Коммуникативно-деятельностный подход в диагностике и коррекции отклонений




Коммуникативно-деятельностный подход в диагностике и коррекции отклонений речевого развития у детей раннего возрастаВ настоящее время особое значение в логопедии приобрела проблема раннего выявления отклонений психоречевого развития и раннего направ-ленного воздействия. Предупредительное воздействие на начальной стадии дизонтогенеза может ограничить проявление недоразвития, исключить или уменьшить его нежелательные, вторично обусловленные последствия.Полноценное овладение речью, как средством общения, выводит ре-бенка из ситуационной зависимости, меняет его отношение к окружающей среде [Л. С. Выготский, О. Е. Громова, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин и др.]. Откло-нения в развитии речи затрудняют, прежде всего, общение с близкими взрослыми, а значит, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания, сокращают период практического самостоятельного накопления языковых закономерно-стей [Р. Е. Левина].Целью данной статьи является обобщение результатов нашего исследо-вания в области коммуникативно-деятельностного подхода к диагностике и коррекции отклонений в овладении речью в раннем возрасте. Данное исследование состоялось благодаря научному руководству доктора педаго-гических наук, профессора Г. В. Чиркиной.Методологическую основу разработанного нами коррекционно-предупре-дительного воздействия при отклонениях психоречевого развития в раннем возрасте составляют: культурно-историческая теория (Л. С. Выготский); теория речевого поведения [Р. Е. Левина, И. А. Зимняя, И. А. Стернин]; ком-муникативно-когнитивный подход в овладении и коррекции речи (А. Н. Ле-онтьев, Г. В. Чиркина).В аспекте раннего коррекционного воздействия развитие речи мы пони-маем как процесс последовательного овладения стабильно-динамическими речеязыковыми системами, что возможно только в условиях адекватной коммуникации и психофизиологической готовности ребенка.Такое понимание речевого развития ребенка раннего возраста позволило нам выделить отклонения речевого развития или отклонения в овладении речью как отдельную нозологическую единицу речевого недоразвития в младенческом и раннем возрасте. Отклонения речевого развития — это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах стабильно-динамической речеязыковой системы, обусловленное неадекват-ностью социально-коммуникативных условий и, как следствие, незрелостью психофизиологических (когнитивных) предпосылок речи. Отклонения в овла-дении речью являются следствием дисинхронии компонентов речеязыковой системы и провоцируют фонетико-фонематические нарушения или общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте.По результатам анализа более 350 теоретических источников, тем или иным образом описывающих различные аспекты речевого и языкового раз-вития в младенчестве и раннем возрасте, и результатов обследования более 800 детей, нами выделено пять стабильно-динамических речеязыковых систем в психоречевом развитии ребенка до трех лет. Эти речеязыковые системы объединены в единую модель психоречевого развития ребенка до трех лет [4: 33].Каждая из пяти выделенных нами речеязыковых систем включает «узловые образования» (в терминологии Р. Е. Левиной) двух порядков. Под «узловым образованием» мы понимаем ключевой процесс, появление которого завер-шает формирование одной стабильно-динамической речеязыковой системы и обуславливает переход на следующую. «Узловым образованием» (ключе-вым процессом) первого порядка являются когнитивные (в нашей модели психофизиологические) процессы. Перечислим ключевые когнитивные (психофизиологические) процессы первого порядка в генезе их появления и развития. К ключевым, т. е. определяющим развитие ребенка, относятся следующие психофизиологические процессы:●зрительное сосредоточение сначала на лице близкого взрослого, потом на губах, что манифестирует появление лицевого гнозиса;●звуковысотный слух как способность воспринимать и продуцировать музыку родного языка, которая проявляется в интонациях;●фонематический слух как способность ребенка выделять речевые звуки из общего звукового потока, которые произносят близкие взрослые;●двигательные предпосылки артикуляции — пластичность и податли-вость мышц языка, окологубной мышцы рта, нижнечелюстных мышц, мимических мышц;●фонематическое восприятие как умение ребенка дифференцировать звуки речи родного языка. Фонематическое восприятие зарождается внутри фонематического слуха и является процессом произвольного уровня.Коммуникативные условия способствуют психофизическому развитию ребенка младенческого, а затем и раннего возраста и тем самым «запускают» его познавательную активность.

Коммуникативно-деятельностный подход в диагностике и коррекции отклонений...Шереметьева Е. В.165164Самая первая форма общения, которая будет стимулировать физическое, фи-зиологическое, психофизиологическое, психоречевое становление малыша — это непосредственное эмоциональное общение близкого взрослого (М. И. Лисина).Внутри непосредственного эмоционального общения зарождается пред-метно-действенное общение, т. е. общение, опосредованное предметом. Внутри уже предметно-действенного общения возникают элементы ситуатив-но-делового общения. Эта форма общения в данном возрасте предполагает наличие часто повторяющейся ситуации, внутри которой возникает одно и то же дело, разделенное между взрослым и ребенком.Внутри ситуативно-деловой формы общения возникают элементы ситуа-тивно-познавательного общения. Ребенок уже овладел первыми 10–15 сло-вами и начинает проявлять интерес к называнию словами других предметов, окружающих его. Он, как писал Л. С. Выготский, делает открытие, что, оказывается, каждый предмет имеет свое название.Гармоничное взаимодействие коммуникативных и когнитивных процессов позволяет ребенку «набирать» из вербальной и невербальной коммуникатив-ной среды языковые средства общения.Языковые средства общения младенца, а затем и ребенка раннего возраста мы представили собственно экспрессивными, интонационно-голосовыми и ритмическими составляющими, как непроизвольного, так и произволь-ного уровней.Ключевым процессом («узловым образованием») второго порядка является собственно языковой компонент уже произвольного уровня. Появление дан-ного процесса в арсенале языковых средств общения ребенка манифестирует скорый переход к следующей стабильно-динамической речеязыковой систе-ме. Нами выявлено, что произвольный уровень владения существующими невербальными, а затем и вербальными средствами коммуникации, можно увидеть в ритмической составляющей языковых средств младенца.Данная теоретическая модель послужила отправным пунктом опре-деления внутренних связей речевого онтогенеза, отразила динамику психоречевого развития ребенка раннего возраста. Позволила нам более четко осознать и разработать направления и параметры коррекционно-предупредительного воздействия.Коррекционно-предупредительное воздействие предполагает направлен-ный процесс коррекции компонентов и параметров психоречевого развития, которые должны быть в зоне актуального развития ребенка и предупрежде-ние недоразвития тех компонентов и параметров психоречевого развития, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.Направленное коррекционно-предупредительное воздействие включает в себя три этапа: диагностический, коррекционно-предупредительный и этап мониторинга коррекционно-предупредительного воздействия.Нами разработана и апробирована методика диагностики психоречевого развития ребенка раннего возраста и соответствующая компьютерная диагно-стическая программа. Наша диагностика позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в овладении речью, определить тип этих отклонений, отграничить эти состояния от задержки речевого развития и замедленного варианта нормального речестановления.Данная диагностическая методика предполагает изучение четырех взаимо-связанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации:●психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;●когнитивных компонентов;●естественной коммуникативно-речевой среды;●собственной языковой продукции ребенка.Комплексное обследование речестановления ребенка раннего возраста организуется в три этапа:I этап — ориентировочный: 1) сбор анамнестических данных и определение актуального сомати-ческого и неврологического статусов ребенка; 2) изучение микросоциальных условий развития ребенка.II этап — диагностический: 1) обследование психофизиологических компонентов овладения речью; 2) изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка; 3) обследование доступных ребенку средств общения.III этап — дифференциальный: 1) определение актуального состояния психоречевого развития ребенка раннего возраста; 2) разграничение индивидуального темпа нормального речевого раз-вития и задержки речевого развития (обратимой); 3) разграничение задержки речевого развития темпового характера (обратимой) и отклонений речевого развития; 4) определение типа отклонений речевого развития с помощью графи-ческого изображения коммуникативно-речевого профиля ребенка.Коммуникативно-речевой профиль позволяет выявить сохранные и нару-шенные составляющие психоречевого развития (структуру недоразвития), определить логопедическое заключение в раннем возрасте и, следовательно, максимально индивидуализировать коррекционно-предупредительное или консультационное воздействие в раннем возрасте.Отклонения в овладении речью детьми раннего возраста неоднородны по своим степени выраженности, генезу и проявлениям.

Коммуникативно-деятельностный подход в диагностике и коррекции отклонений...Шереметьева Е. В.167166По степени выраженности нами выделено три типа отклонений в овла-дении речью (ООР) или отклонений речевого развития (ОРР):●резко выраженные отклонения в овладении речью или резко выраженные отклонения речевого развития (Рв ООР / РвОРР)●выраженные отклонения в овладении речью или выраженные отклонения речевого развития (В ООР / В ОРР)●не резко выраженные отклонения в овладении речью или не резко вы-раженные отклонения речевого развития (Нрв ООР / Нрв ОРР) [33].По генезу и проявлениям выделено два типа отклонений в овладении речью (ООР) или отклонений речевого развития (ОРР):●отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием психо-физиологических компонентов (ООР Пф генеза)●отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием когни-тивных компонентов (ООР К генеза).Так, если у ребенка выявлены резко выраженные отклонения в овладении речью (Рв ООР / РвОРР), мы рекомендуем ребенку три индивидуальных занятия с логопедом в неделю, одно фронтальное еженедельное музы-кально-логопедическое занятие; мы рекомендуем родителям обязательное посещение одного индивидуального занятия с ребенком в неделю, общего еженедельного занятия для родителей группы. В зависимости от особен-ностей коммуникативно-речевого профиля мы можем рекомендовать та-кому ребенку занятия у дефектолога, консультацию психолога, направить на консультацию к специальному психологу, неврологу, психоневрологу, офтальмологу, оториноларингологу, сурдологу и т. д. (узких специалистов мы определяем индивидуально для максимальной компенсации выявленных нарушений развития).В случае если у ребенка квалифицированы выраженные отклонения в овладении речью (В ООР / В ОРР), мы рекомендуем такому малышу два индивидуальных занятия у логопеда еженедельно и фронтальное музы-кально-логопедическое занятие. Родителей такого ребенка мы приглашаемтолько на общую еженедельную встречу логопеда со всей группой родителей.При не резко выраженных отклонениях в овладении речью (Нрв ООР /Нрв ОРР) ребенку будет достаточно одного еженедельного фронтального музыкально-логопедического занятия в группе детей. А родителям достаточно будет посещать общегрупповые еженедельные встречи со всеми родителями.Если у ребенка выявлены отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов (ООР Пф генеза), мы приглашаем такого ребенка на два индивидуальных логопедических занятия у логопеда еженедельно, на одно фронтальное музыкально-логопедическое занятия, а родителей такого ребенка мы ждем на общей еженедельной встре-че со всеми родителями группы. Возможна консультация у невролога или другого узкого специалиста.При отклонениях в овладении речью, обусловленных недоразвитием когнитивных компонентов (ООР К генеза), мы рекомендуем еженедельные занятия у дефектолога или специального психолога (зависит от структурывыявленного недоразвития), фронтальное музыкально-логопедическое заня-тие. Родителей приглашаем на еженедельные консультацию к специальному психологу, дефектологу и на общегрупповую еженедельную встречу всехродителей группы.Для всех детей с отклонениями в овладении речью мы разработали си-стему комплексных музыкально-логопедических занятий.Основная цель музыкально-логопедических занятий — «включить»ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии в коммуникативное взаимодействие с близкими взрослыми, педагогами группы и ровесниками, уже владеющими вербальными средствами коммуникации.Такое «включение» — комплексный коррекционно-предупредительный процесс для детей и дидактический процесс для родителей и педагогов. Целевая установка разработанной нами системы музыкально-логопеди-ческих занятий — овладение неговорящими детьми первоначальными коммуникативными и языковыми компетенциями. Достижение данной цели возможно при последовательном решении ряда задач: моделирование коммуникативных ситуаций; стимуляция коммуникативных актов через создание мотивов деятельности на занятии; отработка коммуникативных контуров, как целостных интонационно-ритмических конструктов вербаль-ного общения; введение невербальных и доступных ребенку вербальных языковых средств коммуникации.Коммуникативная ситуация — это конкретная ситуация общения, в ко-торую входят партнеры по коммуникации, способы реализации коммуника-тивной интенции, неречевые компоненты [2: 47].Если традиционное фронтальное логопедическое занятие — это итог подготовительной индивидуальной работы, то музыкально-логопедическое занятие — это начало коррекционно-дидактической работы по созданию коммуникативных ситуаций в рамках единой тематической направленности (лексической темы) в группе и в семье. На каждом таком занятии посредствомсоздания целого ряда коммуникативных ситуаций в рамках одной лексической темы мы учим основным коммуникативным умениям неговорящих детей. Обучение родителей общению с ребенком с отклонениями в овладении речью различного генеза идет еженедельно через комментируемый учите-лем-логопедом просмотр видеозаписи каждого музыкально-логопедического занятия, теоретическое консультирование, обмен опытом и индивидуальные беседы с родителями. Видеозапись музыкально-логопедического занятия

169Шереметьева Е. В.168становится необходимым дидактическим средством работы с родителями с целью выстраивания одинаково понимаемого пространства коррекцион-но-предупредительного воздействия, как в дошкольном образовательномучреждении или в частном центре коррекции, так и семье.Анализ результатов коррекционно-предупредительного воздействия в течение 10 лет показал, что речевое развитие 95,7 % детей с отклонениями в овладении речью раннего возраста после проведенного коррекционно-пред-упредительного обучения к трем годам соответствует возрастным нормам или максимально возможно компенсируется в случаях сложных нарушений развития ребенка.Таким образом, включение ребенка раннего возраста в коммуникатив-ное взаимодействие со взрослым, обучение родителей основным приемам создания коммуникативных ситуаций с неговорящими детьми, кроме того, включение ребенка в общение со сверстниками позволяет воссоздать он-тогенетический путь формирования вербальных средств общения и, таким образом, предупредить тяжелые нарушения речи или другие патологические формы психического дизонтогенеза.Полагаясь на результаты исследования, проведенного под руководством Г. В. Чиркиной, и большой практический опыт работы с детьми раннего возраста и их семьями, мы разработали учебный курс «Коррекцион-но-предупредительное воздействие в раннем возрасте» для студентов,обучающихся по направлению 050700 (44.03.03) специальное (дефек-тологическое) образование по профилю «Логопедия», а также учебный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возрастас отклонениями в овладении речью» для студентов магистратуры 44.04.03 по направлению специальное (дефектологическое) образование, маги-стерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Данные учебные курсы введены в соответствующие учебные планы нашего университета.Литература:1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Про-свещение, 1968.2. Чиркина Г. В. Принципы анализа и оценки сформированности Ком-муникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / Под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьевой. Архангельск: Поморский университет, 2009.3. Шереметьева Е. В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста. М.: НКЦ, 2013.4. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. М.: НКЦ, 2012.Щербак С. Г.Щербак С. Г.кандидат педагогических наук,доцент кафедры специальной педагогики, психологиии предметных методикЧелябинского государственного педагогического университетаЧелябинск, РоссияКоммуникативно-когнитивный подход к формированию коммуникативно-речевых навыков монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствамиВ статье рассматривается коммуникативно-когнитивный (когнитивно-дискурсивный) подход к коррекции речевых нарушений и его реализация в логопедической работе по формированию коммуникативно-речевых навыков устного монологического высказывания детей с минимальными дизартри-ческими расстройствами.Устная речь является одним из показателей достаточной готовности ребенка к обучению в школе. Умения выражать свои мысли и желания с помощью речи, оформлять речевое высказывание в ситуации общения и включать активную речь в общение, использовать устную речь как средство познания и общения определяются как необходимые социально-нормативные возраст-ные характеристики возможных до



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: