Одной из основных сфер социальной жизни, где человек может обозначить и реализовать себя, является профессиональная среда. Профессиональная идентичность является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. Изучение особенностей формирования профессиональной идентичности юристов должно включать характеристику юридической деятельности как основы формирования профессиональной идентичности юриста.
Социология юридической профессии – раздел социологии, изучающий юридическое общество, составляющие его системы и закономерности его развития. Юридическая профессия хорошо изучена в рамках социологии. Юристам свойственен полный набор атрибутов, которые принято связывать с понятием «профессия»: лицензия на право заниматься своей деятельностью, ассоциация, этические нормы, учебные программы, квалификационные экзамены. В истории профессий не так редки случаи, когда та или иная деятельность имеет все внешние признаки профессии, но нет того внутреннего духа, который бы объединял представителей этого вида занятости в одно целое.
2) Особенность правовой идентичности юридической профессии
Система представлений о самом себе в рамках профессиональной идентичности будущего юриста включает представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о собственных возможностях реализации этих целей.
На наш взгляд, профессиональная идентичность выпускников юридических вузов развивается в результате целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности и характеризует значимость для студента профессии как средства удовлетворения своих потребностей.
|
При этом для деятельности профессионального юриста и для студента, обучающегося по данной специальности, значимо наличие
очень большого количества качеств. Мы их предлагаем систематизировать следующим образом.
I. Качества личности, опосредованные психическими процессами:
1) вниманием (внимательность, наблюдательность, хорошая переключаемость и др.);
2) мышлением (профессиональное психологическое мышление,
умение аналитически мыслить, склонность анализировать, общая
интеллектуальность, творческий склад ума, самостоятельность суждений и др.);
3) речью (четкая, ясная, связная речь, умение делать содержание высказывания понятным и др.);
4) памятью (хорошая память и др.).
II. Непосредственно личностные качества (систематизированные по объекту, предмету приложения):
1) по отношению к себе (самообладание, уверенность в себе, спокойствие, воздержанность, эмоционально-волевая стабильность и др.);
2) по отношению к другим людям: качества, направленные на налаживание контакта с другими людьми (готовность к сотрудничеству, общительность, обходительность, доброжелательность и др.); качества, ориентированные на понимание личности другого (эмпатия, умение сопереживать другому человеку, толерантность и др.);
3) по отношению к профессии (компетентность, образованность,
просвещенность, квалифицированность и др.);
4) по отношению к обществу (соблюдение моральных и правовых норм, нравственность, воспитанность, добропорядочность, добросовестность и др.);
|
5) по отношению к жизни (оптимистичность, прогностичность, общая активность, интуиция и др.).
3) Правовая идентичность адвоката и судьи
Идентичность адвоката строится на идее оказания доверительной помощи в защите чужих интересов при помощи. Она слагается из множества факторов, включая его профессиональные и личные качества, знания и опыт, в том числе чужой, а также особенности его психической организации, меняющиеся общественные условия, потребности клиентов и т.п. Субъектами формирования профессиональной идентичности выступают сам адвокат, его коллеги, государство, клиенты, повседневное окружение и др. Разумеется, исключительно большую, если не центральную роль в этом процессе играет адвокатское сообщество.
Идентичность адвоката должна включать в себя особое отношение к языку и речи как к основным инструментам профессиональной деятельности, в том числе умение и стремление добиться чужого внимания, точно сформулировать свою позицию, сделав ее понятной для собеседников, связав отдельные фрагменты свое речи в целое и подкрепив каждый из тезисов корректной и убедительной аргументацией.
Фактор соперничества пронизывает собой идентичность адвоката.
Профессиональная идентичность судьи представляет собой относительно целостное социально-психологическое образование, объединяющее отдельные элементы правового положения судьи, его профессиональной деятельности и правового сознания.
Особенности: требует наличия развитого профессионального и личного опыта, а также мировоззрения.
|
Профессиональная идентичность судьи предполагает не отсутствие интересов, а их специфическую направленность, вытекающую из строго определенных ценностных ориентаций
— принесение присяги.
— понимает природу, назначение и содержание собственной деятельности
— осознание собственной самостоятельности, автономии воли, невозможности чьего-либо вмешательства в его деятельность.
— неприкосновенность
— высокая степень замкнутости судейского сообщества, которая может доходить до изоляции от общества.
4) Проблемы формирования правовой идентичности юриста
Процесс формирования профессионального самосознания исследуется как развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности. Развиваясь в ходе деятельности, психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, оказывают влияние на успешность осуществления субъектом профессиональной деятельности.
Профессиональная идентичность юриста находится в прямой двусторонней связи с его коммуникативной стратегией. Посредническая роль юриста в социальной жизни, связанная с необходимостью постоянной полисубъектной коммуникации, требует высокой точности как в выборе речевых средств, так и в целеполагании. Состязательные практики тесно соседствуют с теми областями деятельности, где необходимо сотрудничество, зоны сугубо профессионального общения на специальном языке сменяются контактами с клиентурой или представителями общественности, где неизбежно упрощение терминологии и переключение в иной стиль.
Идентичность юриста, в числе прочего, сталкивается с такой проблемой, как конфликт объективного и субъективного. Сложность внутренней структуры идентичности, выражающаяся в сочетании нормативного и психологического, начал, дает о себе знать в нестандартных ситуациях юридической практики, в особенности когда происходит столкновение между внешними требованиями и внутренними установками, между различными видами социо-нормативной регуляции и т. п. В этих случаях субъективный образ самого себя как профессионала может вступать в противоречие с общественными ожиданиями и оценками. Примерами такого конфликта могут быть, скажем, случаи, когда прокурор или судья вынужден применять явно «непопулярные» статьи закона, не пользующиеся одобрением общества, или когда адвокат ведет защиту лица, обвиняемого в серьезном преступлении, и в виновности которого заранее убеждено общественное мнение.
В этих случаях профессиональная идентичность может оказаться под угрозой разрушения и ее целостность сохраняется при условии, что существует такое основание идентичности, которое все-таки обеспечивает связь между ее объективной и субъективной сторонами.
Выполняя свои служебные функции, юрист может психологически дистанцироваться от них, не придавать им высокого ценностного статуса, а располагать свои личностные интересы и конструировать свою идентичность в какой-то иной области — семейной, этнической, политической, гендерной, религиозной и т. п. Возможно также, что подобного рода отчуждение от собственных профессиональных занятий приведет к тому, что идентичность останется незавершенной, приобретет «разорванный», или усеченный характер.
Несформированность или слабость профессиональной идентичности юриста может объясняться самыми различными причинами. Одна из них заключается в отсутствии или недостаточности способностей к рефлексии, т. е. к целенаправленному познанию и пониманию себя, собственного мышления и поведения. Это, в свою очередь, возможно лишь благодаря практикам самонаблюдения (интроспекции).
Формирование такого качества, как правовая идентичность, требует существенного пересмотра подходов не только к правовому воспитанию в целом, о чем уже шла речь выше, изменению содержания символических форм, но и к содержанию образовательных программ при подготовке кадров профессиональных юристов. В связи с этим необходимо обратить внимание на ряд моментов, требующих изменения сложившейся методики преподавания отдельных юридических дисциплин.