Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен. В современной России вид инфляции – ползучая (до 10 процентов в год).
При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:
- обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
- происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;
- разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;
- денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.
Причинами инфляции в 2007г стали:
Инфляционное ожидание;
В условиях высоких темпов экономики инфляцию подпитывает растущий внутренний спрос;
Основными причинами ускорения темпов инфляции в апреле-июне 2007 г. являются сокращения предложение ряда продовольственных товаров и низкая конкуренция на продовольственных рынках на фоне быстро растущих доходов населения.
Также будет сказываться и импортируемая инфляция на рынке продуктов в связи с недостаточным предложением отечественной сельхозпродукции; на цены повлияли низкие темпы роста отечественного производства из-за низкой рентабельности или убыточности производства ряда товаров (сливочного масла и сыра);
|
В связи с ростом притока капитала в Россию вследствие высоких цен на энергоносители на мировых рынках. Основной движущей силой инфляции власти называют чистый приток капитала в страну. По словам Игнатьева, за первое полугодие он составил $67 миллиардов по сравнению с $14 миллиардами годом ранее, а за весь год, по оценке ЦБР, этот показатель будет на уровне $70 миллиардов.
-основная причина высокой инфляции в июне 2007г. - быстрый рост цен на плодоовощную продукцию, которая в июне подорожала более чем на 12%, в то время как в июне прошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась;
- причиной инфляционного всплеска в сентябре и начале октября являются немонетарные факторы - рост мировых цен на продовольственном рынке, который вызвал скачок цен на молочные продукты и зерновые в России;
Ускорение темпов инфляции, наблюдаемое с апреля 2007 года, в основном связано с опережающим ростом цен на продовольственные товары. В конце сентября - начале октября произошел резкий скачок цен на ряд основных продуктов питания – рост в 1,2-1,4 раза: молоко и молочная продукция, масло сливочное, сыры, подсолнечное масло, яйца. В итоге за январь-сентябрь 2007 года цены на продовольственные товары выросли на 8,1 %, что в 1,2 раза выше, чем год назад, тогда как в I квартале отставание составляло 2,4 раза; [1]
Ускорение инфляции, по мнению министерства, обусловлено образованием дефицита продукции на отдельных рынках продовольственных товаров из-за резкого сокращения импорта, а также увеличением экспорта вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых рынках и падения коммерческой привлекательности внутреннего производства (за последние три года реальные цены снизились более чем на 25 %);
|
Другой фактор роста цен - быстрый рост денежных доходов населения, и особенно заработной платы - в номинальном выражении, соответственно на 21,7 % и 25,7 % (январь-сентябрь 2007 года к соответствующему периоду 2006 года), ведущий к росту платежеспособности населения, особенно с низким уровнем доходов (что поддерживает платежеспособный спрос на продукты). Повышение пенсий с 1декабря.
Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов (в настоящее время наблюдается профицит госбюджета), считают эксперты.
Потребительские цены
Согласно информации Федеральной государственной статистики за девять месяцев 2007 г. потребительские цены возросли на 7,5%, что на 0,3 процентного пункта больше, чем за январь-сентябрь 2006 года. За I квартал их прирост составил 3,4%, за II квартал - 2,2%, за III квартал 1,8%. Прирост цен в сентябре по отношению к сентябрю 2006 г. составил 9,4%, в январе-сентябре 2007 г. по отношению к январю-сентябрю 2006 г, - 8,2%.
Динамика цен на потребительские товары и услуги
(в % к предыдущему году) [2]
Ускорение инфляции произошло за счет базовой инфляции, которая за III квартал составила 3,7% против 1,7% за I квартал и 1,2% за II квартал. За девять месяцев 2007 г. она повысилась до 6,7% против 5,9% за январь-сентябрь 2006 года. В сентябре по сравнению с сентябрем 2006 г. базовая инфляция составила, по оценке, 8,7%.
|
По оценкам, за счет роста цен на группу товаров и услуг, входящих в расчет базового индекса потребительских цен, в январе-сентябре 2007 г. было получено 5,3 процентного пункта, или 69,9% общего прироста цен на потребительском рынке (в январе-сентябре 2006 г. - 4,6 процентного пункта, или 63,4%).
Основной вклад в ускорение инфляции внесло заметное увеличение темпов удорожания продовольственных товаров без учета плодоовощной продукции. Цены на эти товары за девять месяцев 2007 г. повысились на 8,1% (за январь-сентябрь 2006 г. - на 6,6%). Прирост цен на эту группу товаров в январе-сентябре 2007г. обеспечил, по оценкам, 3,0 процентного пункта, или 39,2% общего прироста цен на потребительском рынке. В январе-сентябре 2006 г. вклад данной группы товаров в общий прирост потребительских цен составил 2,6 процентного пункта, или 35,7%, в том числе вклад удорожания хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочной продукции оценивается примерно на уровне 0,8 процентного пункта, или 10,2%.
Ускорение роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции (до 2,2%) пришлось на сентябрь, когда заметно выросли цены на жиры, молоко и молочную продукцию, отражая рост внутреннего и мирового спроса на продукты питания в условиях ограниченных возможностей по наращиванию их производства. Так, за январь-сентябрь 2007г. производство масла растительного в стране снизилось по сравнению с сопоставимым периодом предыдущего года на 1,7%. Производство молочной продукции осталось на прошлогоднем уровне, но при этом производство отдельных ее видов сократилось: нежирной молочной продукции в пересчете на обезжиренное молоко - на 12,9%; молока сухого коровьего (цельного), сливок сухих и сухих смесей для мороженого - на 4,4%. Производство муки отечественными организациями снизилось на 3,7%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 2%, макаронных изделий – на 20%(7,6%)
В первой половине года наиболее существенным было удорожание продуктов переработки зерна. В целом за девять месяцев цены на масло подсолнечное выросли на 17,2% (за тот же период прошлого года - снизились на 1,2%). Масло сливочное подорожало на 17,1% (за январь-сентябрь прошлого года - на 4,0%), молоко и молочная продукция - на 12,0% (4,6%), хлеб и хлебобулочные изделия - на 0:6 -шю~и
За девять месяцев 2007 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 8,1%, что на 0,1 процентного пункта меньше, чем за аналогичный период 2006 года. По оценкам, в январе-сентябре 2007 г. вследствие роста цен на плодоовощную продукцию общий уровень потребительских цен повысился на 0,3 процентного пункта, или 4,1% общего прироста потребительских цен, в январе-сентябре 2006 г. эти показатели составили 0,3 процентного пункта и 4,5% соответственно.
Цены на продовольственные товары в целом за девять месяцев 2007 г. возросли на 8,1% (в январе-сентябре 2006 г. - 6,7%)
Таблица №1
Инфляция на рынке продовольственный товаров (%) [3]
Прирост (сентябрь 2007 г. По отношению к декабрю 2006 | Прирост (сентябрь 2006 г. По отношению к декабрю 2005г | ||
Продовольственны товары | 8,1 | 6,7 | Ускорение прироста на 1,4 п.п. |
Хлеб и хлебизделия | 20,0 | 7,6 | Ускорение прироста на 12,4 п.п. |
Крупа и бобовые | 15,9 | 11,0 | Ускорение прироста на 4,9 п.п. |
Макронные изделия | 13,8 | 3,8 | Ускорение прироста на 10 п.п. |
Мясо и птица | 5,4 | 3,9 | Ускорение прироста на 1,5 п.п. |
Рыба и морепродукты | 5,9 | 5,7 | Ускорение прироста на 0,1 п.п. |
Молоко и мол. Продукт. | 12,0 | 4,6 | Ускорение прироста на 7,4 п.п. |
Масло сливочное | 17,1 | 4,0 | Ускорение прироста на 13,1 п.п. |
Масло подсолнечное | 17,2 | -1,2 | |
Сахар-песок | 0,2 | 37,3 | Замедление прироста на 37,1 п.п. |
Плодоовощная продукция | 8,1 | 8,2 | Замедление прироста на 0,1 п.п. |
Алкогольные напитки | 5,2 | 7,4 | Замедление прироста на 2,2 п.п. |
Как и в предыдущие годы, цены на непродовольственные товары росли медленнее, чем на другие основные виды потребительских товаров и услуг. За девять месяцев 2007 г. эти товары подорожали на 4% (за январь-сентябрь 2006 г. - на 4,3%). Наиболее высоким был рост цен на строительные материалы (13,6%) и табачные изделия (5,7%). За соответствующий период 2006 г. эти группы товаров подорожали на 8,2 и 4,6% соответственно.
За девять месяцев 2007 г. цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 11,6% (за аналогичный период 2006 г. - на 12%). По оценкам, рост цен и тарифов на платные услуги в январе-сентябре 2007 г. обеспечил 2,9 процентного пункта, или 37,8% общего прироста цен на потребительском рынке (в январе-сентябре 2006 г. - соответственно 2,9 процентного пункта, или 39,6%).
Темпы прироста цен на жилищно-коммунальные услуги за январь-сентябрь 2007 г. составили 13,3% против 16,8% за сопоставимый период предыдущего года. Удорожание услуг связи ускорилось до 10,8% против 1,8% в январе-сентябре 2006 г, в результате значительного повышения в феврале тарифов на услуги городской телефонной связи. В целом прирост регулируемых тарифов на платные услуги за
девять месяцев 2007г. составил, по оценке, 11,8%, что на 0,4 процентного пункта меньше аналогичного показателя 2006 года.
Повышение цен и тарифов на платные услуги населению в январе-сентябре 2007г. превысило общий прирост цен на товары на 5,5 процентного пункта (в январе-сентябре 2006 г. - на 6,3 процентного пункта).
По информации Росстата, в январе-сентябре 2007 г. во всех федеральных округах России (кроме Уральского, Сибирского и Дальневосточного), рост потребительских цен был больше, чем в соответствующий период 2006 года.
По оценкам, в январе-сентябре 2007г. наблюдалось уменьшение различий между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Росстатом для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. За январь-сентябрь 2007 г. коэффициент региональных различий' уменьшился до 42,4% с 45,3%.
Рост цен на непродовольственные товары в январе-сентябре 2007г. был примерно одинаковым во всех округах (от 3,7 до 4,6%). Для темпов роста цен на плодоовощную продукцию был характерен большой разброс по субъектам Российской Федерации. Так, в Северо-Западном федеральном округе цены на данный вид продукции выросли на 11,8%, в то время как в Сибирском федеральном округе - на 0,6%.
По итогам девяти месяцев 2007 г. в большинстве округов замедлился рост тарифов на платные услуги населению по сравнению с предыдущим годом. Исключение составили Сибирский и Приволжский федеральные округа.
Спрос
Объем ВВП в первом полугодии 2007 г. увеличился на 7,9% (в январе-июне 2006 г. - на 6,0%). Рост экономики опирался на высокие темпы роста спроса.
Расширение внутреннего спроса вследствие роста доходов секторов экономики и реальное укрепление рубля способствовали динамичному росту как инвестиционного, так и потребительского импорта. При этом по оценкам Банка России, темпы роста ввоза товаров инвестиционного назначения, необходимых для развития экономики, были несколько выше темпов ввоза потребительских товаров. Рост последних во многом определяется высокими темпами роста закупок автомобилей, бытовой техники и других непродовольственных товаров.
Более высокими темпами по сравнению с темпами увеличения общего импорта в январе-сентябре 2007 г. рос ввоз товаров из стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), особенно из Китая, Японии и США. Увеличение импорта из стран ЕС, в том числе и из стран зоны евро, а также из стран СНГ происходило медленнее, чем увеличение общего импорта.
Доля импортной продукции в структуре товарных ресурсов розничной торговли во II квартале 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. увеличилась с 44 до 45%. В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров доля импорта составила 36% (во II квартале 2006 г. - 33%).
Наращивание объемов импорта товаров в январе-сентябре 2007 г. происходило, как и годом ранее, преимущественно за счет увеличения физических объемов ввоза, темпы, роста которых по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. значительно возросли, в то время как темпы роста импортных цен повысились незначительно. Вместе с тем рост цен на отдельные импортируемые товары формирует условия для роста цен на внутреннем рынке. Значительному увеличению стоимости импорта способствовало ускорение по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. роста закупок машиностроительной продукции, особенно автомобилей, а также продовольственных товаров.
Прирост расходов на конечное потребление домашних хозяйств в январе-июне 2007 г. составил 12,1% (в январе-июне 2006 г. -10,2%). В январе-сентябре текущего года сохранились высокие темпы роста потребительских расходов населения, что способствовало наращиванию объемов продаж через розничную торговую сеть. Темп прироста оборота розничной торговли ускорился до 14,8% (в январе-сентябре 2006 г. - 13,3%), темп прироста объема платных услуг населению немного замедлился - до 7,3% (7,7%).
Расходы на конечное потребление государственного управления в январе-июне 2007г. увеличились на 4,5% (в январе-июне 2006 г. - на 4,6%). По оценке, в январе-сентябре непроцентные расходы федерального бюджета по отношению к ВВП превысили уровень соответствующего показателя 2006 г., что является фактором, усиливающим риски инфляции. В то же время абсорбирование дополнительных нефтяных доходов в Стабилизационный фонд Российской Федерации ограничивало рост потребительских цен
.
Таблица № 2 [4]