I. Общая характеристика работы. Формирование федеративных отношений в российской федерации: опыт




Формирование федеративных отношений в российской федерации: опыт, проблемы, перспективы развития (на примере республик Северного Кавказа)

Мсоева Фатима Борисовна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Краснодар 2006

Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Перспективы совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации являются актуальной проблемой политической науки. В начале XXI века, как и конце ХХ исследователи и политические деятели продолжают искать ответы на исторический вызов времени, осваивают политико-правовое поле совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации. В нашем многонациональном федеративном Отечестве продолжают «конкурировать» демократические тенденции федерализации и консервативно-охранительные тенденции унитаризации. Все это свидетельствует о незавершенности и сложности длительного процесса становления федеративной Российской государственности.

Федерализм для России пока продолжает оставаться в определенной мере ориентиром общественно-политического и экономического развития, хотя в этом направлении, сделаны очень важные шаги. Большинство исследователей придерживается мнения, что в начале XXI века для Российской Федерации федерализм выступает естественным средством обеспечения этнополитической и социальной стабильности общества, важнейшим компонентом саморазвития государства. Задача укрепления российского федерализма ставится и на высшем государственном уровне. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркивает, что «по-настоящему сильное государство – это еще и прочная федерация»[1]. Таким образом, не вызывает сомнений необходимость всестороннего изучения федеративных отношений в Российской Федерации. Очевидно также, что совершенствование этих отношений будет способствовать решению многих других проблем в российском обществе.

Актуальность темы исследования также заключается в том, что проблема формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации поставлен на повестку дня самой историей нашего государства. Современный этап становления федерализма во многом выявил основные тенденции этого сложного и противоречивого процесса. В исследованиях, посвященных различным аспектам федерализма в современной Российской Федерации, существует множество подходов в оценке происходящих в обществе перемен, нуждающихся в глубоком научном осмыслении.

Необходимость в теоретических и прикладных исследованиях проблем, вызванных к жизни противоречивыми этнополитическими процессами в обществе, несовершенством федеративного устройства Российской Федерации диктуется рядом обстоятельств.

Во-первых, опыт федерализации, происходящей с 1991 года в Российской Федерации, в частности, процессы, происходящие в республиках Северного Кавказа, Республике Северная Осетия - Алания, нуждаются в серьезном научном изучении, анализе и интерпретации. Республики Северного Кавказа, как и другие российские республики, стали с 1991 года активными участниками общероссийского социально-политического процесса, особенно в той его части, которая связана с отработкой принципов и механизмов функционирования демократической Федерации.

Во-вторых, этнополитическая нестабильность в республиках Северо-Кавказского региона заставляет обратить серьезное внимание на проблемы их статуса, полномочий уровня политической и экономической самостоятельности и прочие проблемы данного свойства. Стремление республик к самостоятельному экономическому и социально-политическому творчеству заслуживает внимательного изучения.

В-третьих, социально-политическая концепция современного российского федерализма в целом доказала свою жизнеспособность, но при этом нуждается в совершенствовании. Абсолютное большинство политиков и ученых едино в том, что воплощение принципов федерализма представляет собой надежный способ сохранения и упрочения Российской Федерации. При этом проблемы дальнейшего развития федеративных отношений пока что не исследованы во всей своей полноте и сложности, в том числе и в силу определенной ангажированности части исследований, опирающихся не на научную, а на политическую платформу. Не случайно авторы Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации отмечают, что пока «не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений»[2]. От себя добавим, что сказанное касается не только национальной, но и федеративной политики.

В-четвертых, 15-летний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция – это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, а также существующих в современном мире практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации.

Федерализм, как демократический принцип государственного обустройства социума и средство обеспечения стабильности и согласия в отношениях между федеральным Центром и регионами, сегодня стоит в повестке дня укрепления российской государственности. Не вызывает сомнений необходимость формирования такого типа федерализма, который предполагает организацию отношений между федеральным Центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. Федеральный Центр и регионы должны обладать теми правами и обязанностями, которые адекватны их историческому и политическому предназначению, а также задачам укрепления мощи и территориальной целостностной Российской Федерации. Особо следует отметить, что указанная цель не может достигаться любыми средствами (через губернизацию республик или республиканизацию краев и областей).

С учетом всех названных обстоятельств, избранная нами тема исследования нуждается в дальнейшем изучении и анализе.

Степень научной разработанности проблемы формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации продолжает оставаться недостаточной. Это объясняется самой спецификой политического процесса в России, новизной тематики и сложными обстоятельствами экономической обстановки, развития современного российского федерализма. Исследования процессов его развития требуют междисциплинарных подходов. Проблемы качественно новых федеративных отношений выступают предметом исследования отечественных политологов, конфликтологов, историков, социологов, правоведов и ученых других направлений. Осмысление и анализ рассматриваемой проблематики отражается в сумме многоплановых научных трудов. Сюда входят, как правило, теоретические и эмпирико-описательные, а также экспертно-аналитические исследования. При этом обобщающих научных работ, посвященных комплексному политическому анализу влияния складывающегося нового типа формирования федеративных отношений в современной Российской Федерации на причину, характер, последствия, развернувшихся с начала 1990-х годов социально-политических и этнических процессов в республиках Северного Кавказа явно недостаточно.

Важнейшие методологические аспекты глубокого и всестороннего изучения становления подлинно федеративного типа государственности (на федеральном и региональном уровнях) также недостаточно изучены. Такое положение связано с тем, что этот процесс носит длительный характер и в Российской Федерации он пока не завершен. Почти отсутствуют специальные работы в аспекте управленческих приложений политической науки, посвященные исследованию 15-летнего опыта новых федеративных отношений в Российской Федерации и перспективам их развития.

Проблемы развития федеративных отношений, вопросы, связанные с определением их сущности, характера, возможностей, стали предметом внимания многих зарубежных исследователей. Концептуальные проблемы современного федерализма освещаются в теоретических и эмпирических исследованиях Д. Элазара, П. Лабанда, В. Уиллоуби, Г Еллинека, М. Зайделя, Д. Кальхауна, П. Кинга, Р. Дэниелса, Д. Кола, X. Линца, В. Острома, Ч. Рэгина, К. Росса, А. Степана, Р. Уотса, Т. Флейнера, П. Хенэ, Э. Яна и др.[3]

В дореволюционной российской и советской науке проблемы федерализма также стали предметом всестороннего изучения. Отечественная федералистика опирается на прочную теоретическую базу, которая представлена исследованиями Л.А. Камаровского, Н.А. Костомарова, Ф.Ф. Мартенса, А.С. Ященко и других ученых.

Фундаментальный анализ федеративных элементов и процессов в истории дореволюционной России был дан профессором А.С. Ященко в его монографии «Теория федерализма» (1912). Другой видный русский исследователь Н.А.Костомаров блестяще проанализировал взгляды декабристов и панславистов на федерализм. Данная проблематика была также исследована в трудах по международному праву (Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (1895); Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права (1895)).

Советский период федерализма является одной из важнейших его страниц. Он отличается детальным освещением этнополитических и межнациональных проблем, идеологизированностью многих концептуальных положений, касающихся федеративных отношений, и в СССР, и в РСФСР (характерны работы И.В. Сталина, О.И. Чистякова, Д.Л. Златопольского, Э.В. Тадевосяна и др.). Известный современный политолог В.Н.Лысенко подчеркивает, что «Россия в XX веке прошла три основных этапа с точки зрения территориального устройства: от империи начала XX века к советской псевдофедерации, построенной по национально-территориальному принципу (а фактически унитарному государству), и от него к федерации, сочетающей в себе национальный и территориальный принцип построения субъектов»[4]. Советские специалисты рассматривали федерализм через его классовый характер.

С 1990-х годов в российской политической науке четко прослеживаются тенденции нарастания исследовательской активности, освоения достижений мировой федералистики, становления новых научных школ (политической регионалистики, этнополитологии).

Исторические, правовые, философские и политические аспекты современных федеративных отношений в Российской Федерации исследуются Р.Г. Абдулатиповым, А.Н.Арининым, М.В. Баглаем, Э.A. Баграмовым, Л.Ф. Болтенковой, Т.М.Баликоевым и Е.О.Медоевым, Д. Валентеем, В.Д.Дзидзоевым, Т.В. Зоновой, И.П. Ильинским, С.И. Каспэ, А.И. Ковлером, Г.И. Королевой-Конопляной, И.Г. Косиковым, А.Е. Левинтовым, В.Н. Лысенко,Г.В.Марченко, А.А. Мацневым, Н.П. Медведевым, Б.С. и И.М. Модель, Д.В. Ольшанским, В.В. Пустогаровым, P.M. Романовым, М.В. Столяровым, И.А. Умновой, М.Х. Фарукшиным, В.Е.Чиркиным, В.М.Юрченко и другими[5]. Большинство из них рассматривает федерализм как оптимальный путь развития государственного устройства Российской Федерации. При этом ряд ученых придерживается взглядов, отражающих необходимость конституционного укрепления российского федерализма. Другие отстаивают конституционно-договорные отношения. Эту позицию разделяет и автор данного исследования.

Отечественные специалисты по российской федералистике уделяют большое внимание взаимосвязи федеративной и национальной политики. На стыке с проблемами федерализма находятся проблемы межэтнических отношений в России, что придает им особую актуальность, тем более на Северном Кавказе. Не случайно в последние годы этнополитическая проблематика на Северном Кавказе легла в основу ряда диссертационных исследований по историческим и политологическим специальностям. Были защищены докторские диссертации по национальной политике и межэтническим отношениям на Северном Кавказе: Т.М.Баликоева, Е.Х.Апажевой, Г.В.Марченко, а также кандидатские исследования: И.Н.Кравченко, А.А.Афаунова, В.М.Гатеева, В.Х.Тавасиева, М.М.Абазалиевой и др[6].

Диалектическая взаимосвязь этнополитических и социальных аспектов современного российского федерализма, национальных культур, роста национального самосознания, содержания национальных интересов, межэтнического взаимодействия анализируются политологами и этноконфликтологами В.А. Авксентьевым, А.В.Барановым, В.Д.Дзидзоевым, М.С. Джунусовым, Л.М. Дробижевой, В.А. Михайловым, М.В. Саввой, Е.В. Савва, В.А. Тишковым и др.[7]

Известный специалист по национальной политике, межэтническим отношениям и федеративному устройству Российской Федерации, профессор В.Д.Дзидзоев по этому поводу пишет: «Республики (в составе Российской Федерации. - Ф.М.) должны участвовать по настоящему в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики Российской Федерации. Необходимо наладить механизм обоснованного распределения средств и ресурсов между республиками, областями, краями, т.е. составными частями Федерации. Важно создать новую Федерацию наций, республик, краев в соответствии с принципами добровольности, неукоснительного уважения прав и интересов всех наций, независимо от их численности, строгого соблюдения прав объединяющихся национально-государственных образований. …Цель нового федеративного государства должна состоять в обеспечении всех необходимых условий для свободного развития всех без исключения наций, больших и самых малочисленных»[8].

Вместе с тем до сих пор не получили объективного, всестороннего научного освещения проблемы обеспечения гражданских прав через призму новых федеративных отношений, многоаспектная проблематика совершенствования федеративных отношений в современной Российской Федерации, что и объясняет постановку автором проблемы для диссертационного исследования.

Объектом исследования является сложный и динамично развивающийся процесс становления и развития качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации как системной целостности.

Предметом исследования является специфика федеративных отношений как фактора социально-политических и этнических процессов в Российской Федерации в течение последних 15 лет (1992-2006 гг.).

Территориальные рамки исследования ограничены пределами республик Северного Кавказа. Задачи работы потребовали также провести сравнительный анализ развития постсоветского федерализма на общероссийском и региональном уровнях.

Цель диссертационного исследования – определить влияние качественно новых федеративных отношений на территориально-политическое устройство, развитие межэтнических отношений в Российской Федерации, на статус республик Северного Кавказа как субъектов Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

– Рассмотреть роль и перспективы федерализма в современном российском обществе, возможности эволюции и разрешения возникающих проблем в этой сфере;

– Определить возможные политические и правовые механизмы разрешения коллизий в развитии федерального и регионального законодательств, вытекающих из альтернативных подходов к сложным взаимоотношениям федерального центра и республик Северного Кавказа;

– Проанализировать приемлемые в условиях многонациональной Российской Федерации способы сохранения единства системы властных отношений и формирования федеративного многонационального государства нового типа, обеспечивающих его целостность, экономическую и политическую мощь;

– Выявить уровень влияния этнических факторов на политические, социальные и экономические процессы, протекающие в Северокавказских субъектах Российской Федерации;

– Выделить особенности институтов государственной власти и управления, процессов становления и укрепления системы местного самоуправления как важнейшего принципа демократического федеративного государства;

– Исследовать опыт социально-экономического и политического реформирования и совершенствования системы социально-политического управления в республиках Северного Кавказа.

Теоретико-методологическая база диссертации. В исследовании применена система аналитических методов, составивших основу для решения поставленной исследовательской задачи. Диссертация базируется на принципах диалектики, эмпирической и сравнительной политологии, системного анализа. Для глубокого научного осмысления процессов становления федерализма в нашей стране необходим диалектический подход с позиций категорий «целого» и «части». Применение автором сравнительного метода связано с необходимостью анализировать изучаемую проблему как в соотношении другими федеративными государствами, так и на примере различных субъектов РФ. Системный анализ позволяет наиболее полно исследовать сложные процессы формирования качественно новых федеративных отношений, так как сам федерализм имеет отчетливо выраженный системный характер.

Источниковая основа диссертации включает в себя следующие виды письменных документов:

1. Законодательные акты Российской Федерации и субъектов РФ по вопросам федерализма.

2. Документы политических партий (программы, предвыборные манифесты и заявления, резолюции) по проблемам федерализма и национальной политики.

3. Материалы периодической печати (газетные и журнальные статьи, сообщения в электронных изданиях сети Интернет).

4. Публичные выступления политических деятелей (речи, интервью, статьи).

5. Статистические материалы по проблемам экономического потенциала республик Северного Кавказа, этнического состава их населения.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в том, что:

Поставлена проблема комплексного анализа сложного процесса становления новых федеративных отношений в Российской Федерации на общенациональном (федеральном) и региональном (субъектном) уровнях, исследована степень их воздействия на социально-политическую и этническую обстановку в Российской Федерации.

Предпринят анализ исследуемых проблем на основе междисциплинарного подхода, на основе диалектических принципов «целого» и «части» разработана концептуальная модель динамичного развития Российской Федерации в период становления новой российской государственности.

Определены тенденции развития федерализма, сформулированы предложения по формированию эффективной национальной и региональной политике Российской Федерации.

Обобщен позитивный 15-летнего опыт развития новых федеративных отношений, разработана методология совершенствования основные принципов и механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.

Выработаны научно обоснованные рекомендации по обеспечению взаимодействия органов власти разных уровней.

Предложены формы и методы укрепления Российской Федерации через соблюдение прав и интересов всех наций, предотвращения межэтнических конфликтов на Северном Кавказе, развитие демократии на основе учета особенностей культуры и традиций народов.

Теоретическая и прикладная значимость исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования создают основу анализа происходящих в России процессов федеративного строительства. Они могут найти свое применение в политической практике как на уровне федерального Центра, так и субъектов Федерации. Авторская концепция развития современной российской федеративной государственности позволяет выработать более четкие механизмы взаимодействия федерального Центра и субъектов Федерации, разрешать цивилизовано, на законной основе, возникающие между ними противоречия.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки комплексных программ в области государственного управления этнополитическими процессами на Северном Кавказе, применены в работе государственных структур. Материалы диссертации могут применяться при разработке учебных курсов «Федерализм в России», «Межэтнические отношения на Северном Кавказе и проблемы федерализма», «Политические процессы на Северном Кавказе», «Северный Кавказ в системе современной российской государственности» и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Федерализм представляет собой концепцию территориального распределения политической власти, на основе которой институализируется федеративное государство. Важнейшим признаком федеративного государства является определенная степень автономии и независимости его субъектов, не выходящая за рамки, определенные конституционным устройством.

2. В России исторически складываются предпосылки для формирования федерации: полиэтнический характер государства; существование в прошлом многообразных форм взаимодействия центра и регионов, имевших преимущественно интеграционный характер; протяженность территории и разнообразие территориальных условий, жизненных укладов. При строительстве федеративного государства, исходя из политических целей и исторической обусловленности, необходимо сочетание территориального и национально-территориального подходов.

3. Федерализм является одной из фундаментальных основ формирования современной российской государственности. В современной российской модели федерализма взаимодействуют друг с другом централизованное и децентрализованное, дуалистическое и кооперативное начала, что позволяет представить ее как развивающуюся.

4. Одной из важнейших в развитии федеративных отношений является проблема государственного суверенитета, его распределения между субъектами и федерацией, как целостным образованием. Субъекты РФ должны обладать определенным уровнем суверенитета для осуществления конституционно закрепленных за ними полномочий.

5. Разграничение компетенций федерации и субъектов проведено в Конституции РФ не в полном объеме – закреплены функции федерального Центра, но не прописаны предметы собственного ведения субъектов. Несмотря на неоднозначность результатов практики заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами, а также двусторонних договоров между субъектами, она заслуживает внимания как способ правового регулирования данных отношений.

6. Федеративные отношения находят свое воплощение не только в политической, но и в экономической практике. Бюджетный федерализм в постсоветской России зачастую складывался под влиянием субъективных, конъюнктурных факторов, но, несмотря на это, стал важным механизмом социально-экономического развития дотационных и депрессивных регионов, что, в частности, нашло свое проявление в ряде северокавказских субъектов РФ.

7. Развитие принципов и норм федерализма стало важным средством регулирования межэтнических отношений на Северном Кавказе. Соблюдение этих принципов является одной из основ государственной безопасности, предотвращения этнополитических конфликтов в условиях роста национального самосознания.

8. Совершенствование федеративных отношений – необходимая предпосылка разрешения ряда исторически сложившихся противоречий северокавказского региона, проблем реабилитации народов, пострадавших от репрессий в период сталинизма. Сохранение национально-территориального принципа в федеративном устройстве региона необходимо сочетать с созданием гарантий соблюдения прав и свобод человека вне зависимости от его национальной принадлежности и места проживания.

Апробация основных положений диссертации. Основные положения исследования легли в основу научных публикаций автора, выступлений на конференциях и семинарах, включая международные. Они были доложены на следующих научно-практических конференциях: итоговые научные конференции в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005гг.; региональная научная конференция в Махачкале: «Национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе в свете реформирования административно-политической системы» (28-29 апреля 2005г.); республиканская научно-практическая конференция во Владикавказе: «Конституция и конституционная законность» (20-21 октября 2004г.); региональная научная конференция в Магасе: «Традиции и инновации в культуре народов Северного Кавказа» (23-24 сентября 2006г.); международные научные конференции во Владикавказе и Ростове-на-Дону на темы: «Россия и Кавказ: история и современность» (10-11 ноября 2004г.); «Кавказоведение: опыт исследований» (12-14 октября 2005); «Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество» (29-30 сентября 2006г.).

Основные положения диссертации представлены в 10 опубликованных научных работах общим объемом 4,0 п.л.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на 6 параграфов, заключения и библиографического списка. Общий порядок изложения материала обусловлен основной целью и задачами диссертационной работы.

II. Основное содержание диссертационного исследования

Во введении раскрывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень изученности проблемы, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, хронологические рамки, раскрываются методологические принципы, характеризуется источниковая основа работы, обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость и структура работы.

В первой главе «Методологические проблемы изучения федеративных отношений в Российской Федерации» разрабатывается концептуальная основа диссертации, обосновывается базовый понятийно-категориальный аппарат, исследуются пути построения федеративной модели Российской Федерации.

В первом параграфе первой главы «Федерализм и федеративное государство: понятие и сущность» рассматриваются основные методологические концепции и установки исследования проблем современного федерализма. В последнее время федерализм превратился в важнейшую проблему мировой политики и политической науки. В специальных исследованиях, посвященных федерализму, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, федерализм определяется как «процесс разрешения конфликтов», как форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившееся многообразие традиций, обычаев, культуры различных групп и слоев народа и наций, как «организованное сообщество, призванное удовлетворять» потребности людей и интересы государственных институтов, территориально распространяющие политическую власть во имя свободы и одновременно концентрирующее ее от имени единого правительства», как «средство решения национального вопроса и форма демократизации управления государством», как «единственное цельное усилие, чтобы выйти из тупика и наладить порядок. Он для середины XX в. играл ту же роль, какую играл либерализм в XVIII веке, марксизм в середине XIX в., т.е. он соответствует идеям нашего времени, позволяя их использовать в теории и на практике, как «принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и плюрализм государственной организации на нескольких уровнях». Современные исследователи в теорию федерализма вкладывают новое, более широкое содержание. Федерализм рассматривается в первую очередь не как совокупность структур и норм, а как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечить наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. Федерализм – это, прежде всего, принцип политико-территориальной организации государства. В основном он выступает как принцип государственности, под которым многие авторы подразумевают целый комплекс различных постулатов. Федерализм представляет собой фундаментальную идею построения многонационального государства в соответствии с определенными принципами. Само понятие федерализма носит собирательный характер и охватывает не только характеристику федерации, но и теоретическую основу построения федерации. Это способствует превращению федерализма в основу государственного строя, внутренняя структура концепции которой охватывает политическое сознание (философия федерализма), макрополитическую структуру федерализма (на уровне федерации), микроструктуру (на уровне субъектов федерации) и сами федеративные отношения.

Во втором параграфе первой главы «Поиски путей построения федеративной модели Российской Федерации» исследуется федеративная модель современного Российского государства, исторические предпосылки и принципы ее формирования на основе сочетания территориального и национально-территориального принципов. Сегодня многие ведущие эксперты сходятся в том, что спасение Российской Федерации в единстве. В контексте возможных путей дальнейшего развития Российской Федерации задача обеспечения устойчивого развития России в новом веке востребует определения стратегии развития страны в целом.

Многообразие форм и способов развития центр-переферийных отношений формировалось в России исторически, в различные периоды развития ее государственности. Учет национального фактора в федеративной системе государства предполагает реализацию принципа конституционного равноправия субъектов Федерации. Под конституционным правом народа на самоопределение понимается право на учет интересов и прав каждого жителя субъекта Федерации, независимо от его этнической принадлежности, тем более, что организованные по «этническому признаку» все 32 субъекта Российской Федерации полиэтничны. Важно отметить – процессы развития федерализма в последние десятилетия свидетельствуют о том, что ни национально-территориальный подход, ни подход территориальный к организации федеративного государства нельзя абсолютизировать. Доминирование национального подхода развивает национализм и может подорвать государственное единство. Но и территориальный подход несовершенен. Он может, с одной стороны, способствовать совершенствованию политических отношений в государстве и укреплению государственной власти. С другой, – обеспечивает децентрализацию управления, в результате чего у субъектов Федерации появляется возможность для самостоятельного решения своих проблем. Территориальный подход может «приглушить» сепаратизм, но он тяготеет к излишней централизации. Таким образом, можно заключить, что в России фактически национальный фактор и принцип федерализма тесно связаны и равномерно взаимодействуют друг с другом.

В третьем параграфе первой главы «Конституция Российской Федерации и проблемы федерализма» проводится анализ проблем правовой институциализации современного российского федерализма. Предметом научной полемики сегодня являются концептуальные вопросы, которые касаются роли Конституции Российской Федерации 1993 г. в утверждении российского федерализма: является ли современная конституционная модель российского федерализма шагом вперед по сравнению с моделью, заложенной Федеративном договором 1992 года, отвечает ли она требованиям современного российского общества.

Институционализация новой системы горизонтальной и вертикальной организации государственной власти была осуществлена 12 декабря 1993г. принятием новой Конституции Российской Федерации, которая исключила те крайние подходы к территориальной организации государства, которые искусственно культивировались в стране. Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года отразила то реальное соотношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и ее субъектами на момент её принятия. Конституция предложила формулу компромисса, сочетающую с одной стороны меры по укреплению единства и целостности Российской Федерации, а с другой – обеспечивающую дальнейшую децентрализацию и выравнивание в правах всех субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепила принцип равноправия субъектов Федерации, определила их частями единого целого, что говорит о построении симметричной Федерации. Сопоставление особенностей конституционной модели российского федерализма с общими чертами, которые были выявлены при оценке современных моделей федерализма, дает основание полагать, что российская модель в большей мере имеет переходный характер, так как в ней сочетаются централизация и децентрализация, дуалистические и кооперативные начала. Специфика современного российского федерализма, обусловленная реальными политическими процессами, позволяет сделать вывод о том, что современный российский федерализм не сводится ни к классической федерации, ни к конфедерации, ни к империи, ни к иной форме унитаризма.

Во второй главе «Особенности формирования федеративных отношений нового типа в Российской Федерации» рассматриваются проблемы становления качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации, их характер и специфика, процесс формирования.

Первый параграф второй главы «Суверенитет и проблемы развития качественно новых федеративных отношений» посвящен исследованию понятия и сущности государственного суверенитета, проблем его реализации в условиях федеративного государства. В мире всегда существовали, и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Уже в начале ХХ в. появились суждения о том, что власть каждого государства ограничена и обусловлена извне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно само слагается.

В мировой науке и конституционной практике сложились три подхода к проблеме государственного суверенитета Федерации и ее субъектов: сочетание государственного суверенитета Федерации и государственного суверенитета каждого субъекта; распределение государственного суверенитета по уровням управления в Федерации, признание принадлежности государственного суверенитета только Федерации.

В России, с формально-юридической точки зрения, не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц. Но в Конституции Российской Федерации нет запрета относительно суверенитета республик. Государственный суверенитет присущ республикам в силу их государственного статуса, так как в ст.5 Конституции Российской Федерации республики определяются как государства. И в политической, и в юридической науке признается тот факт, что суверенитет является неотъемлемым признаком государства.

В период «парада суверенитетов», практически все республики в составе Российской Федерации (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитете и устанавливающие суверенный статус конституционные нормы, юридическая сила которых закреплялась на федеральном уровне Федеративным договором 1992 года.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. большинство республик не спешили с отменой деклараций о государственном суверенитете. Некоторые из них в своих новых конституциях определяли себя суверенными, закрепляли положения о распространении государственного суверенитета республики на всю ее территорию. Во многих республиках Российской Федерации закрепилось юридическое верховенство их конституций по отношению к федеральной Конституции.

В конституциях республик подчеркивался национальный характер государственности. В некоторых из них были введены нормы, закрепляющие особую роль титульных национальностей. Несоответствие некоторых поло<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: