через устное народное творчество




Развитие связной речи детей младшего возраста

Через устное народное творчество

Воспитатель: Заплавнова Т. В

Абакан 2020

Августовская конференция

Заплавнова Татьяна Владимировна

Развитие связной речи детей младшего возраста

через устное народное творчество

Актуальность темы:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Доклад:

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение речью, так как именно через речь ребёнок познаёт мир, и именно с помощью речи у него развиваются все психические процессы; память, внимание, воображение и мышление. Необходимо позаботиться о полноценном формировании речи с раннего детства, что бы ребёнок сумел в будущем преодолеть трудности с ожидающими его сложными задачами.

У каждого народа имеется много потешек, загадок, поговорок, песен, дающих возможность употреблять их, общаясь с ребенком без назиданий, морали, обучать его с помощью фольклорных форм. Все понятные и доступные для ребенка произведения устного народного творчества активно используются педагогами в играх, занятиях, потому что именно они способствуют воспитанию доброжелательности, дружелюбия к своим ровесникам. Потешки, прибаутки и песенки вызывают у ребёнка эмоциональный всплеск потребности контактировать с взрослым, повторять за ним те движения и звуки, которые он ещё не может выполнить или сказать самостоятельно. Особенно привлекают детей стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью. Взрослому необходимо владеть приёмами народного творчества, и общаясь с ребёнком умело вплетать их в повседневную жизнь. В любой ситуативной игре легко и к месту использовать народное творчество, например, при кормлении, умывании, одевании, укладывания спать, в процессе игровой деятельности «Баю – баю – баиньки», «Киска, киска, киска, брысь» и д. р. Приговаривая потешку, лучше всего сопровождать её действиями, каким-то образом демонстрировать её, обыгрывать. Так, всем известную потешку «Водичка-водичка, умой моё личико» уместно использовать при умывании малыша. Тем самым он легко запоминает стишок, и сам может воспроизвести его в игре с куклами и легко идет на контакт, производя гигиеническую процедуру. Потешки с произношением имени ребёнка, вызывает у него радость и желание повторить. В адаптационный период можно использовать потешки «Кто у нас хороший?», «Ладушки – ладушки!». Ребёнок вспоминает, как с ним играли мама и бабушка, начинали прислушиваться и переставали плакать. А если совместить вместе потешку и движения, может получиться замечательная игра. К таким играм можно отнести как пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи «Пальчик – мальчик где ты был?», «Сорока – белобока кашу варила», так и хороводные игры «Колпачок», «Пузырь», «Хитрая лиса», и др. Во время игр детям хочется быть главным героем (лисой, медведем, волком) вот тут – то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей «Тили – тили», «Шёл котик по лавочке» и др. Хорошо использовать метод инсценировки народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развития речи «Курочка – рябушка». Детский фольклор учит их играть.

Также как и потешки привлекают внимание детей задорные и зазывные заклички. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребенка, окрашиваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко, солнышко», «Дождик-дождик, веселей», «Огуречек, огуречек».

Важной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является развитие дикции у ребёнка. Есть дети которые имеют излишнюю торопливость в речи, а некоторые наоборот растягивают слова. И в фольклоре как раз таки люди черпали специальные упражнения, которые помогают детям исправить дикцию. Есть очень много таких стишков, которые построены в форме диалога, причём диалог идёт эмоциональным, с каким то закреплением в виде радости в конце «Ваня – Ванечка», «По кочкам – по кочкам» и др. Когда ребёнок научился произносить слова, он начинает ими играть, т. е. сложные слова повторять подряд «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», Кукушка кукушонку купила капюшон…». Скороговорки, поговорки не только вырабатывают дикцию, но и память, мышление и выразительность речи. А так же пословицы, поговорки учат народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений, их можно подобрать почти к любой ситуации. Ребёнок применяя в своей речи поговорки и пословицы может научиться понятно формулировать собственные мысли и чувства, научиться окрашивать свою речь, развивать умения творчески употреблять слова, образно описать предметы, давая им яркую характеристику.

Нельзя забывать о песнях, потому что музыкальная часть фольклора не заменима. Колыбельные песни, удивительный жанр, который помогал нашим далёким предкам, да и близким предшествующим поколениям успокаивать своих малышей, беречь их формирующуюся психику, передавать с пелёнок народную мудрость. Колыбельная кроме простой функции усыпить, успокоить ребёнка, даёт ещё много развивающей информации, чувство защиты, тепло, которое будет и мостиком к взаимоотношениям в будущем, устанавливается тесная связь между ребёнком и родителем на долгие годы. Если заглянуть в глубь веков, многие тексты содержали некое проецирование будущего ребёнку. Для мальчиков, например, пели каким он станет богатырём, воином. Это немного кодировало ребёнка на будущие. Кроме колыбельных существуют всевозможные заклички, припевки. Некоторые стишки можно петь в хороводных играх «Карусели», «Мы, теперь пойдём…», «Каравай». Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание ребёнка. Несмотря на маленький объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый ключ воспитательных и образовательных возможностей.

Ещё одной из малых форм устного народного творчества, в которой в сжатой форме даются характерные признаки предметов и явлений, является загадка. Загадка учат детей ассоциативному мышлению.

Влияние фольклора на речь дошкольников, её образность и выразительность отмечали Р. П. Боша, Н. Н. Насруллаева.

Основываясь на исследованиях педагогов, лингвистов, психологов, таких, как Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова можно уверенно утверждать, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.

Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Фольклор действительно не заменим в воспитании и развитии детей, он развивает детскую речь, влияет на духовное развитие человека, на его фантазию приобщая ребёнка к народной культуре. С детства мы поможем ему ощутить жизнь своего народа и привьём его любовь к истории

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: