ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД У КАЗАХОВ




Последние часы жизни умирающий проводит со своими родственниками и близкими людьми. Перед смертью мужчиной даются необходимые распоряжения: выделение скота, жертвуемого во искупление грехов и упущений в молитвах, назначение наследника, разделение имущества. Оглашали завещание, а иногда записывали в присутствии муллы, аксакалов и родственников. Жена вместе с детьми и другими женщинами должна быть в юрте умирающего. До того как не станут заметными очевидные признаки приближающейся смерти, плача женщин почти не было слышно. Жена должна была сидеть совершенно тихо и не плакать.

По-видимому, преждевременные крики, слезы, причитания были способны повлиять на естественный ход событий, в данном случае не ускорить смерть, а помешать умирающему человеку, т.е. задержать смерть и продлить агонию. Плач над умирающим не одобряется и шариатом. Первая женщина, заметившая момент смерти, возвещала об этом громким выкриком. Жена и близкие родственницы неистовствовали: рвали на себе волосы, царапали лицо, грудь, выкрикивали бессвязные слова. Вдова умершего издавала нечленораздельные крики, пыталась выбежать из юрты, на месте ее удерживали три-четыре человека. Остальные женщины плакали, поочередно бросались на грудь друг другу и причитали. Вдова начинала причитать только после того, как утихнет первый взрыв эмоций.

Мужчины вели себя немного иначе. Тот, кто заметил признаки смерти, должен был прочесть одну из сур Корана, обычно Йа син («Действительно, Мы оживим мертвых...»), остальные следовали его примеру. И только после этого и среди мужчин «начинался плач, объятия и причитания».

Как правило, тело умершего не погребали в течении двух- трёх дней. Для вдовы и родственников умершего эти дни оказывались наиболее тяжелыми и нагруженными.

У казахов похоронный обряд делится на несколько этапов. На первом этапе похоронного обряда умершего готовят к похоронам. В него входит обмывание тела умершего. Участие в обряде могли принимать от пяти до семи человек - это близкий родственник умершего и по представителю от родовых групп. Обычно если умерла женщина, то её тело обмывали женщины, если же умерший человек был мужчиной, то обряд обмывания проводился мужчинами. Дети умершего не могли участвовать в обряде обмывания. Во время обряда родственник покойного лил воду на тело с головы до ног, а остальные участники обтирали тело умершего, их руки были обмотаны кусками белой ткани. Тело обмывали начиная с головы до ног. Куски ткани или рукавицы для обмывания закапывали вблизи от могилы, поскольку они считались ритуально нечистыми, возможным объектом магического нанесения вреда со стороны умершего.

После первого этапа тело погибшего обряжали в акырет. Акырет выкраивался из белой материи муллой. Мужской акырет кроится следующим образом: прямоугольный кусок материи должен соответствовать в длину расстоянию от плеч до колен покойного. По сгибу и от него посередине верхнего полотнища делают разрез для головы. Это часть акырета – жейде (рубаха). Другим куском ткани обворачивали ноги, на голову из такой же ткани накручивали чалму. Женский акырет состоял из нескольких узких полотниц. Тело одетое в акырет ложили на табыт, который хранился в мечети. Любой мужчина мог положить умершего на табыт, но умершую должен был класть или брат или отец, но не муж, после смерти жены он считался чужим человеком. Если у покойницы не было родственников, то её на табыт ложил пожилой мужчина. Так же, умершего одетого в акырет, обворачивали в ковер или палас.

Далее проходил обряд чтения муллой молитвы. Этот обряд проводился с целью заглаживания грехов покойного, который добровольно принимал на себя один из присутствующих или сам мулла.

Для совершения мусульманской панихиды (жаназа) тело выносили на улицу, на тихое место, освещенное солнцем, или в этом же помещении, в котором одевали покойного. «Жаназа» - одна из последних почестей, оказываемых умершему. После панихиды (жаназа), которую служил имам-мулла, тело переносили на кладбище.

Второй этап похоронного обряда – это погребальная церемония. По предписаниям ислама, на кладбище могут идти только мужчины, женщины не принимают участия в церемонии погребения, в независимости от того кого хоронят, мужчину либо женщину. На кладбище умершего клали на южную сторону могильной ямы. Четверо мулл располагались по краям могилы, пятый – молда – у головы покойного. Затем развязывали ковер (палас), 3 человека, представлявшие разные родовые группы, спускались в могилу и принимали тело, опускаемое на тесьме или полотенце, которые ими забирались. Имам читал при этом молитву «положение в могилу» - кабыр садака (буквально «милостыня могиле»), затем муллы по очереди произносили суры Корана.

Непосредственным участникам похоронной процессии «жыртыс» давали на кладбище, где и разрезами отрезы ткани на небольшие кусочки. Казахи, как и другие народы Средней Азии, стремились похоронить человека на родной земле, рядом с родственниками и предками.

Третий этап похоронного обряда включает в себя поминальный обряд. У казахов он проходит на три, семь, сорок, сто дней и через год. Эти числа составляют традиционный набор, в целом общий для тюркских народов и применяющийся для структурирования различных процессов. В погребально-поминальном обряде седьмой, сороковой день и год отмечены как поминанием покойного, так и другими значимыми событиями. По суевериям казахов,за сорок дней мясо человека отделяется от костей, на седьмой день после похорон у умершего выпадают волосы, на сороковой день зубы, а к концу года высыхают кости. Трапеза конакасы никогда не проводилась в юрте покойного, обычно в юрте родственников или соседей.

В юрте покойного сорок дней горели свечи и светильники. Их зажигали вдова или дочь умершего, в крайнем случае сыновья покойного. Светильники зажигали на закате, они ставились в передней части юрты и на правой стороне у порога. Полагали, что «до сорока дней дух умершего посещает свою юрту... для того каждый день до зажжения свечи в сумерки отворяют дверь, наполняют одну чашку кумысом и в дверях постилают белую кошму, готовят прием для покойника». Поминальный обряд является продолжением похоронного. Интенсивность проведения общественных поминовений умершего понижалась по мере удаления от дня похорон. Основной акцент отражался на каждодневных оплакиваниях покойного: женами, матерью, дочерьми. Эти оплакивания, как уже говорилось, длились до окончания годового траура. Годовые поминки являлись важным и заключительным обрядом поминального периода.

На поминках женщины должны были распологаться отдельно от мужчин, чаще всего в юртах младших жен покойного. Если у умершего была только одна жена, то женщины собирались в ее юрте, причем если по числу прибывших женщин эта юрта оказывалась мала, к ней пристраивали по мере надобности еще юрты, которые представляли из себя одно целое с первой и выглядели как ряд комнат, или ставили еще несколько отдельных юрт. Было принято, что старшая жена покойного сидела на хозяйском месте, а младшие жены с другими пришедшими женщинами. Им давали кумыс и по обычаю разливала его ближайшая родственница вдовы. Юрта умершего была поделена на открытую и закрытую части: в открытой распологались вдова и старшие женщины, а в закрытой молодые женщины и девушки. После того как мулла прочитывал краткую молитву, вдова отворачивалась лицом к решетке юрты, накидывала на себя халат и начинала оплакивать покойного

Когда с вдовы снимали траурную одежду, она пыталась сопротивлятся и причитала по погибшему. Но, несмотря на это, женщины снимали с нее траурную одежду и уговаривали перестать плакать, напоминая ей, что у нее остались дети, сын, который стал теперь хозяином дома, а следовательно, утрата замещена. Именно в этот момент впервые за весь период траура звучало напоминание о том, что потеря хозяина дома замещена его сыном, а вдова вновь может выйти замуж. С этого времени сын покойного (или его опекун) имел право стать хозяином дома.

Таким образом, традиции и обычаи существуют у каждого народа. В них отражаются уклад жизни народа, его национальные особенности и привычки. Традиции и обычаи возникли и формировались в процессе общественной и трудовой деятельности людей и имели под собой объективную основу. Под обычаями и традициями понимаются устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, которые передаются из поколения в поколение и охраняются силой общественного мнения. Так и казахи могут с гордостью сказать, что уважают и чтят своих предков и соблюдают древние обычаи и традиции, не забывая о том, через что пришлось пройти их народу.

 

 

Список использованной литературы

Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней).

Алматы, 2003.

Агапов П., Кадырбаев А. Сокровища древнего Казахстана. - Алма-Ата,1979.

Антонова И.В., С.Н.Наумов, Ж.К. Касымбаев Часть 1. - Алматы, 1995.

Асфендияров С, Кунте П. Прошлое Казахстана в источниках и материалах.

Алматы, 1998.

Бичурин Н.Я. Сборник сведений о народах, обитавших в Средней Азии в

древние времена. - М.-Л., 1950.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий.

Алматы, 1992.

Кусаинов Ш. Учебное пособие. Алматы, 2001.

О прошлом для будущего. - Алма-Ата, 1990

Шаймерденова М.Д. История Казахстана с древнейших времен до середины

XX века: Учебное пособие. - Алматы, 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: