Пенкина Валерия, 20КД1.
Дополнение.
Вопрос №3. Органы государства: понятие, признаки и виды органов государства. Дополнение.
Орган государства – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и компетенцией для осуществления в специфически присущих ей организационно-правовых формах задач и функций государства.
Орган государства – это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией.
Орган государства –это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Признаки и характеристики органов государства
Можно выявить характерные признаки органа государства:
1) орган государства – это звено, составная часть разветвленной системы органов, выполняющих определенные задачи, образующих в совокупности государственный аппарат;
2) орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, определяющих порядок его организации и деятельности;
3) орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы и т. д.;
4) орган государства наделен компетенцией, т. е. определенными правами и обязанностями, в соответствии с которой издает правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;
б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;
в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;
г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.
В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Наличие властных полномочий является важнейшим признаком государственного органа.
5) для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке и т. д.;
6) орган государства активно участвует в реализации функций государства;
7) его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, – отдельное лицо или группа, коллектив.
Виды органов государства
Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Принято выделять следующие виды органов государства:
1) в соответствии с теорией разделения властей – законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительные (Правительство РФ), судебные (суды), также возможно выделение контрольно-надзорных органов;
2) по порядку образования различают органы, избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ); а также органы, формируемые другими государственными органами (Верховный суд РФ) – производные;
3) по способу принятия решений выделяют коллегиальные органы, принимающие решения большинством голосов (Федеральное собрание РФ) и единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ);
4) в зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей компетенции, в пределах своих полномочий принимающие решения по любым вопросам (Федеральное собрание, Правительство РФ) и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (различные министерства и ведомства);
5) по положению в иерархической структуре государственного аппарата – высшие органы государства, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (в унитарных государствах один уровень высших органов, в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации) и местные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы (может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства);
6) по характеру подчиненности – органы исключительно «вертикального» подчинения (суды), и органы «двойного подчинения» (министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами);
7) по срокам полномочий – постоянные, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, полномочия которых заранее не ограничены каким-либо сроком;
8) по времени функционирования – постоянные (абсолютное большинство органов государства) и временные (например, государственные комиссии по расследованию различных чрезвычайных ситуаций).
9) по юридическому источнику их легитимности:
а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов;
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.
Государственный орган -- это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. 1 -См.: Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.
Компетенции государственного органа - это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.
Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:
· · путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);
· · путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
· · путем осуществления организационной деятельности.
Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:
· 1. Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
· 2. Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
· 3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции -- это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где - обязанность;
· 4. Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
· 5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).
· 6. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
· 7. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
· 8. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;
· 9. Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.
Государственный аппарат как составная часть механизма государства представляет собой совокупность всех органов государства, которые, в отличие от государственных предприятий и учреждений, являются организациями власти, полномочия которых носят государственно-властный характер.