ТАЙНА СВЯТИЛИЩА «БОЛЬШИЕ АЛЛАКИ»




23.09.2017

На севере Челябинской области, недалеко от города Касли, на берегу озера Большие Аллаки находится одна из самых загадочных достопримечательностей Южного Урала – древнее святилище, названное в честь одноименного озера. Древний комплекс раскинулся на берегу чистейшего озера, в пятидесяти метрах от озерной глади расположись 14 огромных каменных глыб-исполинов. Именно здесь в древности шаманы отправляли обряды и приносили жертвы языческим богам. До сегодняшнего дня на камнях сохранились древние рисунки, неизвестного художника, запечатлевшего события мистического танца шамана, пронеся память о сакральных действах на берегу уральского озера сквозь века.

Тот факт, что в радиусе нескольких километров от искомого объекта более никаких скальных выходов не наблюдается, лишь бескрайние лесостепи, определили второе название этого объекта – «Каменные палатки».

Средняя высота каменных палаток достигает около десяти метров, расположены объекты в форме полукруга. Чем не идеальные условия для организации здесь культового места. Логика древних была проста: чем более необычно выглядит отдельный участок местности, то тем выше шанс, что именно этот клочок земли более приглянулся богам, соответственно, именно здесь «связь с ними» будет более надежной. А в случае с «Каменными палатками», то здесь и сомнений не возникнуть не могло, некоторые камни обличены природой в антропоморфные формы, то есть напоминают лики людей и мифических существ. Примечательно, что одна из скал напоминает лицо человека.

Эта так называемая личина находится на боковой (восточной) поверхности скалы в северной группе скал. Она отчетливо видна лишь при определенном освещении и на определенном расстоянии от объекта, как правило, когда солнце находится в зените, смотрящий должен находится за несколько сот метров от скалы. На поверхности камня встречаются каменные чаши и сквозные отверстия. Сегодня, когда, казалось бы, наука смогла объяснить многое из всего необъяснимого, многие до сих пор считают, что каменные останцы и вовсе являются рукотворными созданиями, так сильно они схожи с чем-то знакомым и так сильно человек хочет верить в «чудо».

Впрочем, этот факт лишний раз подтверждает, что человек и в наши дни относится к этому месту по особенному. На деле гигантские камни созданы природой и это неоспоримый факт. Тысячи лет назад на этом месте находилась гранитная скала, которая под воздействием полного набора стихий дрогнула и рассыпалась, превратившись в серию уникальных каменных останцев. Кои и были запримечены нашими пращурами около семи тысяч лет назад.

История

Этот удивительный археологический памятник был открыт археологом Владимиром Яковлевичем Толмачевым в 1914 году. Он первым зарисовал все найденные наскальные рисунки. Многие из них теперь и остались лишь на бумаге. К сожалению, нерадивые туристы замазали краской и закоптили большую часть древней живописи. В ходе раскопок Толмачев обнаружил каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики, гранитную плиту круглой формы, медное копье и даже медный птицевидный идол. Кроме того, в озере на небольшой глубине были обнаружены два человеческих черепа. Толмачев датировал находки эпохой мезолита, неолита и бронзового века.

В 1969 году повторное исследование провел археолог В.Т. Петрин. Ему удалось обнаружить новую, ранее неизвестную группу писаниц. В ходе раскопок было найдено много новых древних артефактов, в том числе изделия из хрусталя.

Загадка рогатых человечков

Всего ученые обнаружили здесь на двух скалах три группы рисунков. Рисунки были сделаны на скалах охрой, большинство рисунков находятся под скальным козырьком, который защищал их от атмосферных осадков. Толщина линий – 1-2 сантиметра.

Много антропоморфных изображений (по некоторым предположениям – шаманов). Преобладают геометрические мотивы в виде сетки, гребней, ромбов и отдельных отрезков. Значение ряда рисунков однозначно интерпретировать не удалось. Как предполагают ученые, здесь проводились регулярные жертвоприношения. Осенью 2010 года земля, на которой находятся эти удивительные каменные палатки, перешла в частные владения и теперь принадлежит жителю села Аллак Дмитрию Крапивину. Тем не менее, доступ к скалам пока свободный. Наскальные рисунки были и на Малых каменных палатках, которые расположены на западном берегу. К сожалению, в настоящее время они полностью уничтожены.

Еще В.Т. Петрин в конце 1960-х годов отмечал, что из-за разводимых под скальным навесом костров скала сильно закоптилась. Сейчас от этих писаниц не осталось никаких следов.

Изображения рогатых человечков очень уж смахивает на классическое представление об инопланетных посланцах, когда «рожки» интерпретируются не иначе как антенны. Но если взглянуть на рисунки с точки зрения археологии, то становится ясно, что на них изображен некий обряд, проводимый шаманами племени. О том, что это именно шаманы, свидетельствуют все те же рожки, считают археологи. Можно предположить, что это не антенны, а элемент головных уборов, символизирующих тотемных животных. Фигурки выстроены в один ряд, повествуют о ритуальном танце. Изображение обряда лишний раз подтверждает, что у «Каменных палаток» есть ритуальные корни, и данное место являлось именно святилищем, где когда-то приносили жертвы, в том числе и человеческие, чтобы наверняка.

По одной из версий, рисунки принадлежали финно-угорским племенам, заселявшим в то время просторы северной части современной Челябинской обл. Но часть находок этому этносу не соответствует. Финно-угры не производили обряды при помощи керамической посуды и горного хрусталя. Так считает краевед А.И. Топилин. Он лично осматривал найденный в центре святилища керамический горшок и обнаружил на нем еще один элемент, не соответствующий культуре северян орнамент, ни разу не встречавшийся Александру Ивановичу за все время его краеведческих исследований на Южном Урале. Орнамент и часть находок указывают на культуру степных племен, живших на юге.

Тот факт, что рисунки очень древние, подтвердил опыт, поставленный специалистом нашей группы в области биохимии Павлом Попоковым. В полевых условиях, с помощью химических реагентов, он смог установить, что исследуемый образец краски – охра. А значит, рисункам и вправду не одна тысяча лет.

Как добраться до святилища

Останцы расположены на берегу озера Большие Аллаки. Чтобы добраться до него из Челябинска — едем в сторону Екатеринбурга. Перед озером Малые Аллаки свернуть налево, проехать озеро, поселок Красный партизан и ехать прямо до озера Большие Аллаки. Координаты: 55°57′28″N 60°55′18″E

Автор: ЛЮБУШКИН Андрей, «Таинственный Урал»

https://zen.yandex.ru/media/tainyurala/taina-sviatilisca-bolshie-allaki-59c5d31efd96b12e0735ac30?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: