Предпосылки крестьянской войны




Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»

Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина

 

Красноярск 2010 г.


Содержание

 

Введение.

Предпосылки крестьянской войны.

Степан Тимофеевич Разин.

Крестьянская война 1670-1671 гг.

Казнь Степана Разина.

Заключение.

Список литературы

 


 

Введение

 

В первой половине XVI в. степи по течению р. Дона заселялись беглыми крестьянами и холопами, а также мелкими посадскими людьми. Это были выходцы из Московского государства и частично из польской Украины, бежавшие от феодально-крепостнического гнета и называвшие себя «казаками».

Казаки жили и промышляли группами (куренями, юртами) по 10–20 человек, представлявшими собой боевые товарищества. Занимались они охотой, рыболовством и частично торговлей, но главным их промыслом являлась война — набеги за зипуном и ясырем (за добычей и пленными). Казак жил «вольно» и дорожил своей свободой.

Характерен моральный облик казаков. Они уважали храбрых, сильных и ловких воинов, презирали трусов, не терпели воровства, за убийство и измену казнили. Среди донских казаков было развито чувство товарищества, взаимной выручки в бою, забота о чести и славе Великого Войска Донского, обожание «тихого Дона Ивановича».

Введение Соборного уложения 1649 года, розыск и расправа над беглыми крестьянами, разорение многих селян и горожан вели к оттоку их на окраины страны, прежде всего на Дон. Донская казацкая вольница всегда привлекала беглых крестьян из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписанного закона «с Дона выдачи нет». Крестьян устраивали казачьи порядки: отсутствие помещиков и воевод, равенство казаков (хотя уже выделялись из их среды домовитые, зажиточные собратья, использовавшие труд бедных станичников, голытьбы), решение всех важных вопросов на кругах – общих сходках, выборность должностных лиц – атаманов и есаулов, их помощников. Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалование и мирилось с существовавшим там самоуправлением. Изначально казаки совершали набеги ради пропитания и завоевания пленных, но в 1670 году один из походов под предводительством (опытного, уже зарекомендовавшего на тот момент себя, атамана) С.Т. Разина перерос в войну.

В этой работе мы собственно и рассмотрим поход, приведший к восстанию, крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина. Более подробно познакомимся с личностью Степана Разина, выделим основные этапы войны и подведем итоги, к чему же привело народное восстание 1670-1671 гг.

 


 

Предпосылки крестьянской войны

 

Движение крестьян, холопов, казаков и городских низов ХVII в. в дореволюционной русской историографии эти события называлось «бунтом», в советской - «крестьянской войной». Причины выступления связаны с ухудшением положения наших слоев населения вследствие различных обстоятельств. Принятие Соборного Уложения 1649 г. привело к окончательному закрепощению крестьян. Крепостное право распространялось не только на владельческих, но и на другие категории крестьян, и в значительной степени на большинство посадского населения. Кроме того, правительство в середине ХVII в. издало ряд конкретных указов, отрицательно повлиявших на положение народа. Это, например, повышение налогов на соль, выпуск медных денег, рост налогов на содержание армии, так называемые стрелецкие деньги. Положение социальных низов значительно ухудшилось и вследствие активной внешней политики проводимой первыми Романовыми. Идейный и духовной кризис общества усугубился реформой патриарха Никона и церковным расколом.

Стремление власти ограничить казачью вольницу и интегрировать ее в государственную систему добавило напряженности. Обстановка на Дону обострилась также в связи с ростом голутвенного казачества, не получавшего, в отличие от «домовитых» (богатых казаков), жалованья от государства. Предвестником социального взрыва было восстание 1666 г. под руководством казачьего атамана Василия Уса, сумевшего дойти с Дона до Тулы, где к нему примкнули казаки и беглые холопы окружающих уездов. В волнениях 1660-х годов в основном участвовали казаки, а приставшие к ним крестьяне старались защитить интересы не всего своего сословия, а личные. В случае удачи крестьяне хотели стать вольными казаками или служилыми людьми. К казакам и крестьянам присоединились и те из посадских, что были недовольны ликвидацией по Соборному уложению 1649 г. в городах свободных от налогов и пошлин «белых слобод». Весной 1667 г. около Царицына появился отряд в шестьсот человек «голытьбы» во главе с С.Т. Разиным. Приведя казаков с Дона на Волгу, он начал «поход за зипунами», грабя караваны судов с казенным товаром. После зимовки, в Яицком городке (современный Уральск), казаки совершили набеги на владения иранского шаха – Баку, Дербент. Решет, обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Возвращение казаков в августе 1669 г. с богатой добычей на Дон укрепило славу Разина как удачливого атамана. К бесстрашному атаману потянулись тысячи казаков В созданном им на донском острове городке Кагальник началась подготовка к походу уже не «за зипунами», а «супротив» бояр. Новый поход Разина на Волгу начинается весной 1670 года.

 

Степан Тимофеевич Разин

 

Разин, Степан Тимофеевич (около 1630-1671) — предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17в.

Родился около 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем — его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф. Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662-1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав "ватагу" в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось "поход за зипунами" и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания "отстать от воровства". "Ватага" быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске "воровское полчище" и пополнил "ватагу" сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал "войско", придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его "ватаге" и не хотел идти с нею, распоряжался "жечь огнем и заколачивать до смерти". Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали "батюшкой".

В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт "казацкой войны" (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о "заговорённом от пули и сабли" разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе крепость на острове — городок Кагальник. На нем разинская "ватага" и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

Нужно отдать должное С.Т. Разину, по сей день помнят о нем, о его заслугах перед народом. Степан Тимофеевич Разин «сложил... голову в борьбе за свободу»— писал В. И. Ленин. Народ не забыл своего великого сына. На скорбную весть о гибели своего заступника он отозвался множеством песен и сказов. В простых и искренних словах оплакивала смерть любимого атамана казачья «голытьба».

Степан Разин — один из первых героев классовой и революционной борьбы, увековеченных в советском монументальном искусстве, и эта первоочередность — дань уважения и благодарности народной власти предводителю Крестьянской войны, короткая и бурная жизнь которого была отдана борьбе за лучшую долю для всех угнетенных. В лице Разина победивший пролетариат воздвигал памятник всем тем, у кого принял эстафету борьбы за народное счастье, за социальную справедливость.

По сей день молва о Стеньке Разине не утихла. Личность его увековечена в картинах, гравюрах, песнях, сказаниях. Сколько улиц названы его именем, деревни. Нет конца книгам и статьям, написанным о нем и о восстании под его предводительством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: