Почему ребенок не любит читать
Дата проведения:1 или 2 четверть.
Форма проведения: лекторий для родителей.
Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи: ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книг и чтения в развитии ребенка; ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и развитие читательского интереса.
Ход собрания
I.Подготовительный этап
1.Составить индивидуальные графики динамики развития техники чтения в течение трех лет обучения.
2.Провести исследование по выявлению читательских интересов и круга чтения в библиотеке.
3.При составлении текста всеобуча провести консультации с логопедом и психологом.
4.Провести анкетирование родителей.(Приложение)
II. Организационный этап
Раздать родителям графики динамики развития техники чтения.
Приготовить для раздачи тексты памяток, упражнений по развитию воображения и рекомендаций психолога. Раздать родителям ксерокопии формуляров из библиотеки.
III.Проведение педагогического всеобуча.
Классный руководитель. Значение книги трудно переоценить.В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
|
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жалобы чаще всего приходится слышать педагогам?
1.Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.
2.Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается почитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение в числе самых нелюбимых предметов.
3.Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что он читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи приходится перечитывать по нескольку раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:
. способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов(в 1-2классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4классе-слово или группа слов);
.скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 100 слов в минуту);
.правильность, автоматизированность(так называемая беглость);
|
.пониманиепрочитанного.
Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз:дислексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо разобраться в сути этих явлений.
Дислексия интенсивно исследуется неврологами, лингвистами, психологами. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Отечественный дефектолог А.Корнев называет ведущим симптомом дислексии на начальном этапе овладения чтением следующую проблему. Ребенку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные звуки в слоги.
Ребенок предрасположенный к дислексии, долго не способен овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий(временных, пространственных и т.д.) У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые орфографические ошибки, трудности в запоминание цветов или понимании смысла картинки.
Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма- дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные(«часто»-«чосто») или пропускает их («лежит»-«лжит»), путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги. Обнаружитьдисграфию можно в возрасте 7-9 лет. Поэтому родители и педагоги должны пони- мать,что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением,ему требуется квалифицированная помощь психологов,логопедов,дефектологов.
|
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим сле-
дующую проблему,связанную с воспитанием интереса к чтению.Воспринимать чтение как повинность может и ребенок, не испытывающий особых проблем с техникой чтения. Причины этого явления кроются в семейном воспитании. Например, если родители, обучая его читать, слишком часто преры- вали эти занятия интересными играми, прогулками с друзьями и просмотром любимых передач (мульт фильмов, сказок).Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок,который необходимо как мо- жно быстрее закончить.Естественно,ребенок не захочет ничего читать сверх того,что ему задали. При такой организации процесса чтения он также плохо понимает и запоминает содержание того, что читает. У него не складывается образа прочитанного произведения. Если родители сами предпочитают чтению других занятий:просмотр телевизора,встречи с друзьями и т.п.,если сын или дочка не видят маму и папу с книжкой,они также воспринимают процесс чтения как временное явление,школьную по-винность. Ребенок рассуждает: «Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду!» По - этому было бы замечательно,если бы в семье на чтение книги было отведено общее время. Тогда ребенок воспринимал бы процесс чтения как присоединение к интересному семейному ритуалу. Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают; нелюбовь к чтению связана еще и с тем,что детям просто неинтересно читать.Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий,непонятных, не пережитых ими. К сожалению,прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению.Зачастую дети сначала знакомятся с мультиплика-ционной или киноверсией произведения.Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление.В таком случае новые книги представляются скучными,т.к. ребенок не способен
представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут-то и ощущается действие,развитие сюжетаострота ощущений. А самое главное,уже есть образы героев,нарисована окружающая обстановка.Получается,что современным детям действительно не хватает воображения; их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов,поэтому нет необходимости что-то представлять,додумывать.
Чтобы наши дети могли увлечься книгой,переживать происходящие события вместе с героями,представлять их,необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы,используя следующие упражнения.
Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки,изменяйте сюжет.Пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малыша,а Буратино стал правителем города.Рисуйте с ребенком иллю-страции к прочитанным книгам,придумывайте,как может выглядеть тот или иной герой. Переносите события,происходящие в книгах в реальную жизнь. Например,как вы оказались на необитаемом острове или в Стране невыученных уроков. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по нимфиль-мами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер включил в кино-или телеверсию, а что-нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребенком рисованные диафильмы, комиксы.Мы часто используем этот прием с детьми на уроках, и, как показывает опыт, это заставляет ребят не только прочитать всю книгу, но и развивает их мышление, речь Учите детей пользоваться цитатами из прочи- танного. Например, прочитав сказку «Рукодельница и Ленивица»,используйте к месту фразу «По труду и награда». Или, увидев весной цветущую черемуху, процитируйте стихи С.Есенина: «Черемуха душистая с весною расцвела…». Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.
Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского возраста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям(для этих целей подходят пьесы Е.Шварца) или по очереди(например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).
По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение – это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв,а на повествование.
Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатление. Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понравилось, что чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?
Для развития образного мышления, о важности которого было сказано ранее, можно использовать и приемы, рекомендованные школьным психологом.
4. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Чтобы подвести итог сегодняшней беседы, давайте составим рекомендации для родителей на тему: «Как воспитывать любовь к книге, чтению».
(Самостоятельная работа родителей по выработке рекомендаций. Выступление представителя от групп. Выбор лучших формулировок.)
Просим вас также обратить внимание на памятники, которые мы подготовили вам совместно с психологом и логопедом. Там вы встретите и другие полезные советы.
5. Подведение итогов родительского собрания.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Используя эти рекомендации в повседневной жизни, можно не только развивать навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты обучения
вашего ребенка в будущем. Помните, что именно в том возрасте, в котором находятся сейчас наши дети, человек либо приобретает потребность в чтении, либо теряет ее, по крайне мере, на период школьного обучения, а может и на всю жизнь.
Возможное решение родительского собрания:
1.Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
2.Классному руководителю составить график консультации родителей с логопедом.
3.В воспитании читательского интереса у детей учитывать рекомендации психологов.
4.Сходить с ребенком в детскую библиотеку, научить его выбирать книги.
6. Анализ итогов родительского собрания.
1. Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты анализа по схеме:
«Детей, читающих без принуждения,-….%.
Круг читательских интересов в классе:
· читают, что задал учитель,-…%;
· предпочитают журналы - …%;
· увлекаются фантастикой -…%;
· увлекаются детективами-…%.
Семьи,где чтение книг- традиция-…%(Записать фамилии для проведения семейного праздника.)».
2.В план воспитательных мероприятий включить библиотечные часы, конкурс «Папа, мама, я- читающая семья».