Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.




1.

Фискальная политика – совокупность мер, предпринимаемых правительством по изменению государственных расходов и налогообложения.

Основными целями фискальной (бюджетно-налоговой) политики являются:

· сглаживание колебаний экономического цикла;

· обеспечение экономического роста;

· достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

 

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.

 

2.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение правительством государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию.

Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, трансферты и налоги и в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных закупок – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных закупок.

 
 

Мультипликатор трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен:

 

mtr=ΔY/Δtr=MPC / (1-MPC)

Налоговый мультипликатор - это отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Налоговый мультипликатор определяется:

 
 

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная.

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов.

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета – численный коэффициент, равный единице. Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

 

 

3.

Недискреционная (автоматическая) политика не требует специальных решений правительства, т.к. основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в госбюджет. Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.

К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты.

В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема, наоборот. Т.е. встроенные стабилизаторы смягчают колебания совокупного спроса и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального про­дукта. Например, в период подъема экономики увеличение уровня занятости ведет к росту налоговых поступлений, за счет которых финансируются пособия по безработице, что сдерживает резкое рас­ширение совокупного спроса. При спаде производства растет число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно увеличиваются суммы выплат пособий по безработице, замедляя паде­ние совокупного спроса.

Таким образом, автоматическая фискальная политика помогает сгладить циклические колебания экономики, но, к сожалению, не мо­жет их устранить.

 

 

4.

Государствен­ный бюджет должен быть сбалансирован, т.е. расходы государства должны быть равны доходам. Однако в настоящее время бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом. Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.

Существуют разные способы финансирования бюджетного де­фицита:

1) повышение налоговых ставок;

2) эмиссионный способ финансирования;

3)долговое финансирование посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг на открытом финансовом рынке;

4) вне­шние займы;

5) для финансирова­ния дефицита могут быть использованы средства, полученные от при­ватизации государственной собственности.

Бюджетные дефициты порождают госу­дарственный долг. Государственный долг – сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран.

Различают внутренний и внешний долг. Внутренний – долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Вне­шний – задолженность физическим, юридическим лицам, правитель­ствам других стран.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

- усиливается неравенство в доходах;

- рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

- необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

- создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

- может появиться угроза долгового и валютного кризиса и др.

 

5.

В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS.

Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е1 при процентной ставке r1 и национальном доходе Y1 (рис. 5.1).

Допустим, экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они приводят к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства, кривая IS1 сдвигается в положение IS2. Но растущий совокупный выпуск увеличивает спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что, соответственно, приводит к росту процентной ставки до r2. На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. В свою очередь, рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке r1 прирост инвестиций. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е2, а совокупный выпуск увеличится до Y2.

Происходит увеличение Y не на DY = Y3 – Y1 а на величину Y2 – Y1, т.е. в меньшей степени, чем следовало ожидать: рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов. Прирост государственных расходов частично вытесняет плановые инвестиции, т.е. оказывает влияние эффект вытеснения. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики.

Таким образом, стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо (вверх), что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных расходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента.

6.

Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Важнейшим направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики государства является оптимизация структуры государственных расходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития.

Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: