Анализ системы образования в России




 

В России в подавляющем большинстве семей нет традиции читать вечерами книги, как в Финляндии. Чтение не является ценностью в нашем государстве. Ценностные и нормативные установки в российских семьях не схожи, поэтому очень сложно прописать единый алгоритм повышения читательской способности россиян. Наше правительство пытается решить эту проблему. В рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования РФ и Федерального агентства по образованию, подготовлены Примерные программы начального общего образования, в которых поставлена задача формирования читательской компетентности. В статье «Литературное чтение: планируемые результаты» говорится: «…если раньше мы ставили задачу научить читать быстро, то теперь… надо выйти на понимание того, ради чего читаешь, что поможет школьнику сформировать свою точку зрения».

Сегодня в российских общеобразовательных школах обучаются школьники с разными стартовыми учебными возможностями. Ежегодно проводятся заседания психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам которой выявляются дети с какими-либо нарушениями в развитии. Педагогам рекомендуется обучать этих детей по программам особого вида. Эти дети обучаются вместе с остальными. Для детей-инвалидов созданы специальные условия: педагоги обучают их на дому, либо в спецшколах. Таким образом, эти дети оторваны от общества, им сложно после такой организации обучения адаптироваться к жизни в обществе.

Оставление на второй год считается унизительно для ученика и дискомфортно для учителя. Второгодничество не признано педагогически и экономически бессмысленным.

Также в российских школах существует внутренняя дифференциация в обучении - углубленное изучение одних предметов в ущерб другим, а также выделение «элитных» классов из общего потока. Доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения).

В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии. Однако в настоящее время существует проблема: не все желающие могут посещать детский сад из-за недостаточного количества мест, необходимых для детей. Образованию в детских садах уделяется незначительное внимание, кроме того, многие воспитатели детских садов не имеют достаточно высокой квалификации и иногда даже высшего образования.

В России основное направление пока ещё идет на энциклопедические знания. То есть знания берутся из учебников, а не те, которые пригодятся в жизни. В отличие от финского образования программа строится так, что ученикам предлагаются не умения применять знания, которые пригодятся в повседневной жизни, помогут справиться с будущими проблемами, реализовать свои планы, а знания ради знаний. В 2011 году с 1 класса во всех школах России введён новый образовательный стандарт (стандарт 2 поколения). Это документ, в котором изменены подходы и цели образования для начальной школы.

Если спросить российских школьников, зачем они ходят в школу, то получим такие ответы: получать знания - 22%, общаться с друзьями - 25%, получить оценки - 11%, потому что так надо - 13%, чтоб поступить в вуз - 15%, заставляют родители - 11%, не знаю - 9%. Элементарной практической грамоте как то: оформить квитанцию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар по Интернету и др. в российских школах не учат. Поэтому у многих школьников России существует проблема мотивации к обучению.

Проблемы системы образования в России. Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах по сравнению со странами Запада настолько велики, что не приходится говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Осознание «отсталости» отечественной системы образования не могло не повлиять на падение престижа образования, которое сказывается на мотивации учащихся к обучению. В-четвёртых, недостаточное финансирование образовательных программ и профилей. В-пятых, была выявлена роль психологических факторов, влияние которых на результаты PISA - косвенное, но значительное. Например, 39% наших учащихся испытывают психологическое напряжение при выполнении домашних заданий по математике, 32% российских подростков, по их собственному признанию, «ужасно нервничают, когда решают математические задачи», 72% беспокоятся, что они получат плохую оценку по этому предмету. Эти показатели на 10 - 20% превышают аналогичные данные по международной выборке, что свидетельствует о высоком уровне тревожности российских школьников. Примечательно, что в Финляндии, процент ответов, свидетельствующих о стрессовых настроениях, - существенно ниже, чем в других странах.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: