Ас-Сафарини сказал: «Слово сырат в арабском языке означает 'ясно обозначенный путь'. А как шариатский термин это слово означает мост, перекинутый над Адом, — пройдут по нему первые и последние, и это мост между Адом и Раем» [Ливами' аль-анвар аль-бахиййа].
Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» разъяснил убеждения приверженцев Сунны относительно Сырата, почерпнутые из хадисов: «Мы верим в Сырат. Это мост над Адом. После ухода с места предстояния люди направятся к Сырату, и, когда они приблизятся к нему, их окутает тьма. 'Аиша передаёт: "Посланника Аллаха спросили: <А где будут люди, когда изменятся небеса и земля?' Он ответил: <Они будут в темноте недалеко от Сырата>" » [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].
Ас-Сафарини (да помилует его Аллах) рассказал об убеждениях представителей различных направлений относительно Сырата: настоящий ли это мост, или же это метафора? После этого он приводит мнение приверженцев истины, основанное на аятах и хадисах: «Все они согласны относительно того, что Сырат существует. Однако приверженцы истины считают, что Сырат — это настоящий мост, перекинутый над Адом. Он острее меча и тоньше волоса. Кади 'Абд-аль-Джаббар аль-Му'тазили и многие из его последователей отвергли такое понимание, сказав, что если бы он действительно был таким, по нему невозможно было бы пройти. И даже если допустить, что пройти по такому мосту всё-таки возможно, это явное мучение, а верующих и праведных не будут подвергать мучениям в Судный день. Они утверждали, что имеется в виду дорога в Рай, о которой сказал Всевышний; "Он поведёт их прямым путём, исправит их положение" (сура 47 "Мухаммад" аят 5), и дорога в Ад, о которой также сказал Всевышний: "...и укажите им на путь в Ад" (сура 37 "Выстроившиеся в ряды", аят 23). Некоторые связали его с ясными доказательствами, дозволенными вещами и дурными делами, о которых человек будет спрошен и за которые ответит. Все это
ГЛАВА 14. ОБИТАТЕЛИ РАЯ – НА ВЕЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В РАЙ, ОБИТАТЕЛИ ОГНЯ – В ОГОНЬ 465
|
это ложные и безосновательные утверждения, поскольку мы должны понимать текст в прямом смысле. Переход по такому мосту — вещь не более удивительная, чем, скажем, хождение по воде или полёт и зависание в воздухе. А Пророк ответил на вопрос о том, как же неверующие во время Сбора будут передвигаться на своих лицах, что Аллах способен на всё. Выдающийся учёный аль-Карафи не признавал, что Сырат будет тоньше волоса и острее меча, а до него такое же мнение высказывал шейх аль-'Изз ибн 'Абд-ас-Салям. Однако правда все же состоит в том, что о Сырате упоминается во многих достоверных хадисах, из которых следует, что он — настоящий, и нет оснований для того, чтобы давать его описаниям какие-то толкования. В "Сахихах" аль-Бухари и Муслима, а также в "Муснадах", "Сунанах" и прочих "Сахихах" содержится бесчисленное множество хадисов, в которых говорится о том, что Сырат — это мост над Адом, по которому пройдут все люди, однако проходить они по нему будут по-разному» [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа].
Аль-Куртуби упомянул о тех, кто считает, что Сырат — это метафора, образное выражение, и даёт искажённое толкование вполне ясным текстам, в которых он упоминается: «Некоторые из тех, кто предъявлял претензии к хадисам, в которых говорится о том, что Сырат тоньше волоса и острее меча, утверждают, что здесь имеется в виду трудность или же лёгкость его преодоления человеком в зависимости от его благих и дурных дел, и границ этого не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха, поскольку это сокрыто, неизвестно. А всё сокрытое, неясное принято называть словом дакик (которое имеет ещё значение 'тонкий'), и утверждение о том, что Сырат тоньше волоса, — из того же ряда. А слова о том, что Сырат острее меча, означают, что Аллах даёт Своим ангелам точное, чёткое повеление касательно преодоления людьми Сырата. Они тут же спешат исполнить это веление в точности. При этом оно неотвратимо — точно так же, как меч, когда держащий его изо всех сил вонзит его во что-то, неотвратим. Если сказать, что Сырат действительно острее меча и тоньше волоса, то это будет противоречить хадисам, в которых говорится о том, что ангелы стоят по обеим сторонам Сырата и что на нём есть крючья и шипы, и те, кто будет проходить по Сырату, будут падать на живот, поскальзываться, падать и снова вставать. Упоминается также, что среди проходящих по Сырату будет человек, которому будет дарован свет, освещающий лишь его ноги. Это
|
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 466
указывает на то, что на Сырате будет достаточно места для того, чтобы поставить ступни... А нечто толщиной с волос, конечно же, не позволяет осуществить всё это» [Куртуби. Тазкира].
Далее аль-Куртуби отвечает на все эти заявления: «Всё упомянутое неприемлемо и опровергается упомянутыми нами хадисами и обязательностью веры в это. Тот, Кто способен удерживать в воздухе птицу, способен удержать верующего на Сырате, а также даровать ему способность идти по Сырату или даже бежать. Утверждать, что это не реальность, а лишь метафора, можно лишь в том случае, если это не может быть реальностью, а в этом нет ничего невозможного, поскольку об этом говорится в хадисах, которые к тому же переданы надёжными и достойными доверия имамами... А кому Аллах не даровал света, у того никогда не будет света» [Куртуби. Тазкира].
|
Переход по Сырату— назидание
Аль-Куртуби говорит: «А теперь представь себе, какой страх одолеет тебя, когда ты увидишь Сырат — такой узкий. А потом взгляд твой обратится на темнеющий внизу Ад. Твоего слуха достигнет рёв пламени. И вот ты должен пройти по этому Сырату. Ты слаб, и сердце твое замирает от страха. Ноги твои дрожат, ты оступаешься. Спина твоя отягощена бременем твоих грехов настолько, что это помешало бы тебе идти даже по ровной земле, не говоря уже об узком Сырате. Представь же: ты ставишь на него одну ногу и чувствуешь, какой он острый, но ты вынужден поднять вторую ногу... Люди, идущие перед тобой, поскальзываются и спотыкаются. Из Огня их хватают крючьями, и ты видишь, как головы их склоняются к Огню, а ноги поднимаются. Какое ужасное зрелище! Как тяжек этот путь! Как мало шансов на спасение!» [Куртуби. Тазкира].
Аль-Куртуби также сказал: «Представь себя, брат мой, в тот момент, когда ты подойдёшь к Сырату, и вступишь на него, и посмотришь на Ад под тобой, тёмный и страшный. Пламя его бушует и поднимается... А ты то идёшь, то ползёшь...»
Душа моя не пожелала покаяться. Так что же делать мне
В тот День, когда предстанут люди перед Обладателем величия
И встанут из могил своих, будто пьяные,
С грехами своими, горам подобными?
ГЛАВА 14. ОБИТАТЕЛИ РАЯ – НА ВЕЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В РАЙ, ОБИТАТЕЛИ ОГНЯ – В ОГОНЬ 467
Сырат протянут, чтобы они прошли по нему,
И некоторые из них упадут на левую сторону,
А некоторые дойдут до садов Эдема,
И встретят их невесты с благовониями,
И скажет Господь такому: «О правдивейший!
Простил Я тебе грехи твои — не беспокойся».
А другой поэт сказал:
Когда Сырат протянут над Огнём,
И он на ослушников и грешников нападает.
Одни в Аду, и им — погибель.
Другие в Раю, и им отдохновенье...
Открылась истина и всё сокрытое,
И слышишь: «Горе мне!» — а вслед — стенания...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абу Я'ля Ахмад ибн 'Али аль-Маусыли. Аль-Муснад аль-кабир = Большой [сборник хадисов, расположенных] по передатчикам
Абу ас-Сана Махмуд ибн 'Абдаллах ибн Мухаммад аль-Хусейни аль- Алюси. Рух аль-ма'ани фи тафсир аль-Кур'ан аль-'азым ва ас-саб' аль-масани = Дух значений в толковании Великого Корана и семи повторяемых
Абу 'Абдаллах Ахмад ибн Мухаммад Ибн Ханбаль аш-Шейбани. Аль-Муснад = [Сборник хадисов, расположенных] по передатчикам
Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Байхаки. Ас-Сунан аль-кубра = Большой [сборник хадисов о] Сунне [Пророка]
Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Исма'иль аль-Джу'фи аль- Бухари. Аль-Джами' ас-сахих = Сборник достоверных хадисов
Абу Мухаммад 'Абдаллах ибн 'Абд-ар-Рахман ад -Дарими. Аль-Муснад аль-'али аль-ма'руф би Сунан ад-Дарими = Высокий [сборник хадисов, расположенных] по передатчикам, известный как Сунан ад-Дарими
Абу ас-Са'адат аль-Мубарак ибн Мухаммад аль-Джазари. Джами' аль-усуль фи ахадис ар-расуль = Собрание основ в хадисах Посланника
Абу аль-Фида' Исма'иль ибн 'Умар Ибн Касир аль-Кураши аль-Бусрави. Аль- Бидайа ва ан-нихайа = Начало и конец
Абу аль-Фида' Исма'иль ибн 'Умар Ибн Касир аль-Кураши аль-Бусрави. Ан-Нихайа фи аль- фитан ва аль-маляхим = Предельно [подробное описание] смут и битв
Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини (известный как Ибн Маджа). Ас-Сунан = [Сборник хадисов о] Сунне [Пророка]
Абу аль-Фарадж 'Абд ар-Рахман ибн Ахмад Ибн Раджаб аль-Ханбали. Ат- Тахвиф мин ан-нар = Предостережение от Огня
Абу Хатим Мухаммад Ибн Хиббан ат-Тамими ад-Дарами аль-Бусти. Ат-Такасим ва-ль-анва' аль-ма'руф би Сахих Ибн Хиббан = [Сборник хадисов, расположенных] по разделам и категориям, известный как Сахих Ибн Хиббана
Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад аль- Куртуби. Ат- Тазкира = Напоминание
Ибн Манзур. Лисан аль-'араб = Язык арабов
Мухаммад ас-Сафарини аль-Ханбали. Лявами' аль-анвар аль-бахиййа ва саваты' аль-асрар аль-асариййа = Блики великолепного света и сияние древних тайн
Хафиз ибн Ахмад аль-Хукми. Ма'аридж аль-кубуль = Ступени принятия
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ472
Таки-ад-дин Ахмад ибн Таймийя. Маджму' аль-фатава = Сборник фетв
Аль-Хатыб ат-Тебризи. Мишкат аль-масабих = Светильник с [множеством] огней. [Сборник хадисов]
Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нишапури. Аль-Джами' ас-сахих = Сборник достоверных хадисов
Мухьи-ад-дин Абу Закария Яхья ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафи'и ан -Навави. Шарх Сахих Муслим = Комментарии к сборнику Муслима
Абу Абд-ар-Рахман Ахмад ибн 'Али ибн Шу'айб ан- Наса'и. Ас-Сунан аль-кубра = Большой [сборник хадисов о] Сунне [Пророка]
Мухаммад Насыр-ад-дин аль-Албани. Сахих аль-джами' ас-сагир = Достоверные сообщения в труде «Аль-Джами' ас-сагир»
Мухаммад Насыр-ад-дин аль-Албани. Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха = Цепочка достоверных хадисов
Абу аль-Касим Сулейман ибн Ахмад ат -Табарани. Аль-Му'джам аль-кабир = Большой свод [хадисов]
Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари. Джами' аль-байан 'ан та'виль ай аль-Кур'ан аль-ма'руф би Тафсир ат-Табари = Сборник ясных толкований аятов Корана, известный как Тафсир ат-Табари
Абу 'Иса Мухаммад ибн 'Иса ат -Тирмизи. Ас-Сунан = [Сборник хадисов об обычаях] — Сунне [Пророка]
Абу аль-Фадль Ахмад ибн 'Али Ибн Хаджар аль-Кинани аль-'Аскаляни. Фатх Аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари = Озарение от Создателя: комментарии к [сборнику хадисов] «Сахих» аль-Бухари
аль-Хаким Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Абдаллах ан-Нишапури. Мустадрак 'аля-с-сахихайн = [Сборник хадисов], дополняющий два [сборника] достоверных [хадисов]
'Али ибн 'Али ибн Мухаммад ибн Абу аль-Изз ад-Димашки. Шарх аль-'акида ат-тахавиййа = Комментарии к труду «Аль-'Акида ат-тахавиййа»
Оглавление
От издательства................................................................... 5
Малое воскрешение...................................................................... 7
Вступление........................................................................... 8
Глава 1. Что такое «малое воскрешение»?.............................. 12
Малое воскрешение.................................................................. 12
Барзах............................................................................... 13
Смерть.............................................................................. 14
Глава 2. Агония.......................................................................... 20
Приход ангелов смерти........................................................... 20
Предсмертные муки......................................................... 25
Желание человека при наступлении смерти вернуться в
этот мир............................................................................ 28
Радость верующего при вести о предстоящей встрече с
его Господом................................................................... 30
Приход шайтана в последние минуты жизни человека. ........ 30
Причины дурного конца........................................................... 32
Когда к пророкам приходит смерть, им предоставляется выбор. 37
Глава 3. Путешествие души (духа) по небесам.............. 38
Глава 4. Могила.................................................................. 42
Ужас могилы............................................................................ 42
Сдавливание в могиле...................................................... 43
Испытание в могиле......................................................... 43
Блаженство и мучения в могиле..................................... 46
В смерти для нас назидание……………………………… 66
ОГЛАВЛЕНИЕ 475
Глава 5. Дух и душа............................................................ 76
Определение и разъяснение............................................ 76
Имеет ли душа какие-то определённые, известные нам
свойства?.......................................................................... 77
Независимость души от тела.......................................... 78
Местопребывание души в теле................................................ 81
Душа сотворена........................................................................ 81
Доводы тех, кто утверждает, что душа не сотворена............ 84
Виды душ......................................................................... 87
Умирает ли душа?.................................................................... 88
Местопребывание души (духа) в барзахе............................... 88
Кажущееся несоответствие и объяснение его......................... 91
Мучениям в барзахе подвергается только душа, или
только тело, или же и то и другое вместе?............................. 92
Знает ли человек что-нибудь о происходящем в этом
мире после своей смерти?........................................................ 93
Глава 6. Время наступления Судного дня...................... 95
Час грядёт, и в этом нет сомнения........................................... 95
Час этот близок......................................................................... 98
Никто не знает, когда именно наступит Судный день... 101
Почему время наступления Судного дня скрыто от нас? 103
Нельзя пытаться узнать точное время наступления
Судного дня..................................................................... 104
Почему время наступления Судного дня нельзя
определить? …………………………………………………. 107
Признаки приближения Судного дня и знамения.......... 109
Какую пользу может принести нам знание о грядущих
событиях, указывающих на приближение Судного дня? 109
Признаки приближения Судного дня делятся на большие
и малые............................................................................ 115