Развитие экономики и внешней торговли




 

В 1991 г. все государства СНГ начали экономические реформы, которые ха­рактеризуются как общими (либерализацияцен и внешнеэкономической дея­тельности, стремление к конвертируемости национальных валют, приватизация Государственной собственности), так и специфическими (преодоление внешней зависимостив сырьевой, продовольственной, военной и других областях) мера­ми.

____________________________________________________-

5. Содружество Независимых Государств. 2000 г Статежегодник Статкомитет СНГ – М., 2001 С. 13

 

К позитивным итогам постсоветской эво­люции стран Содружества можно отнести до­стижение относительной стабилизации курсов национальных валют. Практически все госу­дарства пережили период высокой инфляции; сегодня лишь в Белоруссии этот показатель (индекс потребительских цен) превышает40%. Начальный этап реформ завершился фор­мированием основных рыночных институтов. В рассматриваемых постсоветских государ­ствах складывается новая законодательная база, заработали (пусть далеко не в полную силу) фондовые рынки. Проведена определен­ная работа по созданию национальных валют­ных рынков, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. В результате достигнута внутренняя конвертируемость на­циональных валют, хотя пока по преимуществу формальная6. Курсы ограниченно конвер­тируемых валют стран СНГ формируются на внутреннем валютном рынке главным образом на основе спроса и предложения.

Эти по­зитивные тенденции, безусловно, закладывают предпосылки для активизации сотрудничества в валютно-финансовой сфере и преодоления сохраняющейся разобщенности валютных и фондовых рынков России и ее постсоветских партнеров. Создаются условия для согласова­ния движения капиталов между странами (от­сутствие соответствующих норм затрудняет трансграничное инвестирование российских компаний), а также для взаимной увязки ва­лютных механизмов в рамках региональных группировок стран СНГ.

Происходят серьезные преобразования форм собственности, идет становление част­ного сектора. В последнее время прежние аут­сайдеры в области приватизации крупной про­мышленности - Украина и Белоруссия - приняли принципиальные политические реше­ния, касающиеся активизации этого процесса и вовлечения в него иностранных инвесторов, в том числе из России и других государств СНГ. Украина в 2001—2002 гг. интенсивно продава­ла контрольные пакеты акций своих крупней­ших предприятий базовых отраслей (энерге­тики, цветной металлургии, нефтепереработ­ки и машиностроения), привлекая в качестве покупателей и российских стратегических ин­весторов7. Белоруссия в 2002 г. начала акцио­нирование предприятий базовых отраслей, в первую очередь нефтеперерабатывающих, зая­вив о перспективе продажи части государ­ственных пакетов акций в обмен на инвести­ции в модернизацию отрасли8

__________________________________________________________

6.Семь из двенадцати стран СНГ (Россия, Украина, Армения. Молдавия, Казахстан, Киргизия иБелорус­сия) уже присоединились к статье VIII Устава МВФ о применении обратимости национальных валют по теку­щим операциям. В настоящее время вводит обратимость своей валюты и Узбекистан.

.

В ходе проводимых рыночных реформ рас­ширяются возможности допуска иностранных инвесторов в промышленность и в финансовый сектор, на страховой рынок стран СНГ. Все это создает важные предпосылки для ак­тивизации деятельности хозяйственных субъектов на внутреннем и на внешних рын­ках. Это мы и наблюдаем сегодня в постсовет­ском ареале, где бизнес становится важным проводником процессов экономического сближения — либо посредством установле­ния новых хозяйственных связей, либо на ос­нове восстановления в рыночном режиме эле­ментов прежних схем межреспубликанского сотрудничества.

Экономический рост в СНГ в сочетании с продвижением стран в рыночном направле­нии порождает новые формы хозяйственного сотрудничества России с партнерами по Со­дружеству, немыслимые в 90-е годы: пере­крестное акционирование объектов промыш­ленности и инфраструктуры, прямое инвес­тирование со стороны хозяйствующих субъек­тов разных государств и активизацию созда­ния совместных предприятий, покупку собст­венности на территории других стран постсо­ветского пространства, перенос производств на территорию соседней страны-партнера, вы­куп акций и предприятий за долги, создание раз­личного рода интегрированных транснацио­нальных корпораций6. И если сегодня можно говорить о вызревании в самих переходных экономиках реальных предпосылок для под­линно рыночной интеграции России со стра­нами СНГ, то именно в смысле развития кон­тактов непосредственных хозяйствующих субъектов, развертывания микроуровневых хозяйственных связей.

__________________________________________________________

7. Подробно об этом см, Косикова Л. Приватизация на Украине: тенденции, проблемы, внешний фактор// Вестник Содружества. – 2002.- №№9-10.

8. Черковец О. Возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста)// Российский экономический журнал. – 2003. - №7

 

На­блюдаются тенденции оживления как торго­вых, так и кооперационных связей между Россией и ее постсоветскими партнерами. Благо­приятное влияние на развитие взаимного со­трудничества в период 2000—2002 гг. оказала также конъюнктура мирового рынка, особен­но рынка энергоносителей. В 2000-г. товарооборот России с государствами СНГ достиг 25.4 млрд. долл. (увеличившись почти на 34%) и далее стабилизировался: в 2002 г. его объем составил 25.8 млрд., в том числе экспорта — 15.6 млрд. (рост на б.7%), импорта— 10,2 млрд. (снижение на 8,9%), В 2003 г. объем тор­говли РФ со странами СНГ, как ожидается, увеличится почти на 30%, составив примерно 27 млрд. долл.

Рост взаимной торговли и резкое повыше­ние интереса новых независимых государств к российскому рынку связаны не только с их внутренним экономическим ростом. Важнее то, что многие из них столкнулись с серьезны­ми барьерами на пути переориентации хозяй­ственных связей на рынки «дальнего зару­бежья», происходившей параллельно дезин­теграции постсоюзного экономического про­странства. Сегодня эйфория «открытия» ми­ровому рынку неконкурентоспособных, силь­но подверженных влиянию внешней конъюн­ктуры экономик, постепенно проходит. Ска­жем, страны СНГ убедились в практической невозможности наращивания выгодных для них экспортных поставок за пределы Содру­жества — вследствие как слабости соответ­ствующего собственного потенциала и узости номенклатуры конкурентоспособных това­ров, так и применения протекционистских мер со стороны ведущих импортеров по отноше­нию к их товарам (те постсоветские государ­ства, которые не получили статуса «стран с рыночной экономикой», особенно

___________________________________________________________

9. Винслав. Ю. Утверждая научные принципы убавления интегрированными корпорациями// Российский экономический журнал. — 2001. — №10.-С16-19.

сильно ощущают протекционизм в форме антидем­пинговых расследований10. В результате к нашим партнерам приходит понимание того, что развивать многие отрас­ли обрабатывающей промышленности они могут только в расчете на расширение сбыта их продукции в России и других государствах Содружества. Отсюда и рост в последние годы популярности идеи создания многосторонней зоны свободной торговли или хотя бы двусто­ронних (с Россией) зон. Заинтересованность в российском рынке готовых изделий сегодня проявляют практически все страны СНГ (кро­ме экспортирующих на мировой рынок преи­мущественно сырье).

Важнейшим фактором оживления хозяй­ственных связей на постсоветском простран­стве, причем в наиболее прогрессивных фор­мах (производственно-технологической коопе­рации и инвестиционной деятельности), как уже отмечалось, становится активность ры­ночных субъектов — промышленных компа­ний и банков, в первую очередь российских. В своей промышленной стратегии крупные оте­чественные компании учитывают маркетин­говые условия «ближнего зарубежья»; отчет­ливо прослеживается «точечная» экспансия экспортоориентированного российского биз­неса в страны СНГ11. Предприятия отраслей российской индустрии, обладающие наиболь­шим экспортным потенциалом и накопившие за последние годы инвестиционные ресурсы (нефтегазовой, алюминиевой и энергетики), проявляют интерес к расширению своей сырьевой базы, а также к производственным мощностям

________________________________________________________________________________________________

10. Коллективный протекционизм стран ЕС становится все более изощренным: применяются не только квотирование, лицензирование или антидемпинговые пошлины, но и требования к стандартам и качеству товаров и услуг. Пример — пресловутая история с авиаперевозками (требования по уровню шумов).

11См.: Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве/ Проблемы постсоветских стран. Вып. 4. — М, ИМЭПИ РАН, 2002.

 

по первичной переработке сырья, выстраивая на постсоветском пространстве вертикально интегрированные корпоративные структуры Можно привести немало прецедентов на­лаживания новых хозяйственных связей, яркий пример здесь являют российско-украинские отношения12. Экономические связи России и Украины, как известно, складывались далеко не безоблачно, и до сих пор остаются фоку­сом межгосударственных противоречий (во многом по политическим причинам). И все же российские компании активно осваивают украинский рынок, особенно после новейших реформационных подвижек. Так, развернув­шиеся на Украине после 2000 г. вышеупомя­нутые процессы приватизации крупной про­мышленной собственности при разрешении доступа иностранных стратегических инвесто­ров привели к оживлению производства на многих предприятиях и в целых отраслях, в том числе на основе кооперации с российскими добывающими компаниями. Последние, ста­новясь собственниками или совладельцами украинских заводов, включают их в свои экс­портные цепочки в качестве перерабатываю­щих звеньев. Подобную стратегию осущест­вляют, например, «ЛУКойл» и ТНК. создающие вертикально интегрированные межстрановые компании, а также «Газпром», «Русский алю­миний» и др13

_______________________________________________________________________________________________

12. См.: Косикова Л. Производственное сотрудничество России с Украиной: тенденции и противоре­чия// Российский экономический журнал//. — 2002. — № 2.

13. См.: Косикова Л. Приватизация промышленности на Украине и участиев ней российских компаний/ Проблемы постсоветских стран/. Вып. 4

 

. «Гиганты российского капитала» проникают, в частности, в Армению: «Русал» участвует в выпуске на ее территории алюми­ниевой фольги; «Газпром» учредил в этой рес­публике СП, а также вынашивает планы по строительству газопровода, связывающего Армению и Иран. Оживление взаимной кооперации стран Содружества — это и ответная реакция на дей­ствия ряда иностранных инвесторов, обманув­ших завышенные ожидания новых независи­мых государств. Сегодня последние, наконец, в полной мере осознали, что интересы запад­ных инвесторов заключаются вовсе не в по­мощи постсоветским республикам, «освобо­дившимся из-под гнета имперского СССР», а в максимизации собственной прибыли. Поэто­му в конкретных управленческих решениях и в разработке конкретных инвестиционных проектов предпочтение нередко отдается вариантам сотрудничества с Россией, а не с за­падными партнерами — просто на основе ито­гов расчетов сравнительной эффективности. Так, недавно началась сборка грузовых авто­мобилей марки «КамАЗ» на Гянджинском автомобилестроительном заводе в Азербайд­жане. Ранее рассматривалась возможность восстановления этого автозавода для выпуска грузовиков «Мерседес» и «Рено», однако из-за высокой стоимости и недостаточной емко­сти внутреннего рынка проекты с участием соответствующих западных фирм были откло­нены.

В общем, в хозяйственном взаимодействии стран СНГ на рубеже веков наметились тен­денции к реальной производственной интег­рации на микроуровне и к оживлению торго­вых связей, ориентированных на постсовет­ский, особенно на российский, рынок. Одна­ко эти процессы (прогнозировавшиеся специа­листами еше в середине 90-х годов14, а ныне набирающие силу) суть лишь исходные, не­обходимые, но явно недостаточные предпо­сылки рыночной интеграции новых независи­мых государств. Подкрепить отмеченные пред­посылки можно, лишь активизировав субъек­тивный фактор — экономическую политику, которая должна быть более целенаправленной, эффективной и безусловно проинтеграционной. т.е. коллективно обособляющей регио­нальную группировку от остальных конкурен­тов (пропагандируемая же иногда модель «от­крытой интеграции», как говорится, противо­речива по определению). Активизация интеграционной политики России в постсоветском ареале тем более важ­на, что наряду с охарактеризованными выше позитивными тенденциями к хозяйственному сближению сохраняются, как уже отмечалось, тенденции к дезинтеграции и фрагментации соответствующего пространства.

____________________________________________________________

14См., например: Кириченко. В.Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ// Российский экономический журнал. — 1995. — № 1;

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: