Исследование Corporate Executive Board, проведенное несколько лет назад среди компаний, попадавших в список Fortune 50 с 1955 по 1995 годы, показало: независимо от всех возможностей крупных компаний относительно доступа к информации, а также использования самых лучших консультационных услуг лишь немногие из этих компаний оказались способны обеспечить непрерывный рост. Исследование показывает, что главная стратегическая ошибка этих компаний - неправильное управление новаторскими процессами.
На топ-менеджмент компаний и ИТ-директоров в частности ложится задача, связанная с адаптацией нововведений в бизнесе, изменением бизнес-практик, процессов и деловой культуры. Успешное внедрение нововведений требует полного понимания бизнес-процессов и окружения, в котором они существуют.
Система автоматизации управления — лишь инструмент, обеспечивающий оперативное получение финансовой и управленческой информации и помогающий принимать на основе этой информации правильные решения. И хотя производители систем постоянно расширяют круг задач, которые может охватить программное решение, для всех предприятий актуальными остаются вопросы повышения рентабельности, более эффективного управления издержками; снижения себестоимости продукции, объемов незавершенного производства, складских запасов; роста производительности труда. Справиться с этими проблемами и сегодня помогает автоматизация тактических задач предприятия, таких, как управление персоналом, исходными материалами и сырьем, объемами складских запасов и незавершенного производства, техникой и технологией производственных процессов, качеством продукции и услуг, финансами, условиями труда и производства.
|
Тенденции развития систем автоматизации управления и учета — это увеличение масштаба решений, расширение спектра решаемых задач, создание новых технических условий, в которых функционируют системы автоматизации.
Есть задачи, типичные для большинства предприятий. В то же время у предприятий, особенно крупных, всегда были, есть и будут специфические для них управленческие и экономические задачи, которые не в состоянии охватить ни одна из существующих тиражных систем. Даже в пределах одной отрасли на предприятиях есть существенные различия в организации бизнес-процессов, и то, что подходит одним, зачастую непригодно для других. Поэтому каждое предприятие определенной отрасли предъявляет требования информационной поддержки процессов, которые не отражены в функциях, входящих в стандартную поставку ERP-систем.
Такие задачи решаются за счет собственных разработок клиентов и их интеграции со специализированным ПО (биллинговые системы, САПР). Поэтому важно, чтобы выбираемая система автоматизации имела не только богатые прикладные возможности как конечное готовое решение, но и включала в себя инструментарий для создания дополнительных приложений и средства интеграции с другими программными средами.
Все нововведения делят на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые).
По сфере функционального применения выделяют технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные и прочие нововведения.
|
Базисные инновации - это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега - автомобиль, телефон - сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон - кассетный магнитофон). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.
Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).
Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).
Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи).
При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя, увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики существенно повышает значимость новшества.
|
Основы управления инновационными процессами в ИС в компании
Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно находится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций. Это оказывается практически возможным при условии исследования систем управления, которое предполагает своим результатом разработку и предложение наиболее эффективных вариантов построения системы управления.
Цель исследования - это поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Главная задана исследования - найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров."
Объектом исследования является система управления. В методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку именно деятельность человека определяет особенности всех процессов функционирования и развития такой системы. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.
Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали."
Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития."Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия."
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:
- непрерывного движения и развития всех явлений;
- научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;
- взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;
- объективности и достоверности;
Стратегия в области информационных технологий является частью общей бизнес-стратегии компании и может быть прописана как в отдельном документе, так и в общей стратегии компании.
IT-стратегия описывает, каким образом должны поддерживаться и развиваться информационные технологии в компании, чтобы способствовать реализации ее общей стратегии.
Чтобы правильно оценить, каким образом распределять ресурсы между поддержкой и развитием информационных технологий, необходимо рассматривать эти направления отдельно.
К первому направлению относятся мероприятия не только по поддержанию в рабочем состоянии уже установленных систем и инфраструктуры (компьютеров, сетей, телефонных линий), но и по интеграции существующих или вновь внедряемых систем. Для того чтобы при осуществлении этой работы не было сбоев, функции по планированию и реализации таких работ целесообразно передать в ведение IT-службы.
Ко второму направлению относится внедрение новых систем, а также другие проекты, связанные с информационной поддержкой бизнеса (описание бизнес-процессов, переход на новые стандарты связи, общее обновление компьютерного парка и т. п.). Разработкой плана развития должны заниматься топ-менеджеры при участии IT-директора. Только в этом случае можно добиться того, чтобы развитие компании в области информационных технологий проходило с учетом требований бизнеса в целом.
Для всех работ по поддержке и развитию систем, необходимо составлять детализированный график, а также соответствующие бюджеты. Детализация зависит от планируемого срока реализации проекта и от риска, который при этом несет компания.
Главной проблемой автоматизации управления предприятия остается сохраняющаяся «лоскутность» и необходимость «сшивания» систем с различным функционалом. В идеале компаниям хотелось бы иметь одну-две системы, ориентированные на решение большинства проблем управления организацией. Однако в ближайшем будущем вряд ли такое возможно. Поэтому с технологической точки зрения организации создают ядро ИТ-структуры, состоящее из платформы, основанной на КИС, СЭД или корпоративном портале. Вокруг ядра формируется разветвленная периферия, состоящая из целого семейства бизнес-приложений, предназначенных для решения своих конкретных задач. Мобильные технологии давно и широко используются в торговле и логистике: это, например, КПК с установленными CRM-приложениями. Что касается «мобилизации» менеджеров и клерков, реально российские компании пока не готовы к тому, чтобы сделать своих сотрудников информационно оснащенными корпоративными солдатами.
1. Раскройте сущность процессов взаимотрансформации информационной система и организации
2. Основные тенденции развития системы управления на предприятии.
ГЛОССАРИЙ
1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте, производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
2. ИНЖИНИРИНГ – сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры, прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг.
3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ – способность компании отвечать требованиям конкурентного рынка.
4. КОНКУРЕНЦИЯ – это элемент рыночного механизма, форма соревнования рыночных субъектов за наиболее условия вложения капитала.
5. КОНСОРЦИУМ – временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа.
6. КОРПОРАЦИЯ – предпринимательская организация обладающая развитой организационной структурой, широким диапазоном видов деятельности, занимающую существенное положение на соответствующем рынке, развитой системой хозяйственных связей, штатом профессиональных управляющих.
7. МАРКЕТИНГ – осуществление предприятием мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров и услуг.
8. МЕНЕДЖМЕНТ – вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
9. МОТИВАЦИЯ ТРУДА – это стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности.
10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА – главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании.
11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ – включают в себя три основных типа: нововведения процедурного характера, нововведения, связанные со структурными преобразованиями, нововведения, связанные с изменением производственных элементов, из которых состоит организация.
12. ОРГАНИЗАЦИЯ – 1) строение чего-либо, 2) совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи или социальный институт, 3) деятельность по налаживанию, устройству, упорядочению, оптимизации работы других.
13. ПОГЛОЩЕНИЕ КОМПАНИИ – покупка одной компании другой или слияние двух компаний в одну.
14. ПРИВАТИЗАЦИЯ – политика повышения эффективности экономики путем устранения бюрократического контроля над деятельностью государственных предприятий, представления последним «независимого» руководства, финансовой автономии и оперативной свободы.
15. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц.
16. ПРЕДПРИЯТИЕ – производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
17. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ – объективно существующая совокупность взаимосвязанных целевых единиц управленческой деятельности, имеющая четко обозначенные вход и выход и протекающая в рамках информационных связей, закрепленных соответствующей организационной структурой.
18. СИНЕРГИЗМ – эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимного усиления различных видов деятельности.
19. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – процесс планирования реализации стратегии по этапам и исполнителям с учетом реальных условий окружения.
20. ТЕХНОПАРК – новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организации, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений.
21. УПРАВЛЕНИЕ – процесс координации различных видов деятельности с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.
22. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – часть менеджмента качества, связанная с удовлетворением требований к качеству – взаимосвязь между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.
23. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ – это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ (или ПРАКТИКУМ) [S1]
Выберите правильный вариант ответа:
1. К методам оценки инвестиционного климата не относится:
а) статистический анализ.
б) факторный анализ финансовых рисков
в) метод экспертных оценок
г) метод а налогии.
2. К источникам финансирования инвестиций не относятся:
а) чистая прибыль предприятия
б) амортизационные отчисления.
в) денежные средства, аккумулируемые банковской системой
г) текущая п рибыль.
3. NPV- это:
а) чи ст ая приведенная стоимость.
б) срок окупаемости
в) внутренняя норма доходности
г) точка безубыточности
4. Классический цикл воспроизводства состоит из:
a. Четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем
б) Трех фаз: кризис, плато и подъем
в) Четырех фаз: спад, стагнация, восстановление, бум.
г) Пяти фаз: кризис, депрессия, восстановление, плато и взрыв.