Научно-технический прогресс и его последствия.




Понятие техники.

 

Техника (лат TECHNE – искусство, мастерство) – понятие, которым в истории культуры было принято обозначать:

1. определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин); искусственная среда

2. воплощенное стремление человека к власти над природой

3. творчество, отражающее определенные цели человека

4. техническое творчество как самоцель

5. деятельность связанная с особым способом преобразования природы

6. система ценностей и норм, регулирующая жизнь человека в цивилизованном мире.

Одной из широко распространенных интерпретаций природы научно—технического творчества является понимание его как процесса применения достижений естественных наук в оптимизации технических и технологических решений. Этот подход согласуется с соответствующими утверждениями о природе техники, технического знания, технической теории, когда говорят, что технические науки есть не что иное, как сумма прикладных разделов математики, физики, химии, кибернетики, а содержание технических теорий исчерпывается естественнонаучными знаниями.

Другая точка зрения, в соответствии с которой развитие и утверждение техники происходит лишь благодаря тем преимуществам, которые она дает, увеличивая физические, сенсорные или вычислительные способности человека.

Однако эти подходы игнорируют важнейший стимул научно-технического творчества — социальную практику. Методологический анализ, опирающийся на исследование лишь двух ука­занных факторов творческой научно-технической мыс­ли, не может претендовать на полноту.

Структура и направленность научно-технического твор­чества связана с социокультур­ными характеристиками того типа общественной системы, в котором имеют место научные и технические инновации.

Как и многие другие виды творчества, на­учно-техническое творчество является целесообразной деятельностью. В нем цель направляет анализ, создание и выбор технической системы. Даже случайное изобре­тение или открытие представляет собой побочный про­дукт достижения некоторой цели.

Всякая цель есть единство трех компонентов — пред­метного, ситуативного и мотивационного. Цель пред­метна, поскольку выступает образом того объекта, кото­рый должен появиться в будущем. Цель ситуативна, так как связана в той или иной мере со средствами своего достижения и предопределяет воз­можность их выбора. Цель мотивирована, ибо служит удовлетворению некоторой потребности человека и отра­жает направление развития последней.

Предметность и ситуативность соотносят цель с внеш­ним миром и потому составляют ее объективную основу. Чем глубже мы познаем и учитываем тенденции его раз­вития, тем успешнее действуем. Вот почему многие виды творчества, в том числе современное техническое творчество, непременно используют науку, опираются на ее достижения, фиксирующие объектив­ные закономерности.

В противоположность предметности и ситуативности мотивированность не связывает цель со сложившимися к данному моменту внешними обстоятельствами. В роли мотива выступает определенная совокупность субъек­тивных ценностей, отвечающих на вопрос, ради чего ставится и достигается некоторая цель, какие потребности она может удовлетворить, или на что я могу надеяться в своих действиях. Это озна­чает, что любой целесообразный акт деятельности имеет социокультурную предопределенность. Идеалы, надежды, моральные нормы, традиции, образцы культуры незримо, но органично вплетаются в деятельностный процесс.

Поскольку каждая эпоха имеет свою систему ценностей, постольку на разных этапах развития человеческого обще­ства или его отдельных фрагментов научно-техническое творчество мотивировано по-разному.

Научно-техническому творчеству исторически предшествовало творчество техническое. Последнее становится научно-тех­ническим с возникновением и применением научно-техни­ческого знания, первоначально представленного статикой и гидростатикой Архимеда и давшего ответы на самые живо­трепещущие практические проблемы античности: переме­щение грузов, установление равновесия сил, распределение тяжести между опорами. Будучи основой расчетов при ре­шении такого рода вопросов, научно-техническое знание выполняло методологическую функцию. На его основе были изобретены «архимедов винт», во­енные метательные машины, небесные сферы, прибор для измерения видимого диаметра Солнца, сделаны другие откры­тия и изобретения, свидетельствующие о фактически револю­ционном перевороте в производительных силах общества.

Застойная экономика Древ­него Рима, основанная на дешевом труде рабов, в которых, в отличие от греческих полисов, Римская империя не знала недостатка, имела своим следствием деградацию духовной жизни и вместе с тем вызвала угасание интереса к техниче­ским новшествам, следовательно, к научно-техническим знаниям. Если искусственные материальные средства дея­тельности еще могли, хотя и медленно, эволюционировать независимо от развития математики и физики, то о научно-техническом знании этого сказать никак нельзя. Прогресс в области технических наук был резко заторможен. Многие до­стижения древних греков были забыты на века. Социальная практика, таким образом, лишила научно-технические зна­ния импульсов к развитию.

Интерес к научно-техническим знаниям, как и к до­стижениям античной механики, проявился лишь в эпоху Возрождения, когда предметно—практическая деятель­ность достигла уровня, на котором многие технические задачи не поддавались решению без применения науч­ных методов. Техническое творчество снова стало при­обретать естественнонаучный методологический базис.

Одновременно складывался и развивался мир бытия техники, помещающийся между миром природы и миром человека и управляемый относительно автономными за­конами: законом передачи техническим системам трудо­вых функций человека, законом прогрессивной эволю­ции технических систем, законом соответствия между функцией и структурой технической системы и др. В со­ответствии с этими законами к техническим изделиям стали предъявляться требования исходя из их произво­дительности, способности служить достижению целей с возможно меньшими затратами. Данное свойство дли­тельное время выступало в качестве важнейшего крите­рия принятия технических новшеств.

С развитием рыночных отношений, формированием бур­жуазного образа мышления с присущими ему эгоизмом и прагматизмом на становление техники стали оказывать влияние такие социальные факторы, как обеспечение вы­сокого качества и низкой себестоимости производимых товаров, гарантирующих их высокую конкурентоспо­собность. Методология научно-технического творче­ства дополнилась двумя важными принципами: бэконовским принципом господства над природой — все служит человеку, он же извлекает и получает пользу из каждой окружающей его вещи и веберовским принципом ра­циональности, в соответствии с которым прибыль — важ­нейший показатель ценности всякого технического ново­введения.

Применение этих принципов имело ряд негативных последствий. Подчинение творческой технической мыс­ли решению сиюминутных задач и коммерческим целям вело ее к противоречию с успехами и тенденциями раз­вития науки. Достижение результата любой ценой, про­тивопоставление человека и природы не могло не вести к нежелательным социокультурным результатам. В ко­нечном счете это привело к формированию инженера-технократа, который и сегодня остается заметной фигу­рой на фоне научно—технического прогресса.

Вместе с тем, складывающиеся социальные условия существенно влияли на формы, в которые выливалось поступательное движение техники в рамках существо­вания товарно-денежных отношений. В частности, в Европе XVII в. развивались прежде всего те области техники, в которых были заинтересованы абсолютист­ские правительства, — различные виды вооружения, военный и торговый флот, горное дело, ювелирное де­ло, измерительная техника (как средство совершенст­вования процедур взимания налогов). В то же время инновации в сфере производства орудий труда, быто­вого обслуживания населения и т. д. оставались на заднем плане и не пользовались покровительством государства. Приоритеты стали меняться с победой буржуазных революций.

Социальные регулятивы играют исключительно важ­ную роль и на современном этапе научных и технологиче­ских преобразований. В их воздействии в наиболее явной форме проявляется непосредственная зависимость научно-технического творчества от общественных потребно­стей, чего нельзя сказать о творчестве естественно­научном, обладающем относительной автономией от социально-исторической практики и допускающем собственный свободный пробег.

Данные обстоятельства ведут к формированию но­вых представлений о характере и назначении совре­менной технологии. Если раньше под технологией обычно понималась совокупность различных спосо­бов деятельности и систем знаний, ориентированных на организацию и реализацию тех или иных произ­водственных процессов, цель которых — создание оп­ределенных видов продукции, то теперь технология становится наукой о производственной деятельности, учитывающей в своих решениях и рекомендациях все системные характеристики производства. В круг ее интересов входят не только экстремальные значения и предельная эффективность в достижении того или иного промышленного продукта, но и вопросы об оп­равданности и целесообразности его изготовления, об оптимальных (и отнюдь не экстремальных) оценках ограниченности ресурсов, их рациональном использо­вании и т. д. Технология, таким образом, использует науку не только для достижения конечного эффекта данного конкретного производства, но и для научного обоснования, оправдания и рационализации всех производственных, экономических, социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, связанных с данным видом производственной дея­тельности. Этим она существенно отличается от классической системы инженерно-технических зна­ний. Системность мышления инженера подни­мается на новый уровень, поскольку оно должно учитывать связи не только внутри создаваемого при­способления, механизма, процесса, но и вне его, связи, вовлекающие это приспособление, механизм или процесс в более широкую систему социального и куль­турного плана.

Современное научно-техническое творчество может развиваться лишь ориентируясь на эту системность, на принципиально новую технологию, способную уже в ближайшем будущем удовлетворить насущные потреб­ности социальной практики. Возникшие задачи требуют глубокого познания социальных процессов. Однако ни одна техническая дисциплина, опираясь только на внут­ренние ресурсы и возможности, не в состоянии увидеть запросы завтрашнего дня, обосновать, почему надо изо­бретать то, а не это, выпускать такие, а не иные виды продукции. Чтобы правильно организовать свою деятельность, новатор дол­жен выйти за рамки ориентации, характерных для сугубо технического мышления, и осмыслить тот социокультур­ный фон, на котором эта деятельность строится и проте­кает. Прогресс в области науки и техники требует, таким образом, высокой общей культуры личности и наполне­ния гуманитарной подготовки специалистов осязаемо практическим смыслом.

Пожалуй, является общепризнанным то, что наряду с экологизацией гуманизация научно-технической и на­учно-технологической деятельности должна играть ве­дущую роль в качестве методологического основания в создании адекватной теории дальнейшего развития об­щества. Очевидно и то, что среди ориентиров и мотивов развития техники достойное место должны занимать об­щечеловеческие ценности. Однако такого рода сообра­жения могут остаться «общими рассуждениями», если не учитывать существенные ограничения, определяющие­ся спецификой включения техники в конкретный соц­иокультурный контекст.

 

2.Роль и интерпретации техники в истории цивилизации:

 

Будучи одной из форм активности человека техника появилась вместе с ним.

В натуралистической традиции греческое techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо. Позднее за значением техники осталось лишь область изобретений, ремесленного труда, связанная с воплощением идеи в конкретном (а потому преходящем изменчивом) материале природы, а следовательно, по мнению Аристотеля, недостойная философской рефлексии. Отдельные попытки описания технических систем перешли в 18ст в создание системы инженерного образования, технологии как комплекса знаний о технике. Последняя превратила технику в практическое поле своих исследований. В 19в в содержании понятия техники произошли изменения. Они были обусловлены индустриализацией, расширением мирового рынка, углублением разделения труда, усилением кооперации (транспорт, связь), политической нестабильностью (спрос на военную технику), ощутимым влиянием техники на социальные процессы на социальные процессы (безработицу, отчуждение). Формируется слой инженерно-технической интиллигенции с определенной потребностью – осмыслить природу техники, ее влияние на общество. Конкретно-научные представления сложились в комплекс технических наук. Формирующаяся сегодня единая информационно- техническая система планеты влияет на массовое сознание и мировоззрение людей.

Современная техника – сложная система, в которой элементы взаимосвязаны. В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линииэлектропередач); транспорт; техника процесса обучения; медицинские технологии; военная техника и технологии; бытовая; научная. Каждая из технических подсистем требует участия человека.

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Технические средства с одной стороны вещество природы, с другой – призваны быть продолжением естественных работающих органов человека.

Три основных этапа истории техники:

1. орудия ручного труда (инструменты). Характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер.

2. машины (на уровне механизации). Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным.

3. автоматы (машины на уровне автоматизации). Свободный тип связи человека и техники. Человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма.

Развитие техники совершается не только путем опредмечивания технологических функций человека, но и путем превращения вещества природы и естественных процессов в рабочее вещество и технологические процессы.

Основные интерпретации:

1. Аристотелевская – нейтральность техники по отношению к формам бытия человека в культуре, ее асоциальность. Это лишь небольшая область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда.

2. Новоевропейская модель отражает изменения в обществе 16-17ст, в частности заметно возросшую роль техники в жизни человека, запрос предприимчивого мышления на технические новации. Соглано Декарту такой запрос может быть удовлетворен рационалистической традицией. Приоритет разума стал основанием не только научной методологии, но и деятельности в сфере производства.

3. Марксистская – техника выступает как активный элемент в преобразовании природы (научно- технический прогресс). Марксизм исходит при анализе общественных явлений не из техники самой по себе, а из уровня развития производительных сил. Но техника занимает особое место в производительных силах: она фиксирует их рост, развитие – количественные и качественные изменения – в предметной форме. Т.о. уросень развития техники во многом определяет и соответствующий уровень развития общества. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими орудиями труда.

4. Технологический детерминизм – признание техники как объективной реальности, обладающей высокой динамикой развития, собственными закономерностями, способными изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Техника гуманна по своей природе. Человек же некомпетентен, неадекватно интерпретирует ее фундаментальный смысл. Технологический детерминизм: основная детерминанта социально-экономических и иных изменений в обществе – более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. В динамике общества решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага.

Для техницизма характерно стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.

5. Концепция кризиса культуры 20ст – в противовес техницистской традиции современная философия выдвигает и антитехницистскую линию. Техника предстает как один из ведущих факторов, способствовавших подчинению человека государственной машине, лишению его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации. Многие акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Феномен техники они связывают со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных манипуляций. Необходимо преодолеть узкие рамки технологический детерминизма и задуматься о возможной вариантности социального развития.

Ж.Эллюль, например, отмечает, что развитие техники подчас порождает ситуацию абсурда. Стемительное распостранение коммуникационных технических сетей (телефон, компьютерные сети) опережает возможность их ответственного наполнения. Могучие технические средства заполняются мелочной, пустой, бессодержательной информацией. Массовое внедрение технических приспособлений в производство и быт опережает интеллектуальный (и нравственный) уровень массового сознания. Возникает необходимость включения в технические системы ограничителей, обеспечивающих безопастность того, что англичане называют «fool proof» (защита от дурака).

 

Научно-технический прогресс и его последствия.

Единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки техники.

Истоки коренятся в мануфактурном производстве 16-18в. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счет накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. В 16в нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического и экспериментального решения целого ряда определенных задач. Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности.

Возникновение машинного производства в конце 18в было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большого количества математиков, механиков, физиков, изобретателей. Прогресс машинного производства во все большей степени определяется прогрессом науки. Наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить технические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования. Научно-техничекая деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.

Под воздействием современной научной революции расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технических задач учавствуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса влияют многие направления общественных наук: экономика и организация производства, конкретные социальные исследования, производственная эстетика, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: атомная энергетика, химия синтетических материалов и другие. Наука становится силой, непрерывно революционирующей технику. В свою очередь техника постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигает перед ней новые требования и задачи и обеспечивает ее все более точным и сложным экспериментальным оборудованием.

Влияние техники на современное общество происходит не только через сферу материального производства. Так, военная техника влияет на мировую политику, с изобретением средств массового уничтожения проблема сохранения мира превращается в проблему жизни и смерти всего человечества. Система образования, искусство, культура, быт в значительной мере преобразуются под воздействием техники. Изобретение кино, телевидения, звукозаписи вызвали к жизни новые виды искусства.

Однако с развитием социума роль искусственной среды обитания постоянно возрастает. Технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы среды обитания искусственными. К концу 20в искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность человека обострила экологические проблемы – они приобрели глобальное измерение. Совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и привести к гибели человеческую цивилизацию.

Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.

Первая из них - это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники.

Второй, пожалуй, самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.

Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался в рамках биосферы — особой системы, возникшей в ходе космической эволюции. Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.

И наконец еще одна — третья по счету (но не по значению) проблема - это проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее. Еще в 60-е годы философ Г.Маркузе констатировал в качества одного из последствий современного техногенного развития появление «одномерного человека» как продукта массовой культуры. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом и манипулируемые и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой — изолируют, атомизируют людей.

Современная техника позволяет общаться с людьми различных континентов. Можно по телефону побеседовать с коллегами из США, затем, включив телевизор, узнать, что делается далеко на юге Африки, но при этом не знать соседей по лестничной клетке, живя подолгу рядом с ними.

Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые культуре.

Речь идет об угрозе существования человеческой телесности которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир. Этот мир требует включения человека во всё возрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими на грузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Обвал информации, стрессовые нагрузки канцерогены, засорение окружающей среды, накопление вредных мутаций - все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.

Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечит многие болезни, но вместе с тем она устранила действия естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркивал носителей генетических ошибок из цепи сменяющихся поколений. С ростом мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводства человека возникает опасность резкого ухудшения генофонда человечества.

Выход иногда видят в перспективах генной инженерии. Но здесь нас подстерегают новые опасности. Если дать возможность вмешиваться в генетический код человека, изменять его, то этот путь ведет не только к позитивным результатам лечения ряда наследственный болезней, но и открывает опасные перспективы перестройки самих основ человеческой телесности. Возникает соблазн «планомерного» генетического совершенствования созданного природой «антропологического материала», приспосабливая его ко все новым социальным нагрузкам. Об этом сегодня пишут уже не только в фантастической литературе. Подобную перспективу всерьез обсуждают биологи, философы и футурологи. Несомненно, что достижения научно-технического прогресса дадут в руки человечества могучие средства, позволяющие воздействовать на глубинные генетические структуры, управляющие воспроизводством человеческого тела. Но получив в свое распоряжение подобные средства, человечество обретет нечто равнозначное атомной энергии по возможным последствиям. При современном уровне нравственного развития всегда найдутся «экспериментаторы» и добровольцы для экспериментов, которые могут сделать лозунг совершенствования биологической природы человека реалиями политической борьбы и амбициозных устремлений. Перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами манипуляций над психикой человека путем воздействия на его мозг. Современные исследования мозга обнаруживают структуры, воздействия на которые могут порождать галлюцинации, вызывать отчетливые картины прошлого, ко­торые переживаются как настоящие, изменять эмоциональные состояния человека и т.п. И уже появились добровольцы, применяющие на практике методику многих экспериментов в этой области: вживляют, например, в мозг десятки электродов, которые позволяют слабым электрическим раздражением вызывать необычные психические состояния, устранять сонливость, получать ощущения бодрости и т.п.

Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкивается человек в современном техногенном мире, способствуют накоплению отрицательных эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств снятия напряжения. В этих условиях возникают опасности распространения как традиционных (транквилизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляции психикой. Вообще вмешательство в человеческую телесность и особенно попытки целенаправленного изменения сферы эмоций и генетических оснований человека, даже при самом жестком контроле и слабых изменениях, могут привести к непредсказуемым последствиям. Нельзя упускать из виду, что человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и первичным эмоциональным строем, который ею продиктован. Биологические предпосылки — это не просто нейтральный фон социального бытия, это почва на которой вырастала человеческая культура и в но торой невозможна была бы человеческая духовность.

Все это — проблемы выживания человечества, которые породила техногенная цивилизация. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии.

По-видимому, на рубеже двух тысячелетий, по христианскому летосчислению, человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного развития.

Некоторые философы и футурологи сравнивают временные процессы с изменениями, которые пережило человечество при переходе от каменного к железному веку. Эта точка зрения имеет глубокие основания, если учесть, что решения глобальных проблем предполагают коренную трансформацию ранее принятых стратегий человеческой жизнедеятельности. Любой новый тип цивилизационного развития требует выработки новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.

В этом контексте часто возникает вопрос и о традиционных для техногенной цивилизации ценностях науки и научно-технического прогресса.

Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм с его требованиями ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, по существу, предлагает возврат к традиционным обществам. Но на этих путях в современных условиях невозможно решить проблему обеспечения постоянно растущего населения элементарными жизненными благами.

Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном гуманистические ориентиры и ценности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: