Государственная территория
В.Т. Батычко
Международное право
Без территории немыслимо существование государства. Как жизнь
человека невозможна вне тела, так и полноценная жизнь государства неосуществима вне территории. Данная проблема чрезвычайно широка и затрагивает как общие для юриспруденции вопросы, так и специальные, требующие обращения к международному праву и различным отраслям национального права.
Территория, наряду с категориями «народ» и «власть», составляет триаду
элементов, формирующих государство. Она является обязательным признаком государства, неотъемлемым естественным условием существования государтва, материальной основой жизни организованного в государство общества.
Объективно представляя собой пространственные пределы осуществления
государственной власти, территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства, либо с его слабостью и уязвимостью. Но территория – не просто особого рода пространство. Для нее характерны не только специфические пространственные критерии, но и многие другие характеристики. В их числе:
• размеры, т. е. общая площадь;
• протяженность с севера на юг и с запада на восток;
• компактность, т. е. сконцентрированность в единое целое;
• географическое положение на карте мира, в том числе наличие рек и выхода к морю.
Территория — это часть земного шара, на которой государство осуществляет свое верховенство, являясь высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах этой территории.
В состав территории входят суша с ее недрами, воды, включая морское дно, и лежащее над сушей и водой воздушное пространство. В воздушное пространство входят тропосфера, стратосфера и какая-то часть вышележащего пространства, доступного для полетов.
Верховенство государства на своей территории — это его возможность применять в соответствии с законом все средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам на этой территории, если нет соглашения об ином. Законы государства, как известно, могут распространяться на своих граждан за пределы государственной границы; властное принуждение — нет.
Территория государства целостна и неприкосновенна. Впервые этот принцип был провозглашен французской буржуазной революцией 1789 г. Наша Октябрьская революция 1917г. этот принцип подтвердила. Из него исходит в своей политике большинство государств мира.
Устав ООН (1945 г.) запретил применение силы против «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства». Соответствующие разделы имелись в договорах СССР с ФРГ (12 августа 1970 г.); ПНР с ФРГ (7 декабря 1970 г.); в Декларации ООН о принципах международного права и сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН; в Хельсинкском заключительном Акте, где говорится: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы» (ст. III).
Развитие общества требовало определенности в постоянном или временном статусе
той или другой территории, и к середине ХХ в. сложилось пять видов территорий:
1) государственная территория;
2) международная территория;
3) территория со смешанным режимом;
4) территория с переходным режимом;
5) административная территория как
часть государственной.
Первые четыре вида территории связаны с ее правовым режимом в межгосударственных отношениях, последний отражает конституционную позицию во внутреннем (национальном) праве.Государственные территории – это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств.
Территория с международным режимом– это пространство, на которое не распространяется суверенитет какого либо государства. Она определяется также как территория, принадлежащая всем (res communis). Эти территории не подлежат национальному присвоению и открыты для
исследования и использования всеми государствами в соответствии с нормами международного права.
К международной территории традиционно относятся:
• открытое море;
• Антарктика;
• воздушное пространство над открытым
морем;
• дно морей и океанов за пределами на_
циональной юрисдикции;
• космическое пространство, включая
Луну и другие небесные тела.
Территории со смешанным правовым режимом – экономическая зона и континентальный шельф. Данные территории ненаходятся под суверенитетом государства,не входят в состав государственной территории, но прибрежное государство обладает суверенными правами на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих в нему континентального шельфа и экономической зоны.
Территории с временным (переходным)правовым режимом, также как и предыдущие, относятся к сфере международного права. Среди них: несамоуправляющиеся
территории, подмандатные и подопечные территории, территории с неопределившимся статусом, ничейные территории, а также территории, в отношении которых осуществляются совместные суверенитеты, прежде всего кондоминиум.
К территориям с переходными режимами относятся существовавшие ранее колониаль ные территории, протектораты и доминионы.