост. Длительное преобладание высокочастотных бета-волн приводит к выработке коктейля вредоносных веществ, которые нарушают нормальную работу мозга. Он становится похож на плохой оркестр, где все музыканты играют кто в лес, кто по дрова. Нарушается нормальное взаимодействие между отделами мозга; все области работают обособленно и друг против друга. Прекращается свободный и упорядоченный информационный обмен; мозг начинает напоминать дом, в котором все помещения изолированы друг от друга. Под воздействием стрессовых веществ мыслящий мозг (неокортекс) начинает действовать как бы независимо от других частей, и тогда мы ведем себя как человек, страдающий множественным расстройством личности, — за тем исключением, что различные персонажи проявляются в нас одновременно, а не по очереди. А бессвязные, некогерентные сигналы мозга наводняют организм разноречивыми и замутненными электрохимическими посланиями и, разумеется, выводят его из равновесного состояния (гомеостаза), что создает почву для заболеваний. Долгое пребывание в состоянии стресса и полного разлада чревато проблемами с сердцем (аритмии, повышение давления), с пищеварительным трактом (несварение желудка, отрыжки и прочие симптомы) и с иммунитетом (простуды, аллергии, ревматоидный артрит и даже рак). И все это — следствия разбалансировки нервной системы под воздействием стрессовых веществ и высокочастотных бета-волн, которые утверждают внешний мир в качестве единственно возможной реальности. Хроническое воздействие высокочастотных бета-волн мешает сосредоточиться на внутреннем мире

Стресс, о котором мы говорили, есть продукт нашей зависимости от Большой Тройки. Проблема не в самом факте обостренного сознания, но в том, что на высоких бета-частотах внимание почти целиком направлено на внешний мир (на людей, предметы и места), на части тела и физиологические функции («Хочу есть… Я слишком слаб… У меня дурацкий нос… Я намного толще ее…») и на время («Скорее, скорее! Время уходит! »). Когда мозг работает на высоких бета-частотах, внешний мир кажется реальнее внутреннего. Наше внимание и сознание поглощены элементами внешней среды. Нам куда проще идентифицировать себя с материальными объектами: мы критикуем знакомых, недовольны своею внешностью, зациклены на проблемах; мы цепляемся за вещи и боимся потерять их, мы занимаем себя посещением различных мест и постоянно беспокоимся из-за времени. Из-за этого у нас практически не остается энергии на изменения, о которых мы так мечтаем. Мы не даем себе возможности заглянуть в себя и понаблюдать за своими мыслями, эмоциями и моделями поведения. Пока мы одержимы внешним миром, сосредоточиться на внутренней реальности трудно. Мы вообще с трудом концентрируемся на том, что не относится к Большой Тройке. Мы не можем распахнуть разум шире определенной отметки и не столько ищем решения, сколько пережевываем свои проблемы. Почему же так сложно углубиться в себя? Потому что мозгу трудно перейти от высокочастотных бета-волн к альфа-волнам, которые отвечают за мир воображения. Рисунок мозговой волны приковывает нас к элементам окружающей среды, заставляя считать их единственной реальностью. Высокий бета-диапазон затрудняет обучение: если нервная система закостеневает в определенном состоянии, она практически не воспринимает информацию, которая противоречит доминирующей эмоции. А на самом деле проблемы, которые мы столь упорно анализируем, попросту не имеют решения в рамках эмоции, вынудившей нас к анализу. Почему? Да потому, что чем больше мы анализируем, тем выше становится частота волны. А мышление в таком режиме приводит к перегрузке мозга; наши логические способности ослабевают, в мыслях нет ясности. Эмоции вынуждают нас мыслить категориями прошлого или предсказывать будущее — опять же на основании прошлого. Мозг не способен обрабатывать настоящее. В нашем мире нет места новому, неизвестному. Мы отделены от квантового поля и не можем и помыслить иного исхода нашей ситуации. Мозг далек от режима созидания, так как зациклен на выживании и обеспокоен грядущими катастрофами. В таком состоянии мы практически не усваиваем информацию, которая не соответствует «чрезвычайному состоянию». Когда все вокруг ощущается как кризис, приоритетом становится выживание, а не обучение. Ключ к проблемам — вне довлеющих над нами эмоций и навязчивых мыслей. Ведь эти мысли и эмоции как раз и приковывают нас к прошлому — известному и привычному. А решить проблемы можно, преодолев привычные чувства и отказавшись от судорожных скачков внимания между элементами Большой Тройки в пользу более упорядоченного мышления. Некогерентное высокочастотное бета-излучение вызывает путаницу мыслей

Когда мозг функционирует на высоких бета-частотах и поглощен обработкой сенсорной информации (о внешней среде, теле и времени), может возникнуть путаница. Важно понимать, что мозговые электроимпульсы имеют не только количественную характеристику (число колебаний в секунду), но и качественную. Рассказывая о квантовом созидании, я упоминал, что информация о желаемом будущем, которую мы посылаем в поле, должна быть когерентной. То же требование относится и к мышлению, и к мозговым волнам. Когда мозг работает в бета-диапазоне, фокус внимания все время перемещается между элементами Большой Тройки. Если мы боимся опоздать, акцент смещается на время, и под воздействием этой мысли по неокортексу прокатывается высокочастотная волна. Разумеется, вы одновременно осознаете и тело, и внешнее окружение, а значит, опять-таки посылаете по неокортексу соответствующие сигналы, только частота их будет чуть ниже. Волна, относящаяся ко времени, выглядит примерно так:

Волна, относящаяся к внешней среде, выглядит примерно так:

Волна, относящаяся к телу, выглядит примерно так:

Фрагментация внимания, возникающая из-за попытки одновременно сосредоточиться на всех элементах Большой Тройки, вызывает примерно следующий рисунок мозговых волн:

Как видите, при совмещении трех волновых рисунков, возникающих в период стресса, создается некогерентный высокочастотный бета-сигнал. И если вы хоть в чем-то похожи на меня, то вам знакомо состояние мыслей, отображенное на последней иллюстрации. Назовем его путаницей. Когда мы подключены ко всем трем измерениям: к внешней среде, телу и времени, — мозг стремится совместить соответствующие им сигналы. А на это уходит очень много времени и энергии. Если б нам удалось устранить из сферы внимания хотя бы один из этих факторов, результирующие волны были бы более когерентны, и нам проще было бы обрабатывать их.
Различие между когерентным и некогерентным сигналами Рис. 8Г. На первом рисунке энергия упорядочена, целенаправлена и имеет заданный ритм. Упорядоченные волны, совпадающие по фазе, гораздо мощнее. Примером синхронного когерентного излучения является лазерный луч. На втором рисунке энергетические волны хаотичны, разнонаправлены и не совпадают по фазе. Примером некогерентного и, следовательно, менее мощного излучения является свет от лампочки накаливания. Двери в подсознание открывает не анализ, но осознанность

Как распознать бета-состояние? Если вы постоянно что-то анализируете (или, как я говорю, становитесь аналитиком), это несомненный признак бета-излучения. В этом состоянии доступ в подсознание закрыт. Здесь вполне уместно выражение «аналитический паралич». Именно так можно описать состояние, провоцируемое бета-диапазоном. И этот паралич «отпускает» нас только во сне, когда мозговое излучение переходит в диапазон дельта. Вы, наверное, задаетесь вопросом: «Но вы же сами говорили, что нам необходима осознанность, что мы должны изучить свои мысли, чувства, типичные реакции и т. п. Разве все это не требует анализа? » На самом деле осознанность лежит вне анализа. В состоянии осознанности вы думаете так: «Я испытываю злость ». Это констатация факта. Анализ простирается гораздо дальше: «Почему эта страница так долго грузится? Какой идиот делал этот сайт? Мне надо срочно посмотреть, что идет в кино! Почему этот чертов Интернет все время тормозит именно тогда, когда я спешу? » Осознанность же (в том понимании, в каком будем практиковать ее мы) подразумевает, что мы просто подмечаем ту или иную мысль или чувство и двигаемся дальше. Рабочая модель медитации

Итак, вы знаете о диапазонах мозгового излучения у детей и взрослых — пора перейти к построению рабочей модели медитации (см. следующие пять иллюстраций). Эта модель поможет разобраться в медитативном процессе[28]. Начнем с рис. 8Д. Исследования характера мозгового излучения у детей показывают, что сразу после рождения мы находимся во власти подсознания.
Разум новорожденного Рис. 8Д. Пусть этот круг обозначает разум. У новорожденных детей активно исключительно подсознание.
А теперь посмотрите на рис. 8Е. Плюсы и минусы отображают идущий по мере взросления процесс формирования положительных и отрицательных идентификаций и ассоциаций, из которых затем вырастают привычки и модели поведения. Приведу пример положительной идентификации. Испытывая голод или дискомфорт, младенец начинает криком привлекать внимание матери. Это единственный доступный ему способ коммуникации. В ответ мама накормит малыша или поменяет ему подгузник. В этот момент ребенок делает очень важный вывод о взаимосвязи внешнего и внутреннего миров. Достаточно всего нескольких повторений, и у малыша возникнет прочная ассоциация между плачем и получением еды или комфорта. Так формируется поведение. А вот отличный пример отрицательной идентификации. Допустим, двухлетний ребенок дотронулся до горячей плиты. В этом случае он очень быстро установит связь между внешним объектом (плитой) и внутренним ощущением боли. Сделав еще несколько попыток, он извлечет из этого опыта полезный урок.
Разум в развитии Рис. 8Е. Со временем мы начинаем устанавливать связи между внешним и внутренним мирами, получая информацию от органов чувств в процессе взаимодействия с окружающей средой.
В обоих случаях происходит одно и то же: когда ребенок чувствует изменение внутреннего химического состояния, его мозг активизируется и подмечает, что во внешней среде причинило телу боль или доставило удовольствие. На основе подобных идентификаций и ассоциаций формируются навыки, привычки и модели поведения. Как вы уже знаете, годам к 6–7 частоты мозгового излучения меняются на альфа, и начинается формирование аналитического ума или критического мышления. У большинства детей этот процесс завершается между 7 и 12 годами. Медитация выводит нас за пределы аналитического ума прямиком в подсознание

Посмотрите на рис. 8Ж. Горизонтальная черта в верхней части круга — это аналитический ум, который служит границей между сознанием и подсознанием. Аналитический ум взрослых обожает рассуждать, оценивать, предвосхищать, предсказывать, сравнивать новую информацию с имеющейся и противопоставлять известное и неизвестное. В часы бодрствования он не утихает ни на минуту, и поэтому мозговое излучение взрослых почти все время колеблется в бета-диапазоне. Между 6 и 7 годами начинается формирование аналитического ума. Он служит границей между сознанием и подсознанием. К 7–12 годам аналитический ум, как правило, полностью сформирован.
Аналитический ум Рис. 8Ж.
А теперь взгляните на рис. 8З. Над чертой — аналитическим умом — лежит сфера сознающего разума, который управляет нами всего на 5 %. Это оплот логического мышления, ответственного за силу воли, формирование веры, формулировку намерений и за творческие способности. Оставшиеся 95 % приходятся на долю подсознания. В нем-то и заложены все эти положительные и отрицательные идентификации и ассоциации, из которых формируются привычки и модели поведения.
Сознающий разум и подсознание Рис. 8З. Деятельность человека на 5 % управляется сознающим разумом и на 95 % — подсознанием. Инструменты сознающего разума — это логика и рассуждения. С их помощью мы развиваем волю, формируем веру и формулируем намерения. Логическое мышление задействовано и в процессе творческого созидания. А подсознание вмещает в себя мириады положительных и отрицательных ассоциаций, из которых формируются привычки, навыки, убеждения, модели поведения и взгляды на жизнь.
Теперь обратимся к рис. 8И. Стрелочкой обозначена главная цель медитации: вывести нас за пределы аналитического ума. В состоянии «аналитического паралича» изменения невозможны. Сколько бы мы ни анализировали прежнее Я, это не поможет нам удалить старые программы и установить новые. Медитация открывает двери из сознания в подсознание. Мы практикуем медитацию именно для того, чтобы получить доступ в операционную систему подсознания, где хранятся нежелательные привычки и модели поведения, и заменить их на программы, которые помогут нам преуспеть в жизни.
Медитация — выход за пределы аналитического ума Рис. 8И. Одной из ключевых целей медитации является выход за пределы сознающего разума и переход в сферу подсознания. Проникнув в подсознание, мы сможем изменить саморазрушительные привычки, модели поведения, убеждения, эмоциональные реакции, взгляды на мир и неосознаваемые состояния бытия. Медитация позволяет нам переключиться с бета-частот на частоты альфа и тета



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: