Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.
Ход занятия. Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин о девочке, в доме которой жили попугай Петруша и кот Мурзик. Объяснение содержания картинок дается в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что — потом и вот что — в самом конце (так как, возможно, это первая серия картин, увиденная некоторыми детьми). Взрослый дает время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ.
РАССКАЗ «ПОПУГАЙ ПЕТРУША»
Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу-лежит несколько перышек.
Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!
ВОПРОСЫК РАССКАЗУ
Кто жил у Маши в квартире? —- Как звали кота? — Как звали попугая? — Почему попугай вылетел из клетки? — Что увидела Маша, когда вошла в комнату? — Почему Маша решила, что кот съел попугая? — Что лежало рядом с котом? — Откуда взялись перышки?
Разбираются варианты ответов.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Восстановление деформированного предложения
Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.
Клетку Маша закрыть забыла.... Перышки кота около на лежали полу....
Голос Маша услышала громкий.... Сидел на попугай люстре.... Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
|
2. Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки пред
ложений:
забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит.
3. Подбор действий
— Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша? Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий.
4. Восстановление последовательности событий в рассказе и составление предло
жений
Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.
Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос. Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату. Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.
5. Подбор определяемых слов
Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся слова, обозначающие признаки:
говорливый... хитрый... пушистый... заботливая...
добрая... маленький... красивый... голосистый...
голодный... остроклювый... тонколапый...
пушистохвостый... хитроглазый... длиннохвостый...
полосатый... усатый... зубастый... остроухий... и т. п.
При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, например: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подобрать по 3—4 слова, характеризующих героев.
— Какой кот? попугай?
— Какая девочка Маша?
6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
ЗАНЯТИЕ № 11 -----------------------------------------------------------------
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ
|
В ВИДЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.
Ход занятия. Взрослый предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин о встрече мальчика в лесу с волками. После того как картинки будут внимательно рассмотрены, читает рассказ.
РАССКАЗ «ПЕТЯ И ВОЛКИ»
Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к
нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну, Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.
ВОПРОСЫК РАССКАЗУ
На все вопросы ребенок отвечает полным предложением.
Где жил Петя: в городе или в деревне? — Когда это было? — Откуда шёл Петя? — Куда шёл Петя? — Мимо чего шёл Петя? — Где Петя увидел волков? — Заметили волки Петю? — Куда волки побежали? — Куда Петя вскарабкался? — Что он бросил? — Почему? — Как Петя вскарабкался на сосну? — Где сели волки? — Почему они сели под сосной? — Кто проходил мимо? — На чём шёл охотник? — Что у него было с собой? — В кого выстрелил охотник? — Что сделали волки? — Откуда слез Петя? — Что он сказал охотнику?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп
росам
Петя шёл по опушке леса.— Откуда? — Куда? Петя побежал.— От кого? — Куда? Петя взобрался на сосну.— Как? — Зачем? Петя бросил портфель.— Почему? — Где? Волки сели ждать.— Чего? — Где? — Почему? Охотник шёл на лыжах.— Где? — С чем? Охотник выстрелил.— В кого? — Из чего? Петя слез с дерева.— Когда? — Как? Петя сказал «спасибо».— Кому? — За что?
|
2. Уточнение понятий:
опушка, стремглав, вскарабкался, вскинул.
3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
4. Пересказ рассказа с изменением времени действия
Взрослый предлагает ребенку подумать и рассказать, что изменится в этой истории, если события будут происходить не зимой, а летом (волки летом не такие голодные, как зимой; охотник летом будет без лыж; Петя летом не учится в школе и т.п.). Наглядной опорой и планом рассказа в этом случае также будет служить серия картин. Если ребенок испытывает трудности, взрослый сам рассказывает об изменениях и пересказывает текст в новом варианте.
------------------------------------------------------------ ЗАНЯТИЕ N2 12
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА