Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 6-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2007 г
Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» - образовательная область, включающая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Цели предмета "Технология":
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном обществе.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
|
· освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
· развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
· получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.
Задачи учебного курса
Образовательные:
· приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
· знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями
преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
|
· знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
1.формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
2.формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
3.формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
4.формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения технологии в 5 классе учащиеся должны:
· иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей; понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
· иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль;
· знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
· знать общее устройство комбинированного верстака; уметь пользоваться им при выполнении столярных и слесарных операций;
· знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления, гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций;
|
· знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
· владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам;
· осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
· владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла;
· знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию;
· иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.
Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного с производством и обработкой конструкционных и поделочных материалов, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.
Теоретический материал преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не превышает 65% времени занятий.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
Введение. Техника безопасности | ||
Технология обработки древесины | ||
Технология обработки металла | ||
Культура дома | ||
Творческий проект | ||
Всего: |
Количество годовых часов: 68
Количество недельных часов: 2
Контрольных работ: 2
№ п/п | Раздел Наименование темы | № урока | Кол-во часов | Ученик должен уметь | Ученик должен знать | |
Введение | ||||||
Вводное занятие Правила техники безопасности | Организовать свою работу в соответствии с правилами техники безопасности | Правила ТБ | ||||
Технология обработки древесины | ||||||
Сведения о пиломатериалах и древесных материалах | Определять породы древесины, виды пило- и древесных материалов | Породы древесины. Виды пиломатериалов. Виды древесных материалов | ||||
Элементы графической грамотности | Выполнять простейшие эскизы | Чертеж. Эскиз. Технический рисунок. Линии чертежа. Масштаб. Проекции. Правила выполнения чертежей | ||||
Оборудование рабочего места для обработки древесины | Выполнять приёмы крепления заготовок на столярном верстаке | Рабочее место столяра. Столярный верстак. Передний и задний зажимы. | ||||
Разметка заготовок | Выполнять разметка заготовок по шаблону. Составлять простейшую технологическую карту | Разметка. База. Шаблон. | ||||
Пиление столярной ножовкой | Распиливать заготовки при изготовлении столярных изделий | Пиление. Продольные и поперечные пилы. Стусло | ||||
Строгание древесины | Строгать древесину рубанком | Рубанок. Шерхебель. Фуганок. Устройство рубанка | ||||
Сверление отверстий | Сверлить отверстия в заготовках из древесины на станке и ручной дрелью | Виды отверстий. Виды сверл. Устройство и принцип работы сверлильного станка. | ||||
Соединение столярных изделий | Соединять столярные изделия гвоздями и шурупами | Разъёмные и неразъёмные соединения | ||||
Склеивание столярных изделий | Склеивать заготовки из древесины | Виды клеев. Технология склеивания | ||||
Художественная обработка древесины | Выжигать по дереву | Виды художественной обработки древесины. Выжигание. Выпиливание лобзиком. | ||||
Выпиливание лобзиком | Выпиливать лобзиком | Устройство лобзика. Выпиловочный столик. | ||||
Контрольная работа "Технология обработки древесины" | Выполнять простейшие приемы обработки древесины | Основные понятия и определения. Технологические процессы. | ||||
Технология обработки металла | ||||||
История развития техники. Машины и механизмы. | Разбирать и собирать механизмы | Историю развития техники. Виды механизмов и передач. | ||||
Техника безопасности при обработке металла | Организовать работу с соблюдением правил ТБ. | Правила техники безопасности при обработке металла. | ||||
Рабочее место для ручной обработки металла | Правильно организовать свою работу, пользоваться слесарными тисками | Устройство слесарного верстака. Тиски. | ||||
Тонколистовой металл и проволока | Различать металлы и сплавы | Металлы и сплавы. Виды листовой стали. Получение проволоки и листовой стали. | ||||
Изображение изделий из металла | Выполнять графическое изображение изделий из металла. | Обозначение на чертежах и эскизах диаметра, радиуса, размеров. | ||||
Правка и разметка тонколистового металла и проволоки | Выполнять разметку и править заготовки из тонколистового металла и проволоки | Правка. Правила выполнения разметки. Инструмент для разметки металла: чертилка, кернер, слесарный угольник. | ||||
Резание тонколистового металла и проволоки | Пользоваться слесарными ножницами и кусачками | ТБ при резании листового металла и проволоки. | ||||
Гибка тонколистового металла и проволоки | Сгибать заготовки по оправке и по губкам тисков | Способы гибки листового металла и проволоки. | ||||
Зачистка тонколистового металла и проволоки | Зачищать металл шкурками и напильниками | Особенности металлов и сплавов | ||||
Пробивание и сверление отверстий | Получать отверстия в листовом металле различными способами | Способы получения отверстий в листовом метталле | ||||
Сверлильный станок | Выполнять работу на сверлильном станке | Устройство сверлильного станка. Принцип работы сверлильного станка. ТБ | ||||
Соединение деталей из тонколистового металла | Выполнять соединения фальцевым швом и на заклепках | Способы соединения заготовок из тонколистового металла | ||||
Контрольная работа "Технология обработки металла" | Выполнять простейшие приемы обработки металла | Основные понятия и определения. Технологические процессы. | ||||
Культура дома | ||||||
Мебельная фурнитура | Крепить мебельную фурнитуру | Устройство и принцип действия мебельной фурнитуры | ||||
Простейший ремонт в жилом помещении | Выполнять простейший ремонт мебели | Современные материалы для ремонта | ||||
Простейший ремонт сантехнического оборудования | Проводить ремонт сливного бачка и водопроводного крана | Устройство сливного бачка и водопроводного крана | ||||
Электротехнические работы в быту | Проводить монтаж простых электрических цепей. | Источники и потребители электрического тока. Электрические схемы. | ||||
Творческий проект | ||||||
Этапы выполнения творческих проектов | Выбирать изделие для проектной работы | Составные части и этапы выполнения творческого проекта | ||||
Выбор и обоснование проекта | Выбирать варианты проекта | Способы решения конструкторских задач | ||||
Рекламный проспект изделия | Рекламировать свое изделие | Понятие о товарном знаке и бренде. | ||||
Экономические расчеты. Затраты на материалы. | Выполнять расчет стоимости материалов | Из чего складываются затраты на материалы | ||||