Некоторые учёные считают, что упомянутое в аяте «каждый из вас придёт туда. Таково окончательное решение твоего Господа» (сура 19 «Марьям», аят 71) приход к Огню означает непосредственно вхождение в него. Это мнение Ибн 'Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом). В качестве доказательства он приводил слова Всевышнего относительно фараона «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь» (сура 11 «Худ», аят 98), а также Его слова «...а грешников погоним в Геенну, словно на водопой» (сура 19 «Марьям», аят 86), и «Если бы они были
179 Этот хадис слабый, о чём уже упоминалось выше.
ГЛАВА 14. ОБИТАТЕЛИ РАЯ – НА ВЕЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В РАЙ, ОБИТАТЕЛИ ОГНЯ – В ОГОНЬ 463
богами, то не вошли бы туда» (сура 21 «Пророки», аят 99). Муслим аль-А'вар передаёт от Муджахида: «"Каждый из вас придёт туда" — то есть войдёт в Огонь» [Ибн Раджаб. Тахвиф].
Другие учёные считают, что здесь подразумевается прохождение по Сырату. Комментатор книги «Аль-'Акида ат-тахавиййа» говорит: «Толкователи Корана разошлись во мнениях относительно того, что именно подразумевается в аяте "Каждый из вас придёт туда". Наиболее вероятно, что имеется в виду всё-таки прохождение по Сырату. Всевышний сказал: "Мы спасём богобоязненных, а творивших несправедливость оставим там стоять на коленях". А в "Сахихе" упоминается о том, что Пророк сказал: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёт в Огонь никто из тех, кто принёс присягу под деревом". Хафса сказала: "Я сказала: <0 Посланник Аллаха! Разве не сказал Аллах: 'Каждый из вас придёт туда'? > Он же сказал: <Разве ты не слышала, что Он сказал: 'Мы спасём богобоязненных, а несправедливых оставим там стоять на коленях'?> ". Пророк указал на то, что приход к Огню вовсе не означает непременное вхождение в него и что спасение от зла вовсе не означает, что само это зло обязательно свершится, — оно указывает лишь на то, что все причины этого зла в наличии. Например, о том, кого преследовал враг, чтобы погубить его, но не настиг, говорят: "Аллах спас его от врага" Поэтому Всевышний сказал: "Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Худа", "Когда же явилось Наше веление, Мы по милости Своей спасли Салиха", "Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Шу'айба". При этом наказание не коснулось их — оно постигло других. Но, если бы Аллах не даровал им то, что стало причиной их спасения, их постигло бы то же, что постигло остальных. Точно так же дело обстоит с теми, кого приведут к Огню: они пройдут над ним по Сырату, а потом Аллах спасёт богобоязненных и оставит несправедливых стоять на коленях вокруг Ада. Пророк разъяснил в приведённом нами хадисе Джабира, что приход к Огню — это приход к Сырату» [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа].
|
На самом деле люди придут к Огню два раза. Это приход неверующих — обитателей Ада. Они не только приблизятся к Огню, но и войдут в него, и в этом не может быть никаких сомнений. Всевышний сказал о фараоне: «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь. Отвратительно
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 464
то место, куда они пойдут!» (сура 11 «Худ», аят 98).
То есть — отвратительно то место, куда они войдут.
А второй приход — это приход приверженцев единобожия, то есть их прохождение по Сырату описанным в хадисах образом.