Принципы ЛЕГО-конструирования




По половому различию.

Разнообразие наборов Лего определяет «стиль» игры, что позволяет сделать её интересной, как для мальчиков, так и для девочек. Таким образом, в наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы.

По тематике.

Большинство наборов Лего посвящено определенной тематике: например транспортной, для собирания дорог и машин, а также строительной, о растениях, о животных.

Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора.

И последнее отличие среди наборов – это вид материала. В серии игрушек Лего есть твердые и мягкие детали, а также твердые игрушки со специальной шершавостью на поверхности для развития тактильных ощущений для детей.

Для успешного проведения деятельности с Лего-конструктором необходимо соблюдать некоторые условия:

-формировать группы детей по 8 человек;

-организовывать свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;

-подробно знакомить детей с образцом (схемой, темой и т. д.);

-обеспечивать сохранность постройки на некоторое время.

В процессе деятельности с Лего-конструктором в ДОУ используются разнообразные виды лего-конструирования, такие как:

-Конструирование по образцу.

-Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

-Конструирование по условиям – на основе анализа условий строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

-Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

-Конструирование по замыслу.

-Конструирование по теме - форма очень близка с конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Какие трудности возникают у педагогов в работе по ЛЕГО - конструированию:

- Недостаточное количество конструкторов.

- Очень мало, можно сказать, практически нет, научно-методических пособий для педагогов по ЛЕГО-конструированию.

- Необходимо проведение обучающих семинаров для педагогов.

А сейчас мы поговорим о том, чего у нас нет, но возможно скоро будет….

Таким образом, актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

 

 

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него творческой и познавательной деятельностей - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

 

Большое значение имеет для образовательных учреждений России участие в Общероссийской образовательной программе «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Образовательная робототехника — часть инженерно- 7 технического образования. Сейчас необходимо активно начинать популяризацию профессии инженера уже начиная с детского сада

На современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов благодаря разработкам компании LEGO Education. Поэтому возникла потребность в поиске и освоении Леготехнологий. Опыт педагогов МБУ детского сада №138 «Дубравушка» может быть использован педагогическими работниками г.о.Тольятти при реализации в образовательный процесс форм и методов, позволяющих пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию в будущем, начать формировать у детей навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ по обеспечению работы в рамках ФГОС. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует. Наряду с другими проблемами нами выявлена еще одна - об отсутствие системной работы по формированию навыков инженерно-технического творчества дошкольников. Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующих противоречий: 8 • между необходимостью формирования навыков инженерно-технического творчества у дошкольников и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении; • между необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения; • между возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников. Проведенная аналитическая работа, о результатах образовательного процесса по развитию технического творчества дошкольников, администрацией и педагогами нашего ДОУ, выявила недостатки. В результате сделан вывод о необходимости изменений образовательной деятельности по формированию технических навыков у дошкольников.

SWOT-анализ S (сильные стороны): - внедрение новых информационных технологий (LEGO-технологии); - развитие психических процессов детей; - формирование коммуникативных навыков и навыков инженерно-технического творчества у детей; - формирование устной речи и пополнение словарного запаса дошкольников; - формирование интереса к учебной деятельности - активизация мыслительных процессов ребенка, повышение интереса к творческому решению поставленных задач, формирование изобретательности, самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества. - совместная деятельность родителей и детей W (слабые стороны): - Недостаточность курсовой подготовки у педагогов ОУ по направлению «Робототехника» - некомпетентность родителей в области LEGO-технологий - недостаточное оснащение компьютерной техникой, наборами конструктора Лего и образовательной робототехникой в ДОУ O (возможности, изменения к лучшему (ресурсы): - повышение уровня подготовки педагогов в области Лего-технологий; - дополнительные платные образовательные услуги по робототехники; 9 - повышение компетентности родителей в области Лего-технологий; - пополнение РППС ДОО интерактивными досками, ноутбуками, наборами Легоконструкторов, наборами образовательной робототехники. T (риски и угрозы, с которыми можно столкнуться): - отказ педагогов проходить внебюджетные курсы повышения квалификации (малое количество курсов повышения квалификации по направлению «Робототехника», курсы платные); - недостаточное финансирование реализации проекта; - незаинтересованность родителей. Разработанность темы.

SWOT-анализ потенциала развития ДОУ позволяет предположить, что в настоящее время ДОУ располагает мощными образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественного образовательного продукта в процессе реализации проекта по внедрению робототехники в образовательное пространство, востребованного родителями и широким социумом. Вместе с тем, расширение внутри институциональных возможностей сдерживается рядом существующих ограничений, находящихся вне зоны компетенции ДОУ, которые могут привести к снижению конкурентоспособности ДОУ и утраты позитивного имиджа в системе дошкольного образования города. На данный момент мы уже начали внедрение конструктора в образовательный процесс ДОУ и видим много положительных изменений, которые происходят у участников проекта.

Разработанность темы. SWOT-анализ потенциала развития ДОУ позволяет предположить, что в настоящее время ДОУ располагает мощными образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественного образовательного продукта в процессе реализации проекта по внедрению робототехники в образовательное пространство, востребованного родителями и широким социумом. Вместе с тем, расширение внутри институциональных возможностей сдерживается рядом существующих ограничений, находящихся вне зоны компетенции ДОУ, которые могут привести к снижению конкурентоспособности ДОУ и утраты позитивного имиджа в системе дошкольного образования города. На данный момент мы уже начали внедрение конструктора в образовательный процесс ДОУ и видим много положительных изменений, которые происходят у участников проекта.

 

 

Научно-технический прогресс неумолимо движется вперед, при этом серьезно изменяются приоритетные задачи образования. В соответствии с этим на лидирующую позицию выходит одно из перспективных направлений деятельности образовательных 11 организаций с целью дальнейшего обеспечения профильных отраслей промышленности, науки, оборонного комплекса квалифицированными кадрами. Акцентируется внимание на робототехнику как важнейшее направление, с помощью которого в ближайшие 10-15 лет может быть обеспечена технологическая конкурентоспособность России. Государственную важность приобретает новый заказ образованию: введение в общеразвивающие программы таких педагогических решений, которые сформируют интерес к инженерной и информационной отраслям. Образовательная робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к обучению. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет ребёнка находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно. Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его. С помощью Лего-технологий формируются обучающие задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Разбивка заданий по блокам с усложнением задач планируется каждым педагогом самостоятельно с учетом, как начального уровня знаний детей, так и в процессе обучения с учетом усвоения материала. Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов: • Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); • Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); • Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; 12 • Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность); • Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); • Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; • Поисковый – самостоятельное решение проблем; • Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении. • Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях. Основная цель использования Лего-технологии и робототехники – это социальный заказ общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых компетентностей обучающихся. В процессе работы с конструктором обучающиеся знакомятся с ключевыми идеями, относящимися к информационным технологиям, многое узнают о самом процессе исследования и решения задач, получают представление о возможности разбиения задачи на более мелкие составляющие, о выдвижении гипотез и их проверке, а также о том, как обходиться с неожиданными результатами. Работа в команде является неотъемлемой частью всего процесса. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет), ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей дети могут создать в виртуальном конструкторе LEGO – в программе LEGO Digital 13 Designer. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDO. Для реализации проекта мы приобрели разновидовые и разновозрастные Лего конструкторы (Лего DUPLO, Лего WEDO, Лего - Конструктор «Первые конструкции», Лего-Конструктор «Первые механизмы», Тематические Лего конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные и др.), что позволит нам дать возможность желающим активным и творческим педагогам попробовать применение Лего-конструкторов в воспитательно-образовательном процессе в группах среднего и старшего дошкольного возраста. 6. Механизм реализации проекта

 

 

Для рекламы своей деятельности и привлечения внимания родителей к Леготехнологии и акциям в рамках проекта мы издаем буклеты, газеты, листовки, журнал «РобоМир», оформляем стенды; представляем свою работу в виде презентаций и видеопрезентаций, где мы берем интервью у участников проекта (репортажи, мнения).

 

ема: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»

 

Направление: социально-личностное

 

Группа: старшая

 

Начало работы: 01.09.2016 г.

 

Окончание работы: 26.05.2017 г.

 

Форма самообразования: индивидуальная

 

Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.

Задачи:

1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию и робототехнике.

2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.

3. Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.

Ожидаемые результаты:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

· умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

· овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;

· умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

У детей сформируется:

· творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;

· социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами робототехники;

· повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.

 

Основные вопросы:

· изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию и робототехнике (история возникновения LEGO-конструирования и робототехники);

· актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;

· цели и задачи LEGO-конструирования и робототехники в обучении детей дошкольного возраста;

· этапы работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;

· группы умений, формируемые конструированием;

· особенности LEGO-конструирования и робототехники детей дошкольного возраста;

· роль родителей в деятельности детей по конструированию;

· практическая реализация программ по LEGO-конструированию и робототехники;

· изучение педагогический опыт других педагогов;

· внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

 

Актуальность: На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:

· LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

· Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

· LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности.

· В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGO-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей:

- способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

o является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

o позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

o формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

o объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.

o сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

 

Основные принципы использования LEGO – технологий:

- доступность и наглядность;

- последовательность и систематичность обучения и воспитания;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.

 

Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:

В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:

- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и робототехники;

- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования и робототехники на развитие личности дошкольников.

Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.

 

 

В 2014 году на заседании Совета по науке и образованию президент РФ В.В. Путин заметил, что «лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости».

Таким образом, и в нашем государстве на самом высоком уровне прозвучал призыв к модернизации подходов в системе образования, к поиску инновационных решений и использованию в практике образовательных организаций успешных программ по развитию интеллектуального, инженерного, технического мышления будущих строителей нашего общества.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из ЛЕГО-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

 

Актуальность.

Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы ЛЕГО стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. ЛЕГО - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов ЛЕГО, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

 

Новизна программы.

Данная программа составлена на основе методических рекомендаций «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов ЛЕГО. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:

1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончании каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

 

Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

 

Задачи:

1. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

 

Направление образовательной деятельности - конструирование.

 

Срок реализации: 2 года.

 

Программа работы кружка «Самоделкин» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 5-7 лет по подгруппам (10 - 12 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей:

- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)

- в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)

В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (один раз в неделю).

 

Принципы ЛЕГО-конструирования

 

Основные принципы по ЛЕГО-конструированию:

- от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

 

Опираясь на ФГОС ДО (ст. 1.4. и 7, который предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, на Стандарт начального образования, который обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития, я поставила перед собой цель:

- повысить качество образования в нашем ДОУ, посредством создания научно-образовательной программы «LEGO - конструирование ».

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самые высокие требования гигиеничности, эстетичности, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются предпочтительными наглядными и развивающими игрушками. Этот конструктор побуждает работать как голову, так и руки.

Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

Игры с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором. Так моделирование из LEGO-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

 

Формы и методы работы:

методы формы и приёмы

наглядный Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления и приёмов подбора деталей (по цвету, форме, размеру), способов удержания их в руке). Рассматривание схем. таблиц, иллюстраций. Просмотр учебных фильмов, презентаций. Дидактические игры. Организация выставок.

Информационно - рецептивный Обследование LEGO-деталей с использованием различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой и размером, определения пространственных соотношений между ними (под, на, справа, слева…). Совместная деятельность ребёнка и педагога.

Репродуктивный Воспроизводство знаний своих способов деятельности (форма, собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по замыслу) практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приёмов работы. Проекты, игровые ситуации, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, элементарная поисковая деятельность.

словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение демонстрации образцов, различных вариантов моделей. Беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, чтение литературы.

проблемный Постановка проблемы и поиск её решения. Творческое использование готовых заданий, самостоятельное их преобразование

игровой Использование сюжетов игр для организации детской деятельности и различных персонажей для обыгрывания сюжета.

частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога и самостоятельно(в старшем дошкольном возрасте).

 

Виды занятий:

1. Свободное исследование (дети создают различные модификации простейших моделей или построек)

2. Под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель или конструкцию)

3. Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети делают модели или конструкции по собственному замыслу или проектам)

 

Формы подведения итогов и контроль за деятельностью детей, осуществляются посредством: • Наблюдений за работой детей на занятиях • Наблюдений за самостоятельной деятельностью детей • Совместной проектной деятельности детей и педагога, или детей и родителей • Участия в выставках творческих работ дошкольников и в конкурсах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: