Тема: Политические системы арабских монархий




ЛЕКЦИЯ

(сравнительный анализ)

 

1.Специфика института монархии в арабских государствах

2. Абсолютная монархия.

3. Дуалистическая монархия

4. Парламентская монархия.

5. Выборная монархия.

 

В арабских странах условно можно выделить следующие разновидности монархий:

1. В зависимости от полномочий главы государства (монарха): абсолютная монархия (Саудовская Аравия).

2. Дуалистическая монархия – (Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман),

3. Парламентская монархия – (Марокко, Иордания).

4. Выборная монархия (ОАЭ).

Определяя полномочия монарха в законодательной сфере, следует исходить из того, кто является основным субъектом законодательной деятельности. Это означает, является ли монарх единственным обладателем и источником всей законодательной власти, осуществ-ляя ее с помощью назначаемого им законосовещательного органа (Консультативного совета) или же он делит ее с представительным законодательным органом – Национальной ассамблеей.

Признание конституциями Кувейта, Бахрейна, Иордании и Марокко принципа разделения властей означает, что все законодательные функции в той мере, в какой они входят в компетенцию монарха, осуществляются им в обычных условиях через парламент или в связи парламентом, а также отчасти в сотрудничестве с правительством. На отдельных стадиях законодательного процесса это проявляется по-разному.

 

Фактический и юридический статус главы государства в арабских монархиях в значительной степени связан с историческими особенностями возникновения и развития самого института монархии каждой отдельной стране. В различных странах эти особенности по-разному сказываются на современном статусе монарха в зависимости от того, в каком объеме сохраняются в настоящее время те социально-экономические и политические условия, при которых формировались правящие династии.

 

Существующие династии в странах аравийского полуострова появились в условиях племенного строя, когда все население этих стран охватывалось одной или несколькими конфедерациями племен. Племена в свою очередь подразделялись на кланы, роды, семейства, старейшие члены которых избирали племенных вождей – шейхов. Племенные вожди постепенно распространяли влияние за рамки своего племени и более или менее прочно укрепляли свою власть в пределах конфедерации племен. Этот процесс, в результате которого выборный правитель превращал свое семейство в правящую династию с неоспоримой наследственной властью, происходил постепенно и охватывал обычно несколько поколений представителей данного рода шейхов.

 

Каждая арабская монархия прошла свой собственный исторический путь развития (обусловленный во многом особенностью становления правящей династии, личностью самого монарха, экономической ситуацией и т. д.), в ходе которого по-разному решались вопросы организации верховной власти, взаимодействия между различными политическими и традиционными институтами, между правящей семьей и подданными. Это обусловило весьма существенные различия между отдельными арабскими монархиями, существующие, несмотря на внешнее сходство, в системе организации власти и государственного управления.

 

Однако сам институт монархии в арабских странах имеет и суще-ственные общие черты. Так, большую роль в арабских монархиях функционировании государственного механизма играют институты, полномочия которых не закреплены конституционно, но которые оказывают существенное воздействие на положение монарха.

 

Это, прежде всего, такой традиционный институт династического правления, как «семейный совет» (из всех монархических конститу-ций, только Конституции Омана и Катара закрепляют, что «совет правящей семьи определяет наследника трона»). В состав этого сове-та, который назначается и возглавляется самим монархом, входят близкие родственники правителя по мужской линии, а также главы основных ветвей правящего клана. Основными прерогативами се-мейного совета является принятие решений о заполнении возникаю-щих вакансий главы государства и наследного принца, а также выра-ботка консенсуса по наиболее сложным вопросам, которые прихо-дится решать правящему режиму во внутренней и внешней политике.

 

Еще одним достаточно эффективным неконституционным институтом, традиционно используемым правящими семействами в арабских монархиях (особенно в арабских монархиях Персидского залива) для воздействия на общества, являются «дивании» – неформальные собрания, в которых участвуют представители правящей семьи, племенной знати, интеллигенции, торгово-промышленной буржуазии, религиозных кругов и др. Эти собрания открыты и для рядовых подданных и играют важную роль в урегулировании социальных проблем, снижении напряженности во взаимоотношениях между племенами и родами, между подданными и властью. Монархи, а так-же члены правящих династий широко используют и другие способы поддержания постоянных личных связей с главами наиболее влиятельных семейств в городах, с шейхами племен и т. д., обеспечивая таким образом «обратную связь» с основными слоями общества.

В целом, институт монархии в арабских странах серьезно отличается от аналогичных институтов в европейских и других странах. Вместе с тем монархиям Арабского Востока присущи ряд общих принципов, отличающих их от государств с республиканской формой правления. Эти принципы определяют не только правовое, но и фактическое положение монарха.

 

Монарх как глава государства получает свой пост в порядке престолонаследования, закрепляемом обычно в тексте основного закона или специальным конституционным законом. Во всех монархических государствах, независимо от соотношения между демократическими традиционно мусульманскими элементами политической системы, стержнем политико-государственной структуры является правящая семья. Именно ей традиционно принадлежит привилегия осуществления верховной власти, а монарх (правитель) является ее признанным лидером ответственным за политическое руководство.

В некоторых арабских странах правящие кланы удерживают власть в течение столетий (в Бахрейне – с 1782 г., Катаре – с 1822 г.). Иор-данская королевская семья, несмотря на сравнительную малочислен-ность, является одной из древнейших династий, ведущих свою родо-словную от пророка Мухаммеда. Члены правящих семей занимают важнейшие посты в правительстве и в государственном аппарате.

В монархических государствах вопрос о наследовании престола довольно детально регулируется нормами конституций или конституций и специальных законов о престолонаследии. Обычно они содержат положение о назначении наследника престола не позже чем через год после прихода к власти царствующего монарха (правителя). Конституции аравийских монархий закрепляют за главой государства право назначения наследника престола, хотя сама процедура различается по отдельным странам.

Саудовской Аравии институт монархии и механизм престолонаследия были официально закреплены только в 1992 г. Наследник престола назначается при жизни самим королем с одобрения высшего духовенства. В соответствии с племенными традициями.

В Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Так, статья 5 конституционного документа «Основы системы власти» декларирует, что «власть принадлежит сыновьям короля – основателя Абдель Азиза Ибн Абдель Рахмана Аль-Фейсала Аль Сауда и сыновьям их сыновей. Присягает наиболее благочестивый из них, принимая власть на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка Мухаммеда».

В Катаре «власть в государстве – наследственная по мужской ли-нии семейства Аль Тани. Она переходит от отца к одному из сыновей. Если же их нет, то передается по выбору эмира одному из членов семейства Аль Тани. Эмир назначает наследника престола своим указом» (ст. 8 конституции 2003 г.). Остальные положения о правлении государстве и престолонаследии регулируются специальным конституционным законом. При этом статья 9 требует, чтобы эмир осуществлял назначение наследника престола «после консультаций с членами правящей семьи и специальным «Советом мудрейших», в который входят наиболее влиятельные люди королевства.

 

Конституция Бахрейна 2002 г. в статье 1 устанавливает, что власть в королевстве передается от отца к старшему сыну, если король в течение своей жизни не назначит другого сына вместо старшего в качестве своего наследника в соответствии с положениями Декрета о наследовании.

 

Кувейт по конституции является наследственным эмиратом, наследование в котором «осуществляется потомками Мубарака ас-Сабаха» (основателя династии) (ст. 4 конституции 1962 г.). Наследник должен быть назначен в течение года с даты вступления на престол эмира. Его назначение вступает в силу с момента издания указа эмира и после утверждения Национальной ассамблееи, которое должно быть одобрено большинством голосов ее членов на специальном заседании. В случае, если назначение не было осуществлено в соответствии с указанной процедурой, глава государства должен представить, по крайней мере, трех родственников Мубарака ас-Сабаха, из которых Национальная ассамблея должна избрать одного в качестве официального наследника.

 

Наследственные монархии в арабских странах по аналогии с другими монархическими государствами не устанавливают срок пребвания монарха в должности. Однако этот принцип не распространя-ется на выборную монархию в Объединенных Арабских Эмиратах, где глава государства, получающий свой пост в результате выборов, находится в должности в течение 5 лет. Способ избрания главы государства в ОАЭ следующий: поскольку в состав ОАЭ входят семь княжеств Персидского залива, которые возглавляются наследственными эмирами, все вместе они составляют Высший совет союза. Каждый эмират имеет один голос при обсуждениях в Совете. Высший совет союза избирает из своего состава сроком на 5 лет одного из эмиров, который на этот период получает полномочия президента ОАЭ, и он может быть переизбран на следующий срок.

 

Важнейшим принципом функционирования монархии в арабскихстранах, во многом определяющим правовое и фактическое положение главы государства в общей системе государственных органов, является неответственность монарха. Конституции или конституционные акты провозглашают монарха главой государства, персоной священной и неприкосновенной, обладающей полным иммунитетом. Ни одна из монархических арабских конституций не устанавливает ни формы ответственности, ни ее оснований, ни органа, который мог бы привлечь монарха к юридической ответственности.

 

Монархические конституции, формально закрепляя принцип разделения властей, устанавливают, что отрасли власти должны сотрудничать друг с другом на основе положений конституции. Ни одна из властей не может по конституции делегировать все или часть своих полномочий, определяемых основным законом, другой отрасли власти. Тем не менее король обычно участвует в осуществлении всех трех отраслей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

 

Консультативные советы,которые были сформированы в арабских монархиях в соответствии с совещательной традицией, явились своеобразным ответом на возникавшие политические вызовы при вступлении монархий на путь конституционного развития и модернизации традиционного восточного общества.

 

Втягивание стран в современную систему координат выстраивания государственности и общественного согласия требует и создания соответствующих этому курсу структур. Их цель заключается не только в простом заполнении вакуума и ликвидации дефицита связей между властью и народом, но и в продвижении в массовое сознание идей консолидации и модернизации общества, инициировании вертикальной мобильности граждан, чье участие в политической жизни должно постепенно расшатать клановость общества и вызвать к жизни новые формы политической мобилизации. С этой точки зрения Совет шуры приобретает ключевую роль как механизм, способный не только участвовать в выработке решений, но и доводить до сведения правящих элит информацию с мест, служить проводником регио-нальных интересов, давать приближенную к реальной картину поли-тических раскладов на периферии страны, служить линией ее обрат-ной связи с центральными органами.

В последние годы наметилась серьезная тенденция к расширению полномочий консультативных советов в аравийских монархиях и значительному изменению процедуры их формирования и функционирования. И если еще недавно важной особенностью консультативных органов являлось отсутствие обязательной юридической силы их решений и рекомендаций, а общей чертой служило их неучастие.

В рассмотрении законодательных актов, принимаемых между сессиями, то в настоящее время такой статус этих советов сохранился только в Саудовской Аравии, в других же монархиях их функции значительно расширились (и даже между сессиями теперь работают постоянные комитеты консультативных советов, которые докладывают о своей работе на первой же сессии).

 

Советы шуры в таких странах, как Оман, Катар и Бахрейн трансформировались в своего рода парламентские структуры, ставшие фактически центром представительской власти за счет введения всеобщих выборов с предоставлением активного и пассивного избирательного права женщинам (Оман и Бахрейн) и значительного расширения их прерогатив, что пролегает в русле поиска совершенно новых форм взаимодействия и взаимопонимания между властью и народом. Выборный характер Советов свидетельствует не только о том, что упор делается на общественном представительстве в органах власти, но и о том, что происходит фактическое разделение задач между различными государственными структурами, т. е. между системой исполнительной власти и структурой, которая потенциально наделяется законодательными полномочиями (новая Конституция Катарапрямо возлагает на Совет шуры функции законодательной власти).

 

Реформируя институты власти сверху и постепенно сближая их с современными формами демократического управления, правящие кланы, таким образом, добиваются того, что политический режим обретает в глазах населения большую устойчивость, большую легитимность, а следовательно, и большую юридическую защищенность.

Вопросы политической мобилизации населения и его консолидации под эгидой правящих династий становятся приоритетом для монархических режимов. И хотя монархи по-прежнему обладают необходимой полнотой власти и силой для самостоятельного и единоличного решения вопросов модернизации, идея получения общественной поддержки новым начинаниям как условие их быстрого успеха становится важным элементом тактики поведения правящих элит.

