История зарубежной литературы ХХ века.
Практическое занятие № 1
Роман Р. Олдингтона «Смерть героя».
1. Краткий обзор творческого пути писателя и история создания романа.
2. Проблема романа и своеобразие его композиции: «роман-джаз», смысл названий частей романа и их соотнесенность между собой. Сочетание трагизма, сатиры и лирики в романе.
3. Процесс формирования характера героя в 1 и 2 частях романа. Довоенная Англия, ее нравственные и социальные проблемы в этих частях романа.
Герой на войне в 3-й части романа. Психологизм романа, динамика повествования, смысл финальной сцены. Обоснование закономерности смерти героя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Топер П. Ради жизни на земле. – М., 1976.
2. Урнов М. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986.
3. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-30 гг. Утрата и поиски героя. – М., 1966 г.
4. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ в. – М., 1984.
Практическое занятие № 2.
″Роман Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!»″.
1. Замысел произведения. Автобиографический подтекст романа. Тема «человек на войне».
2. Образ Ф.Генри, эволюция героя. Проблема индивидуализма и его «тупиковости» в романе.
3. Особенности сюжетостроения. Эпический и лирический планы повествования, их диалектика.
4. Лирический подтекст, его функция при разработке конфликта, придания ему динамики. Художественные средства воплощения лирического подтекста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Засурский Я.Н. Подтексты Хемингуэя//Американская литература ХХ в.– М., 1984.
2. Зверев А. Американский роман 20-30-х гг.–М., 1982.
3. Финкельштейн И.П. Хемингуэй-романист. – Горький, 1974.
4. Маянц З.И. Человек один не может. – М., 1967.
5.Анастасьев Н. После легенды (о последних произведениях Хемингуэя)//«Вопросы литературы». – 1972. – № 1.
6. Соловьев Э. Цвет трагедии (о творчестве Хемингуэя) //«Новый мир». – 1968. – № 9.
Практическое занятие № 3.
Рассказ Франца Кафки «Превращение»:
фантастика и гротеск как средства отражения реальности.
1. Сюжет и жанр. Фантастическое и реальное в сюжете.
2. Художественное время и пространство. Гротеск, контраст, иносказание.
3. Субъектная организация рассказа. Образ Грегора. Образ автора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кафка Ф. Сочинения: В 3 т. –М., 1995.
2. Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи /Сост. и автор предисловия В.А.Пронин. –М.. 2001.
3. Канетти Э. Другой процесс. Франц Кафка в письмах к Фелице // Иностранная литература. –1993.– №7.
4. Адорно Г. Заметки о Кафке // Звезда. –1996. –№2.
5. Брод Макс. О Франце Кафке.– СПб., 2000.
6. Долгих Е. Искушение Кафки. –СПб., 1998.
7. Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза.– Нижний Новгород, 1996.
Практическое занятие № 4.
″Теория «эпического театра». Пьеса Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»″.
1. Социальные истоки «эпического театра». Задачи и основные художественные принципы, отличия от аристотелевского театра.
2. Основные способы разрушения «сценической иллюзии» в театре Брехта.
3. Воплощение принципов «эпического театра» в пьесе:
а) идейное содержание пьесы в отличие от романного прототипа, его воплощение в сюжете и трактовке характера героини;
б) понятие «эпического» и его воплощение в пьесе;
в) «эффект очуждения» в пьесе и средства его организации.
4.Влияние идей Брехта на современный театр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федоров А.А. Брехт// История зарубежной литературы ХХ в. (1917-1945). – М., 1980.
2. Глумова-Глухарева Э.И. Драматургия Б.Брехта. – М., 1962.
3. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М., 1966.
4. Райх В.Ф. Брехт. Очерк творчества. – М., 1960.
5. Фрадкин И.М. Брехт. Путь и метод. – М., 1965.
6. Эткинд Е.Г. Б.Брехт. – Л., 1971.
Практическое занятие № 5.
″Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»″.
1. Место сказки в творчестве писателя, ее жанровая характеристика, причина обращения автора к этому жанру.
2. Идейно-композиционная роль посвящения.
3. Основная проблематика сказки. Философско-эстетическое звучание конфликта.
4. Система образов в сказке.Художественное своеобразие сказки: композиция, символика и аллегоричность, сквозные образы, роль рисунков, параллели и реминисценции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма. М., –1983.
2. Ваксмахер М. Французская литература наших дней. –М., 1987.
3. Мижо М. Сент-Экзюпери. –М., 1983.
4. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. –М., 1994.
Практическое занятие № 6.
″Роман У.Фолкнера «Шум и ярость»″.
- История создания романа.
- Особенности композиции романа (значение 5 частей).
- Система образов в романе (Бенджамин, Квентин, Джейсон и другие).
- Внутренние монологи братьев Компсонов, их значение в романе.
Концепция абсурдного мира. Влияние Джойса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастасьев Н.А. Владелец Йокнапатофы. – М., 1991.
2. Ландор М. Трагический герой Фолкнера// Иностранная литература. – 1982. – №1.
3. Савуренок А.К. Романы У.Фолкнера 1920-30 гг. – Л., 1979.
4. Зверев А.М. Американский роман 20-30 гг. – М., 1982.
5. Николюкин А.Н. Человек выстоит: реализм Фолкнера. – М., 1988.
Практическое занятие №7
Френсис Фицджеральд роман Великий Гэтсби
1.Образ Гэтсби в романе Фицджеральда:
а) история жизни и любви Гэтсби. Его окружение: сочувствующие и противники Гэтсби;
б) соотношение мечты и реальности в сознании Гэтсби. Как соответствует этому соотношению символика виллы Гэтсби? Что означает для него богатство?
в) связь Гэтсби с «джазовым поколением». Как она проявляется?
г) соотношение различных точек зрения на Гэтсби: героя-повествователя Ника, Дэзи, Тома, Уилсона и автора романа. Какая из них ближе читателю?
2. Основной конфликт романа:
а) прием «двойного видения» как основной элемент поэтики Фицджеральда. Как определял сам автор романа, «двойное видение» - это «способность удерживать в сознании героя две прямо противоположные идеи», их конфликтное взаимоположение. Какую роль в движении сюжета играет такой прием? Как он проявляется в образе Гэтсби?
б) мотив деформации нравственного начала личности в персонажах романа. Кто из них имеет право осуждать Гэтсби?
3. Роман Фицджеральда «Гэтсби» и «Американская трагедия» Т.Драйзера. Кто из героев этих романов (Гэтсби или Клайд Гриффитс) сохраняет свою личность? В чем это проявляется?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8
ДЖЕЙМС ДЖОЙС «УЛИСС»
1.Черты творческого метода Дж.Джойса
3.Специфика стиля(языка) Дж. Джойса (черты)
4.Основные художественные приёмы (методы) использованные Дж,Джойсом в «Улиссе»
5.Новаторство Джойса – поток сознания, «Улисс» - поток сознания – что это,черты, привести примеры женского и мужского потоков сознания
6.Образы главных героев: Леопольд Блум, Молли Блум, Стивен Дедал.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9
ОЛДОС ХАКСЛИ «О дивный новый мир»
1. ОБРАЗ НОВОГО МИРА, эра Форда, конвейер, касты, антиутопия
2. ОБРАЗЫМаркса и Ленайна
3. Дикарь и Лейнайна