 

 

Абсолютная монархия

 

Классическим примером абсолютной монархии является Королевство Саудовская Аравия, где высшая законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточена в руках короля. В основах системы власти Королевства Саудовская Аравия говорится: «Система власти Королевства Саудовская Аравия – монархия. Власть принадлежит сыновьям короля – основателя государства Абд аль-Азиза Абд ар-Рахмана аль-Фейсала ас-Сауда и сыновьям его сыновей… Король избирает наследного принца и смещает его своим указом».

 

Правящая в Саудовской Аравии ветвь древа ас-Сауд ведет свое начало от первого короля Абд аль-Азиза Ибн Абд ар-Рахмана ас-Сауда, правившего с 1902 по 1953 г. По сведениям исследователей дома Саудов, у абд аль-Азиза насчитывалось более 300 жен. Он оставил после себя 34 признанных им сына от 14 матерей. Спустя более полувека после кончины Абд аль-Азиза его сыновья продолжают править королевством, ибо такова была воля отца: до тех пор, пока его сыновья будут живы, престол должен наследоваться ими по старшинству, и только после того, как их не станет, власть может быть передана последующим потомкам.

 

Механизм осуществления законодательной власти в этом государстве был разработан довольно обстоятельно. Так, процесс делегирования отдельных законодательных полномочий монарха правительству начался с создания первого правительства Саудовской Аравии в 1932 г. и получил дальнейшее развитие с принятием Положения

 

Совете министров 1954 г., а затем закона о Совете министров 1958 г. (оба эти акта были разработаны правительством и утверждены королем). В соответствии с Положением 1954 г. Совет министров признавался органом, осуществляющим «высшее руководство внутренней и внешней политикой государства» и был уполномочен разрабатывать государственный бюджет, а также решать целый ряд других вопросов государственного управления. В то же время главные рычаги воздействия на законодательство оставались в руках короля, т. к. решения Совета министров имели законную силу только после их утверждения королем. Все министры были ответственны перед Королем, а премьер-министр руководил деятельностью Совета министров как глава правительства и глава государства. По закону 1958 г. все решения считались окончательными, «кроме тех, для вступления в силу которых необходимо издание королевского декрета». Закон 1958 г. впервые ввел институт королевского вето в отношении законопроектов и проектов решений правительства: согласно статье 23 монарх мог вернуть любой правительственный декрет или постановление на новое рассмотрение в течение 30 дней после его передачи королю. Кроме того, в законе особо было оговорено, что международные договоры, так же как и законы, не могли вступить в силу без утверждения королевским декретом. Законодательную инициативу осуществляло министерство, в компетенцию которого входил соответствующий вопрос. Совет министров изучал законопроект и принимал по нему решение в целом. После этого законопроект передавался королю на утверждение, и, если тот не возвращал его в течение 30 дней, т. е. не осуществлял своего права вето, Совет министров принимал любое решение о дальнейшей судьбе законопроекта. Таким образом, ни одно важное решение, закон или международный дого-вор не могли быть приняты или заключены помимо правительства и вопреки его воле. Точно так же они не могли вступить в силу без определенно выраженного согласия короля.

В настоящее время взаимоотношения короля с правительством сильно отличаются от модели, установленной актом 1954 г., с учетом функционирования в Саудовской Аравии Совета шуры, полномочия которого постепенно расширяются.

Государственную власть королевства образуют законодательная власть, исполнительная и судебная, которые «при исполнении своих полномочий взаимодействуют друг с другом», однако высшей ин-

В компетенцию законодательной власти, которую возглавляет король, входит «разработка правовых норм и правил, отвечающих общим интересам, препятствующих проникновению зла в дела государства и соответствующих исламскому шариату».

 

Здесь следует отметить, что, хотя теоретически законом в Саудовской Аравии является шариат, с 1950 г. целый ряд законов, регулирующих различные сферы жизнедеятельности общества, которые не получили детального рассмотрения в исламской юриспруденции, был введен королевскими декретами: закон о торговле (1954 г.), национальности (1954 г.), законы о труде и рабочих (1970 г.), соци-альном обеспечении (1970 г.), гражданской службе (1971 г.) и другие. Такие законы называются «низам», при этом подчеркивается, что речь идет не о законодательстве, право которого принадлежит только Аллаху.

 

При исполнении своих полномочий король всегда консультируется с улемами королевства, которые играют исключительную роль в структуре органов государственной власти, что обусловлено историей создания первого государства Саудидов, которое возникло в результате религиозно-политического союза между Мухаммедом ибн Саудом и шейхом Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом (первое государство Саудидов просуществовало с 1744 по 1818 г., второе – с 1824 по 1891 г., нынешнее государство ведет свою историю с 1902 г.).

Потомки Абд аль-Ваххаба, представленные семьей аш-Шейх, возглавляют религиозную власть в современной Саудовской Аравии, которая состоит из таких институтов, как Совет улемов, Управление научных исследований и фетв, Высший судебный совет. По всем важным вопросам король консультируется с улемами, чья поддержка является важным фактором легитимации власти, хотя на практике монарх пользуется значительной свободой в сфере законотворчества.

 

Король возглавляет Совет министров, своим указом он назначает заместителей председателя и членов Совета министров и освобождает их от занимаемой должности. Заместители председателя Совета министров и члены правительства несут коллективную ответственность перед королем за исполнение исламского шариата, правовых актов и общей политики государства.

 

Король является Верховным главнокомандующим вооруженных сил. Он назначает офицеров и освобождает их от службы; объявляет чрезвычайное положение, всеобщую мобилизацию и войну.

 

Судебную систему (которая состоит из судов трех видов: судов по срочным делам, шариатских судов и комиссии судебного надзора) возглавляет Высший судебный совет, который предлагает кандидатуры судей, утверждаемые указом короля.

 

 

Дуалистическая монархия

 

В дуалистических монархиях (Кувейт, Бахрейн) король делит свои законодательные полномочия с избираемым высшим представительным органом.

В конституциях этих стран взаимоотношения короля и законодательного органа власти определены достаточно четко: так, Конституция Кувейта прямо закрепляет, что законодательная власть принадлежит эмиру и Национальной ассамблее, исполнительная – эмиру, Совету министров и министрам, а судебная власть – судам, которые осуществляют ее в соответствии и в пределах, установленных конституцией от имени эмира (ст. 53). Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций». Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности. В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Он может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета, но, если Национальная ассамблея по-вторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.

В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию Бахрейна в 2011 г., парламент имеет право обращаться к монарху просьбой об отставке министров и премьер-министра; требовать отчета от главы правительства и частично контролировать деятельность правительства на предмет ее соответствия национальным интересам. Король должен консультироваться с главами избранного парламента и назначенного Консультативного совета перед роспуском законодательного органа. Только избираемая палата имеет право голосовать по вопросу о доверии премьер-министру и вручать свое решение королю, который будет принимать окончательное решение об отставке премьер-министра.

 

Примером дуалистической монархии является и Кувейт, где эмир конституцией 1962 г. провозглашен «главой государства», который приносит присягу перед Национальной ассамблеей перед вступлением в должность. Правителем Кувейта, носящим официальный титул «Его Величество Эмир Государства Кувейт», может быть только прямой потомок Мубарака ибн ас-Сабаха. Принадлежность к роду ас-Сабахов является обязательной и для наследного принца (шейха), который назначается указом эмира с одобрения Национальной ассамблеи.

 

Исторический опыт династии ас-Сабахов принципиально отличается от саудовского, т. к. их утверждение у власти не было связано напрямую с религиозным фактором, они не претендовали на родственную связь с Пророком Мухаммедом и не совершали военные походы для расширения территории своего государства. Поэтому статья 6 конституции провозглашает, что «система правления в Кувейте – демократическая, суверенитет принадлежит народу (аль-умме) – источнику всех властей». Система управления в этом государстве функционирует на принципе разделения властей, которые «осуществляют сотрудничество друг с другом» и «не могут передавать все или часть своих полномочий, определенных в конституции».

 

Законодательная власть по конституции принадлежит эмиру и Национальной ассамблее (Маджлис аль-умма)44, а исполнительная власть – эмиру и кабинету министров. Судебную власть от имени эмира осуществляют суды «в границах, установленных конституцией». Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций».

 

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность и перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности, при этом министры – члены Национальной ассамблеи – в голосовании по вотуму недоверия не участвуют.

 

Отставка премьер-министра осуществляется декретом эмира влечет за собой отставку всего кабинета. Вопрос о недоверии премьер-министру не подлежит обсуждению в Национальной ассамблее. Тем не менее, если Национальная ассамблея примет решение, что не может далее сотрудничать с этим премьер-министром, вопрос о доверии премьеру передается на рассмотрение главы государства. В этом случае эмир может или освободить премьер-министра от занимаемой должности, или распустить Национальную ассамблею.

Кувейтские историки утверждают, что идеи представительной власти

в стране начали пробивать себе дорогу еще в начале 20-х годов ХХ в., когда при эмире был сформирован первый Консультативный совет (Маджлис аш-шура), состоявший из 12 весьма уважаемых в стране людей. В 1938 г. было сформировано Законодательное собрание, сходное по своим функциям с современным парламентом, однако этот орган просуществовал всего 6 месяцев.

 

 

Эмир может распустить Национальную ассамблею путем издания обоснованного декрета, однако по одному и тому же основанию Национальная ассамблея не может быть распущена дважды. В случае роспуска выборы в новую Национальную ассамблею должны состояться в период, не превышающий двух месяцев со дня ее роспуска. За всю историю независимого развития Кувейта парламент распускался 4 раза: в 1976 (был восстановлен только в 1981 г.), 1986 (парламента не было до 1990 г.), 1991 и в 1998 гг.

 

Эмир созывает своим декретом Национальную ассамблею на очередную сессию в октябре каждого года, однако статья 86 оговаривает, что если такого декрета не последует до 1 октября, то Национальная ассамблея собирается в третье воскресенье октября, 9.00 часов утра. Эмир может созвать Национальную ассамблею на чрезвычайную сессию и продлить работу очередной или чрезвычайной сессии.

В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Эмир может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета. Если Национальная ассамблея повторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.

 

Эмир назначает губернаторов (как правило, представителей пра-вящей династии) в провинции и крупные города страны, кандидатуры которых утверждаются Национальной ассамблеей. Муниципальные советы в провинциях и городах избираются, а их председатели и заместители назначаются правительством.

 

Эмир является главнокомандующим вооруженными силами; он назначает и увольняет высших офицеров в соответствии с законом; объявляет своим декретом «оборонительную войну»; «наступателная война» запрещена. Эмир объявляет о введении в стране чрезвычайного положения путем издания декрета, который представляется

 

Национальную ассамблею в течение 15 дней после его издания. Ес-ли объявление чрезвычайного положения происходит в период, когда Национальная ассамблея распущена, декрет должен быть представ-лен новой ассамблее на ее первой сессии. Продление срока чрезвы-чайного положения может состояться, только если за это проголосует большинство членов Национальной ассамблеи; при этом вопрос о продлении чрезвычайного положения ставится каждые 3 месяца. Если декреты эмира не представлены в Национальную ассамблею, они прекращают свое действие без дополнительного решения по этому вопросу.

 

Эмир заключает договоры путем издания декрета и передает их в Национальную ассамблею. Договор вступает в законную силу после его подписания, ратификации и опубликования в «Официальной газете». Однако договоры о мире и союзах, договоры, касающиеся территории государства, его суверенитета и природных ресурсов, публичных или частных прав граждан, договоры о торговле и мореходстве, договоры, влекущие дополнительные расходы, не предусмотренные государственным бюджетом, а также договоры, предусматривающие изменение законодательства Кувейта, вступают в силу только на основании специально принятых законов.

 

Определенная специфика статуса главы государства имеется в Катаре и Омане, где парламент отсутствует, однако Совет шуры (Консультативный совет) в Омане уже трансформирован в двухпа-латный орган, который избирается подданными и обладает правом законодательной инициативы, так же как и в Катаре. Иногда этот тип монархии определяют как «совещательный парламентаризм».

В Катаре законодательная власть осуществляется Советом шуры, который одобряет общую политику правительства, бюджет страны и осуществляет контроль над исполнительной властью (ст. 76 конституции 2003 г.). Совет шуры состоит из 45 членов, 30 из которых избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, а 15 человек назначаются эмиром из министров или других лиц. На эмира возложена исполнительная власть, которую он осуществляет при помощи Совета министров.

 

Эмир назначает премьер-министра, а по его предложению – остальных министров, освобождает их от должности и принимает отставку. Эмир правомочен учреждать и организовывать министерства и другие правительственные органы и определять их функции, а также консультативные органы, которые будут оказывать ему помощь в управлении и контроле. Статья 121 конституции устанавливает, что Совет министров осуществляет полномочия «высшего исполнительного органа и руководит всеми внутренними и внешними делами, входящими в его юрисдикцию, в соответствии с Основным законом и действующим законодательством». Эмир может потребовать от премьер-министра и министров представить отчет по любому вопросу государственного значения, находящемуся в пределах его полномочий.

 

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за осуществление общей правительственной политики, а каждый из них – индивидуальную ответственность перед эмиром за осуществление своих полномочий и выполнение обязанностей. Конституция Катара предусматривает и определенную роль премьер-министра, который «председательствует на заседаниях Совета министров, организует эти заседания и контролирует координацию работы различных министерств с целью достижения единства и гармонии правительственных органов» (ст. 125).

 

Парламентская монархия

 

Парламентскими монархиями являются Марокко и Иордания, хотя и с особой специфической властью главы государства – короля.

 

новой Конституции Королевства Марокко 2011 г. содержится четкое разделение полномочий монарха на «незыблемые», которые не могут быть подвержены в дальнейшем каким-либо изменениям и «законодательные», которыми монарх делится с исполнительной и законодательной властью.

 

Король является Повелителем правоверных и возглавляет Высший совет улемов, а также стоит на страже защиты веры и является гарантом свободы отправления религиозных культов (ст. 19). Король является «высшим представителем нации, символом ее единства, г-рантом устойчивости и преемственности государства, его независимости и территориальной целостности». Подчеркивается особый статус короля как верховного арбитра, на которого возложена задача защиты демократических выборов и обеспечения стабильного функционирования конституционных институтов.

 

Глава правительства обладает правом назначать и освобождать от занимаемой должности министров, а также распускать нижнюю палату парламента после консультаций с королем. В обязанности главы правительства входит также «координация деятельности правителства и осуществление контроля за государственной службой». Объявить чрезвычайное положение король может только после консультаций с премьер-министром. При этом король на должность премьер-министра должен назначить представителя победившей на парламентских выборах партии. Правительство подотчетно только законодательному органу, которому принадлежат «исключительные полномочия» в сфере законодательства. Глава правительства должен выступать перед парламентом с правительственной программой и отвечать на вопросы о деятельности правительства, а парламентские комитеты имеют право делать запросы министрам и другим должностным лицам о государственной политике.

 

По конституции королевские прерогативы в отношении Палаты представителей достаточно обширны. Прежде всего, король может обращаться к Палате представителей и народу с посланиями. Конституция устанавливает, что содержание королевских посланий не может быть предметом каких-либо дебатов.

 

Интересно правовое положение депутатов Палаты представителей. Конституция вводит принцип парламентского иммунитета, в соответствии с которым депутаты не могут быть арестованы, задержаны или преследуемы за мнения или голосование, выраженное во исполнение их полномочий, кроме случаев, когда они ставят под сомнение существование монархической системы, мусульманской религии или выражают недостаточное уважение королю.

 

Палата представителей проводит две сессии в год. Король председательствует на открытии первой сессии, которая начинается во вторую пятницу октября. Вторая сессия начинается во вторую пятницу апреля. Король может созвать Палату представителей на чрезвычайную сессию. Абсолютное большинство членов Палаты также может потребовать созыва чрезвычайной сессии. По требованию короля или по требованию абсолютного большинства членов Палаты представителей палата может сформировать комиссию по расследованию для оценки различных негативных явлений государственной жизни.

 

По конституции король промульгирует принятые зак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: